Гиганты современных RTS не чураются преподносить геймерам концептуально потрепанные, но технологически совершенные продукты. При этом они имеют странную цель: охватить как можно более широкие массы. Несколько лет назад стало известно, что на популярные лавры посягнули, доселе известные лишь в определенных кругах, белорусы из Wargaming.net.
Сменились идеалы. Беспощадную проверку временем прошло все, что не смыло в воды небытия, и теперь, свежая Order of War уже народных игроделов из «картофельной страны» стала ожидаться как новая веха в интерактивных сражениях. Снова Вторая Мировая? Конечно! Ведь выходцы из Союза Республик как никто другие знают о том, что необъятное объять в одной игре попросту нельзя. Ну, а пока солдаты готовят потрепанные бушлаты и заправляют «Тигров», вы, товарищ полковник, пройдите в командирский штаб.
Что выбираешь ты?
Собственно, не начиная разводить демагогию о патриотизме и вечном, разработчики сразу предлагают нам две кампании - Американскую и Немецкую. Не будучи оригинальными и рискуя быть осужденными в компиляции всех военно-игровых клише, в первом случае нас высылают на великосветскую «беседу» с германскими отрядами в элитный клуб скорбной бойни - Нормандию, а во втором - на менее известные фронты, где нам предложат собственноручно отбить польские земли от многочисленных русских танковых дивизий.
Однако не стоит опасаться мучительного выбора принятия стороны, все-таки мы не в «Звездных войнах», а в настоящих, земных, и кампании отличаются минимально. Генеральное отличие состоит разве что в тактических изысках, да и те чистой воды - историческая справка с весьма размытым текстом. К примеру, играя за Запад, который в свете событий давит превосходством, принуждают бросаться в «раш», никаких обходов, маневры на довольно широких территориях требуются лишь на высшей сложности. Временами буря затихает, в списке заданий фигурирует строка с призывом разместить оборонные посты и иногда вызывать десантников, которые как снег валятся на головы очумевших немцев, а военная стратегия для разнообразия прикидывается довольно странной хоть и местами увлекательной Tower Defence.
Красота спасает мир
В остальное время посылаем отряды освобождать оккупированные пригороды, полагаемся на простейший интерфейс и радостно потираем руки при захвате новой контрольной точки с получением валютных средств. Используя базовые экономические расчеты, прикидываем стоимость очередного транспортного конвоя, вызываем подкрепления и вновь уносимся стремглав в дебри классического массового сражения. И все бы ничего, да только в течение всех 18 боевых операций подобный финт придется использовать везде, и это несколько утомляет.
В особо «одаренные» (хоть и редкие) моменты, когда скука перерастает в полноценный сон, нужно заметить значок символически изображающий камеру. Стоит только его нажать и процесс перейдет под управление чудесного виртуального оператора, который захватит в свой жадный ракурс любое «жирное» действие. Каждая подобная сцена очаровывает взгляд сотнями деревьев, хрустящих под гусеницами «Тигра», и живописно разлетающимися грузовиками. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет мысль о невольном ремейке пиротехничной Ground Control, взращенной в Минске.
Ваш ход, товарищ!
Как быть, если на протяжении нескольких часов нам только и доверяют, что тыкать мышкой в красные области карты и наблюдать? Хотим командовать! На деле и здесь нашелся неплохой выход, который, впрочем, выполняет обязанность любого стратегического элемента, заставляя включать фантазию.
Сюда же можно втиснуть факт об интересном и нестандартном ИИ противников. Колонна вражеских грузовиков проехала мимо установленного вами поста? Небольшой отряд неожиданно вернулся после мнимого отступления? Вездесущие немцы, наступающие с двух флангов, запудрили вам мозги нелепыми, но в то же время действенными маневрами? Да, в Order of War действительно есть чем заняться! После простых и неприхотливых в освоении дуэлей приходит озарение - здесь действительно можно думать, учитывать характеристики станковых обстрелов, умело создавать тандемы из пары-тройки «Шерманов» и пяти десятков бойцов по флангу, просчитывать на несколько ходов возможное нападение пехоты с юга от какого-нибудь озера, а затем переходить в наступление. В конце концов, разбить остатки вражеских войск артиллерийским ударом из-за карты и с чувством глубочайшего удовлетворения идти записываться в ближайший шахматный клуб.
Уничтожение границ
Отдельной похвалы заслуживают постановочные моменты игры за немцев, где русские войска, имея в своем распоряжении скромный пехотный дивизион, подкреплены десятками быстроходных танков, и каждая оборонительная миссия неизменно вырастает в остросюжетную пьесу с сотнями жертв и беспрестанным заклиниванием иконок воздушной поддержки в ожидании спасительного ракетного трассера. Добавляет драмы и временной отрезок, а именно события предшествующие захвату Советским Союзом Восточной Пруссии, и именно они в игре наглядно освещают предсмертные конвульсии фашистской Германии. И все эти эмоциональные сцены как нельзя лучше подкрепляются музыкой Джереми Соула - наверное, известнейшего композитора музыки для видеоигр (саундтреки к Warhammer 40,000: Dawn of War, Star Wars: Knights of the Old Republic, The Elder Scrolls: Morrowind и Oblivion его рук дело).
Проверенные годами базовые разработки RTS, сдобренные динамикой делают свое - через час от Order of War оторваться сможет лишь редкий зануда, филигранно выискивающий на карте в июньской битве 1944 остатки зенитных установок после северо-западного нападения французов. Недостаток реализма и исторической точности в подобных играх с лихвой окупается собственными приятными деталями. В этом плане консервативные белорусы почему-то резко умеряют пыл и прячут глаза. В прежней их разработке - «Операция «Багратион» мелких интересных аспектов было гораздо больше. Видимо, великие Square Enix, подарившие миру Final Fantasy, в угоду любителям адреналина и скоростей велели белорусам упразднить даже возможность поставить игру на паузу...
Легко предположить, что в создании второй серьезной стратегии по ВОВ будет задействован опыт из предыдущей разработки... Собственно, не мудрствуя лукаво, создатели почерпнули из «Багратиона» все что можно: начиная с основной концепции и заканчивая движком. Самое же значительное новшество - пресловутый масштаб, которым авторы пугали нас с самого начала, работает и выполняет действительно главную роль. Совершенно понятно, что действие Великой войны выглядеть будет прекрасно только здесь и только сейчас.
***
«Order of War: Освобождение» наглядно показывает развитие современных RTS. Словно Илья Ильич Обломов жанр расположился на диване с философскими мыслями и собственными внутренними процессами, не собираясь значительно двигаться куда-либо. В данном случае, игра расположилась ещё и с королевской роскошью, не позволяя очерстветь остаткам своей стратегической души.
Дорого. Красиво. Местами интересно, но иногда дико скучно. И, к сожалению, совсем без значимых инноваций.
