Игроки постарше отлично помнят первый Flashpoint - он жутко тормозил, был до неприличия хардкорен, но при этом умудрялся затягивать на долгие часы. Эта игра позволяла почувствовать себя участником настоящих боевых действий и продумывать каждый свой шаг. В 2009 году нас угостили «долгожданным продолжением» - Dragon Rising, - глянув на кучу условностей и упрощений которого, фанаты, пофыркав, пошли дальше играть в ARMA 2. И вот на прилавках оказывается Red River, а вместе с ним рассеиваются последние надежды на светлое будущее серии.
10 Правил сержанта Нокса
В этой игре сюжет подается двумя основными способами - вкрадчивым голосом некоего генерала, верящего в непобедимость доблестных американских морпехов и вводящего нас в курс дела при загрузке карт между миссиями и устами непосредственного полевого командира. Если скучные бравады первого можно пропустить, то со вторым дела обстоят куда печальнее. Сержант Нокс постоянно сопровождает нас в передвижениях на «Хаммере» и транспортном вертолете между целями миссий. И ругает всех и вся. Он ругает таджиков, китайцев, ландшафт, но больше всего, конечно, достается собственному взводу - то есть нам. И если поначалу это развлекает, то уже к третьей миссии хочется убить не столько засевших в кишлаках партизан, сколько проклятого негра афроамериканца. И ведь деться некуда - в начале и конце миссии нам практически всегда приходиться достаточно долго трястись в кузове армейского джипа, где нас уже поджидает сержант Нокс с очередной порцией нравоучений.
Сам сюжет тоже не блещет откровениями. Видно, что Codemasters изо всех сил пытались придумать что-то правдоподобное, но на деле получилось нечто похожее на клюкву старика Клэнси с добавлением штампов про многочисленных китайцев и хаосом, царящем в постсоветском пространстве. Хотя, стоит признать, что сражений с армией КНР в таджикских пустынях мы раньше еще не видели.
Рельсы
Уж непонятно, чем руководствовались разработчики, настолько упрощая свой проект. Балом правят скрипты, а линейность происходящего вовсю стремится к стандартам, заданным серией Call Of Duty. Но все дело в том, что там виртуальный режиссер настолько умело руководит декорациями, что о постановочности думать попросту некогда. Здесь же, следуя по красным маркерам, неоднократно замечаешь, как минуту назад пустой городок заполняется толпами врагов.
В нашем подчинении находится отряд «Браво» из трех человек. Теоретически все боевые действия должны происходить при четком взаимодействии нашего и еще двух других звеньев. На деле полагаться здесь можно лишь на себя, а отчаянные крики «Альфы»: «Мы под огнем», свидетельствуют лишь о том, что мы недостаточно быстро перемещаемся по красным маркерам заданий, и скрипт сработал чуть раньше положенного. Отряду можно отдавать простенькие приказы, но подчиненные настолько тупы, что используется эта возможность лишь в случае, если нужно отвлечь огонь бронетехники и перебежать в другую точку. Морпехи, конечно, послушно погибнут под вражеским огнем, но корить себя не стоит - на очередной контрольной точке все падшие воины как ни в чем не бывало вернутся в строй.
ИИ вообще заслуживает отдельного рассказа. Таких непредсказуемых и неадекватных действий, какие выкидывают что враги, что союзники, сегодня, наверное, не увидишь больше нигде. Обычная ситуация - мы сидим за нагромождением мешков с песком и обстреливаем кишлак, в котором засели таджики.
Подчиненные солдаты, несмотря на приказ «держать позицию», бегают под огнем противника ПЕРЕД мешками и регулярно попадают в сектор обстрела игрока, а схватив пулю, начинают негодующе вопить и судорожно перевязывать друг друга под шквальным огнем из укрытия. Но и таджики, видимо, решив применить контратаку, покидают кишлак и начинают не торопясь, во весь рост выходить из парадного входа, ловя пули катящегося со смеху игрока. Но самое забавное, что такой маневр увенчивается полным успехом - последний боец против демократии потихоньку подходит вплотную к бравым американцам и... расстреливает всех троих.
Реализм
Если все настолько грустно с тактикой, может, с реализмом дела обстоят иначе? Поначалу такое ощущение действительно может сложиться. Враги могут убить с одной пули, а попасть из М16 в противника, находящегося на расстоянии 250 метров, довольно проблематично. Но и эта иллюзия быстро рассеивается. Вся баллистика заключается лишь в том, чтобы стрелять чуть выше противника с поправкой на расстояние. Оружия в игре немного, и его выбор напрямую зависит от выбранного класса. За задания мы получаем опыт и уровни, с ростом которых увеличивается число доступных перков и модулей. Зачем к одиночному режиму прикрутили подобную ролевую составляющую - тоже непонятно, тем более что очень скоро становится ясно: кроме разведчика (снайпера) качать что-либо еще не имеет смысла. К трофейным пушкам лучше не притрагиваться вообще - их точность, равно как и физическое состояние, обычно оставляет желать лучшего. Ну кому нужен «Калашников», который заклинивает посреди каждой обоймы? Да и необходимости подбирать трофеи почти что не возникает - в каждой деревне полно коробок, наполненных натовскими патронами.
Радость от созерцания трассеров тоже угасает довольно быстро. Поначалу думаешь, что ярко-зеленые и красные лучи, пронзающие воздух, сигнализируют о том, что стреляющий использует последние три пули в обойме, которые во многих армиях делают трассирующими, дабы сигнализировать о пустеющем рожке. Но не тут-то было - в игре таких различий нет, и существуют трассеры, видимо, лишь для того, чтобы показать, откуда ведется огонь. Из-за этого при массированных боевых действиях происходящее напоминает битву на Геонозисе из второго эпизода Звездных Войн.
Очень раздражает вражеская бронетехника - во-первых, случайная пуля китайского БТРа мгновенно отправляет игрока к автосейву, а во-вторых, чтобы его уничтожить, частенько приходится довольно далеко бежать за гранатометом. И это при том, что в отряде обычно присутствует подрывник, который, разумеется, и пальцем не пошевелит для устранения бронетехники. Покататься нам кроме «Хаммера» ни на чем не позволят, что грустно, если учесть, сколько видов техники можно было водить в аналогичных играх.
Лечение ранений реализовано перебинтовкой, которая надоедает пуще горькой редьки. Зачем авторы сделали ее вместо испытанного метода восстановления здоровья в укрытии, остается тайной за семью печатями. Но уж реализма такой подход не прибавляет точно - к концу миссии при таком лечении морпех должен походить на перебинтованную мумию какого-нибудь фараона.
Сама компания начинается довольно вяло - уничтожение разрозненных таджиков наскучивает очень быстро, а заниматься этим нас заставляют аж на протяжении нескольких миссий. При прибытии китайских войск динамики прибавляется, но и монотонный отстрел прибывающих волн китайцев, различающихся лишь количеством пуль, необходимых для их убийства, бурных эмоций не вызывает. Радует лишь ночная миссия, где присутствует и бесшумная вылазка, и побег от вертолета, и оборона деревеньки от спецназа. Последние задания сложны, но лишь из-за огромного количества бойцов Поднебесной и редких сохранений.
В отдельных миссиях мы должны сопровождать конвой, спасать сбитых пилотов или удерживать плацдарм от наступающих волн врага. Все они достаточно однообразны и приобретают некоторое оживление лишь в кооперативном режиме. Да и сама кампания (например, NPC, не умеющие поднимать раненого игрока на ноги), по-видимому, рассчитана на прохождение в компании друзей. Проблема в том, что найти трех друзей, желающих поиграть в Red River, будет не так-то просто.
Графика, мягко говоря, звезд с неба не хватает и, по тенденции последнего времени, все недостатки текстур низкого разрешения и угловатых моделей пытается компенсировать солнечными бликами и чересчур ярким небом. Дело усугубляется однообразным и скучным ландшафтом, а также скопипасченными домиками тут и там. Звучание оружия напоминает скорее стрекотание кузнечика, а музыка присутствует лишь в роли саундтрека к речам Нокса при поездках на джипе.
Уйдя из ниши, в которой у игры есть множество фанатов, Flashpoint не приобрел новых. Любители тактических экшенов будут по-прежнему ждать новых аддонов к ARMA 2, а поклонники рельсовых и зрелищных шутеров наслаждаться Call of Duty и Battlefield BC. Даже в близком сеттинге с участием талибов и американскими операциями в горах военная драма последнего Medal of Honor даст «флешпоинту» 100 очков вперед. Это печально.