Интервью

Play2Live — первая стриминговая платформа на блокчейне


В конце декабря президент Беларуси Александр Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики» в стране, главной целью которого является открытие широких возможностей для использования технологии блокчейн. По факту, на государственном уровне поддержали запуск всевозможных ICO, деятельность биржи криптовалют, майнинг и иные формы применения токенов, в том числе в сфере киберспорта. Одной из первых воспользоваться этой инициативой решила компания Play2Live, проведя в Минске киберспортивный турнир по Counter-Strike: Global Offensive с неплохим призовым фондом в 100 000 долларов в собственной криптовалюте. 


Турнир Play2Live Crypt0masters, кстати, прошел на Falcon Arena, знакомой нам по прошлогоднему DevGamm, и в нем приняли участие восемь команд — семь приглашенных и одна по результатам открытой квалификации. Триумфатором чемпионата стала польская команда AGO, на втором месте оказались Space Soldiers из Турции, а третье и четвертое место заняли немцы из BIG и шведы из GODSENT. Белорусы из «Динамо Бреста», к сожалению, до призовых мест не добрались. А мы вот смогли добраться до основателя Play2Live Алексея Бурдыко, и расспросили его о первой стриминговой платформе с применением технологии блокчейн, где зарабатывать смогут даже простые зрители.

— Хочется для начала прояснить один момент с названием Play2Live. Вы произносите «лайв», но интуитивно хочется прочесть «лив»…

— Так и задумывалось! Каждый может выбрать для себя то звучание, которое ему больше подходит. «Плэй ту лайв» — играй в прямом эфире, прямая корреляция с стриминговой платформой, а «плэй ту лив» — играй, чтобы жить, как некий лайфстайл, стиль жизни.  Кому как нравится, тот так и называет, к тому же есть сокращенное название p2l.tv.

— Какова ваша роль на турнире Play2Live CryptoMasters?

— Этот турнир мы проводим вместе с нашими партнерами — киберспортивной компанией TwogNation. Точнее, они его организовали, а мы выступили технологическим партнером, бродкаст-площадкой и спонсором. Для нас основная цель и задача не в том, чтобы побить какие-то цифры, рекорды и так далее. Мы здесь нагружаем и тестируем свой прототип, это далеко не заявка на какой-то релиз, даже не нулевой этап. Все интересные вещи появятся в июле, когда мы выпустим бета-версию и будем постепенно дополнять ее функционалом. Но уже сейчас мы с командой понимаем, что есть вещи, которые даже не описаны в white paper, но мы точно сможем их реализовать, и они будут очень востребованы.

— Можете вкратце обрисовать концепцию платформы, и как в ней задействована технология блокчейна?

— Разумеется, непосредственно для стриминга видео блокчейн не предназначен, зато он идеально подходит для экономической составляющей. Транзакции, смарт-контракты (между стримером и зрителем, зрителем и другим зрителем, зрителем и организатором турнира) и так далее. Сам же сервис Play2Live основывается на трех фундаментальных вещах. 

Первое — наш зритель будет зарабатывать токены (то есть местную криптовалюту LUC) просто смотря трансляции. Причем это не вопрос каких-то спекуляций или роста курса, благодаря которому можно будет «выпускать» и раздавать валюту, а совершенно конкретные кейсы, которые в том числе нам помогает осуществлять технология блокчейн. Во-первых, это Peer-to-peer CDN — зритель, смотря трансляцию, может раздавать ее другим пользователям, по принципу торрента. За счет этого мы уменьшаем свои затраты на оплату трафика, а следовательно имеем средства, чтобы наградить раздающего пользователя. Все очень просто: нажал кнопочку, начал раздавать трансляцию — начал зарабатывать токены. 

Во-вторых, это «реворды» за просмотр рекламы. На рынке уже есть схожая концепция от основателей MozillaBrave Browser. В ходе ICO они подняли порядка 35 миллионов долларов, по-моему, за 5-10 минут. А концепция достаточно простая: это браузер, свободный от рекламы, но если ты хочешь зарабатывать местные токены за ее просмотр, то достаточно так же нажать одну кнопочку. В нашем случае все примерно то же самое: по дефолту наш пользователь не смотрит рекламу, но имеет возможность делать это за токены. Ключевая разница между нашими концепциями в том, что сам стример определяет, какую часть своего revenue с рекламы он готов отдавать зрителю. При этом базовые ставки по revenue share рекламного дохода у нас значительно выше, чем у Twitch. Таким образом наш зритель становится полноценным участником экономической экосистемы, а блокчейн обеспечивает ее полную прозрачность.

Второе — использование криптовалюты внутри системы дает фундаментальные преимущества. Сейчас на стримерских платформах для того, чтобы начать зарабатывать, нужно пройти очень много шагов: зарегистрироваться, пройти тестовый неоплачиваемый период, набрать определенное количество подписчиков, заполнить application form на получение партнерки и подождать ее утверждения, а даже когда первые заработки появляются, чтобы их вывести, надо заполнить еще кучу форм… Это все занимает огромное количество времени — недели, месяцы. 

А на Play2Live — зарегистрировался, автоматически сгенерировался твой криптовалютный кошелек, запустил свой первый стрим, пускай даже с десятью своими друзьями в качестве зрителей, и с момента самой первой транзакции: за показ рекламы, за подписку, в виде доната — как угодно, эти токены сразу попадают в твой кошелек, и их сразу можно обменять на Bitcoin, Etherium или фиаты (реальные деньги). Это твои деньги здесь и сейчас, абсолютно пропадает порог вхождения. Я уверен, что с точки зрения привлечения аудитории, генерации первичного органического трафика, это очень большое преимущество, которое позволит молодых стримеров привлекать к нам на платформу.

Наконец, третье — у нас на платформе пятнадцать источников выручки, то есть пятнадцать способов, каким образом зрители могут свои токены потратить. Это огромное количество уникального функционала, которого нет на Twitch или YouTube Gaming — там их всего пять. В нашем White Paper это все достаточно детально описано, и мы уже начинаем определенные вещи реализовывать даже несмотря на очень раннюю версию прототипа, на котором, кстати, мы прямо сейчас вполне успешно транслируем наш турнир.

— Каким образом можно будет быстро вывести токены в фиат?

— Во-первых, будет n-ное количество партнеров, которые будут принимать наши токены в качестве оплаты, а если не хотите переводить их в популярные криптовалюты, можно будет использовать QIWI, PayPal и так далее. Думаю, будет централизованное решение, чтобы делать это прямо на платформе в несколько кликов.

— Я так понимаю, вы весь этот функционал планируете реализовать в своем плеере, не надо будет скачивать каких-то дополнительных приложений, достаточно будет открыть вкладку браузера с вашим сайтом?

— С точки зрения зрителя — да, у нас будет вэб решение, у нас будут приложения для мобильных устройств и для приставок, вся та же дистрибуция, что и у Twitch. С точки зрения стримера все тоже аналогично, достаточно захватить свое изображение и начать бродкаст.

— Можно ли будет рестримить на P2L?

— Да, конечно, нам выгодно расширять нетворк, а подобные сервисы помогают это делать. Более того, я вижу здесь некое преимущество — когда стример расшаривает свой эфир на несколько платформ и видит, что у нас additional value за счет заработка в токенах и роста их курса выше, ему приходит мысль: а что если я весь свой трафик пущу эксклюзивно на Play2Live, раз заработать больше там проще. Я думаю, результат его не разочарует.

— По поводу Peer-to-peer CDN, система будет автоматически определять технические возможности раздающего? Мощность устройства как-то будет влиять?

— Этой функцией можно будет одинаково пользоваться со всех устройств. Тут вопрос не мощности железа, вы будете делиться своим интернет-каналом. Софт будет оценивать ширину канала, пинг, другие параметры, а через что вы раздаете — телефон, ПК или планшет — это неважно.

— Какими средствами и как активно планируете переманивать аудиторию с других платформ?

— Тут есть две составляющие. Первая — как раз тот функционал и те фундаментальные вещи, которые я уже упомянул. Они сами по себе будут привлекать новых молодых стримеров и их аудиторию. Вторая — маркетинговая стратегия, основанная на взаимодействии с топовыми стримерами, киберспортивными турнирными организаторами и командами с точки зрения заключения эксклюзивных контрактов. Это поможет привести на платформу первый объем органического трафика. Мы уже успешно работаем в этом направлении, и после окончания token sale в течение месяца-полутора вас ждут первые анонсы. Сама платформа должна заработать в июле, и мы сразу будем стартовать с неким набором партнеров.

— В плане контента будут только прямые трансляции или видео в том числе? Youtube ведь тоже конкурент не помешает.

— Нет, задачи конкурировать с Youtube нет, мы прекрасно отдаем отчет о своих возможностях в сегменте, в котором работаем. У нас абсолютный фокус на live-бродкасты и источники их монетизации. Да, у нас будет некое VOD-хранилище, мы прорабатываем партнерки с другими блокчейн-проектами, которые предлагают интересные решения по облачному хранению в том числе и видеоконтента, но здесь тоже есть свои сложности. Ставку мы на это, по крайней мере на текущем этапе, не делаем.

— Несмотря на то, что в команде в основном русскоговорящие сотрудники, особой направленности на наш рынок у вас, я так понимаю, нет?

— Нет. Во-первых, после token sale команда усилится иностранцами, во-вторых нам очень нужен разноплановый рыночный опыт, хотя, конечно, русскоязычный сегмент мы уже знаем хорошо.

— Как удалось собрать такую крупную сумму на token sale (на момент написания она составляет более 24 миллиона долларов)? Почему проект вызывает такой ажиотаж?

— Ответ достаточно простой. У нас очень молодое коммьюнити, состоящее из геймеров и киберспортсменов. Эти люди всегда интересуются чем-то новым и технологичным. На текущий момент среди других блокчейн-проектов наш проект не имеет аналогов со схожей концепцией и полноценной инфраструктурой. Сервисов-надстроек достаточно много, а вот полноценных платформ с экосистемой нет. Конечно, мы промоутируем наш проект большим количеством способов, есть и road show, в которых я участвовал недавно и в Америке, и в Азии, и в Европе, и в Дубае вот были недавно. Сфера киберспорта — интересна, сфера блокчейна — интересна, новые форматы платформ — тоже интересны. 

Ну, и конечно у нас очень крутая команда: Дмитрий Коченев, бывший управляющий директор Rambler и руководитель киберспортивного направления Mail.Ru, Инна Мороз, бывший директор по развитию Wargaming и Rovio Games, Мария Маврех, бывший маркетолог Видео Интернешнл и RealWeb, Пейди Ханг, с которой я семь лет работал в GameShow, наш специалист по азиатскому рынку, и так далее — уже порядка двадцати пяти человек, а после запуска будет гораздо больше. 

Причем у нас не просто сильный концепт продукта, но мы уже показываем успехи на практике: уже есть киберспортивный турнир, и уже есть MVP (минимально жизнеспособный продукт), где мы транслируем его на шестнадцати языках. Мне сказали, что трансляцию уже успели спиратить, и в какой-то степени я этому даже рад, потому что это некое признание нашей работы. 

— А как, кстати, реагирует азиатский рынок, который обладает своими особенностями?

— Огромный позитив! У них тоже до сих пор нет подобного сервиса, хотя рынок китайских стриминговых и игровых платформ гораздо более развит: на некоторых площадках какой-то функционал с токенами — не криптографическими — был реализован еще год-полтора назад. Я слежу за этим рынком уже двенадцать лет, и у нас очень много покупателей токенов из Азии, потому что проект им гораздо более понятен. Собственно, в том же Китае двенадцать лет назад киберспорт уже был официальным видом спорта. 

Интересна ли такая идея применения блокчейна? Или стриминговой аудитории это не нужно?

Играть
Комментарии (7)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Karasb
1
07.03.2018 18:32
Ну так курс упадет за ночь и все. А вообще такая себе идея, не взлетит.
Quattro
1
06.03.2018 17:05
Много не заработаешь
Bberto
06.03.2018 18:59
Много, понятие растяжимое ...))
[AK47]
1
06.03.2018 17:00
Интересно, а ботоводство они отследят? а то найдутся люди которые парки слабых компьютеров в школах и университетах ночами заставят смотреть их стримы
Михаил Кольбус
GURU team
5
06.03.2018 17:02
Не думаю, что там можно много нафармить, плюс там очевидно будут отслеживаться айпишники
Collos
1
06.03.2018 16:56
Идея ок, а мужичка этого в белой рубашке я где то видел уже.
основатель Gameshow же)
Комментарии на сайте