XCOM: Enemy Unknown - редкий пример удачного перезапуска
франшизы. Известную в свое время серию здорово омолодили, но сохранили все то,
за что серия стала культовой. Firaxis
разработала тактическую стратегию, в которую интересно играть далеким от жанра
людям. Если вас воротит от Turb-Based Strategy - серьезно, попробуйте Enemy Unknown. Возможно, игра заставит вас
переосмыслить свое отношение к пошаговым стратегиям. А теперь, собрав множество
наград, разработчики вполне ожидаемо подготовили добавку в виде Enemy Within. Дополнение сделано с расчетом и
на новичков в мире XCOM,
и на бывалых игроков.
Enemy Within - это не DLC с новыми скинами героев, двумя
пушками и одной новой локацией за $3.99, как теперь принято делать. Перед нами
полноценный аддон, а они нынче практически вымерли - их убили как раз DLC за мизерную цену, дающие 1-2
часа геймплея. К счастью, Firaxis
выпустила настоящее дополнение с большим количеством изменений, свежими картами
и игровым процессом, рассчитанным на много часов прохождения. Примерно то же
самое разработчики выпускают и для Civilization: сначала идет номерная игра
серии, а раз в год - крупный аддон, иногда меняющий все до неузнаваемости. Если
XCOM
пойдет той же тропой, в обиде точно никто не останется.
Вселенная
интересна тем, что строится на штампах об инопланетянах, но настолько умело
использует клише, что это не вызывает раздражение, а только привлекает. Нашему
отряду XCOM
вновь предстоит отбить атаку наглых пришельцев - сколько ни бей, они все равно
прут на Землю. В этот раз мы опять собираем команду, проводим исследования и
разработки, выбираем миссии, после чего отправляемся на дело. Заданий на выбор
несколько, и к большинству вернуться уже не получится. Выбирать миссии нелегко:
разрулить ситуацию в Канаде - значит отказать британцам, и так всегда.
Разработчики передали ответственность перед целой планетой, но такая уж работа
у нас - либо спасти одного, либо вообще никого. Мы побываем практически во всех
точках земного шара, и проработка каждого уголка впечатляет. При всем желании
не получится спутать Китай с Японией, а Германию с, например, Великобританией.
Новые карты добавляют разнообразия XCOM. В Enemy Unknown большинство заданий проходило в
крупных населенных пунктах, а теперь локации простираются и на ферме, и посреди
леса. Firaxis
добавила интересную особенность. Бойцы у нас из разных стран, но раньше все
говорили на идеальном английском языке. Теперь же во время перестрелки вояки
будут вопить на языке своей страны. Получилось здорово, но если не нравится, в
настройках можно отменить это нововведение, хотя делать это не советуем - очень
уж сочными получились многие реплики.

Теперь
у нас есть возможность заковать солдат в настоящие боевые костюмы. Прятаться за
укрытиями в таком состоянии они не могут - габариты снаряжения слишком большие,
- но высокая степень защиты и приличная огневая мощь легко компенсируют любые
недостатки. Костюмы - важная находка разработчиков и серьезный аргумент в споре
с инопланетянами. С той лишь поправкой, что пришельцы тоже могут сесть в мехи,
и получится битва роботов, которой позавидует Майкл Бэй. Если грубая сила не по
душе, есть второй новый тип развития персонажей. Он пришел прямиком из мира
киберпанк-игр - модификаторы. Улучшение физических показателей позволяет
сделать настоящего Пророка из Crysis,
который так же высоко прыгает, пробивает все стены и становится невидимым. Хотя
сравнение с Deus
Ex
ближе, особенно глядя на список доступных для улучшения органов и частей тела.
С
выполнением ряда требований персонажам теперь присваиваются медали, и мы сами
выбираем, какие бонусы дает та или иная награда. На количество улучшений бойцов
и раньше никто не жаловался, а теперь их стало еще больше. Для механических и
генетических апгрейдов обычные ресурсы не годятся. Нужна субстанция, которую мы
добываем из ящиков по ходу миссий. Особенность в том, что каждый контейнер
самоуничтожается через определенное время, поэтому оставлять на потом столь
нужные ящики не стоит. И без того адреналиновые матчи превратились в еще более
быстрые и напряженные, часто стоит выбор между убийством врага и добычей
ресурса.

Проблема
многих тактических игр - позиционные сражения. Вы и враги занимаете выгодные
позиции и не спеша постреливаете друг в друга. Enemy Within предлагает совершенно иной
подход, и большинство изменений в аддоне как раз сделаны для постоянного
движения на карте. Засиживаться на одном месте нет смысла: во-первых, соберете
мало ресурсов, во-вторых, зачем вам крутые модифицированные бойцы, если не
используете их умения на полную? Важно понять умения каждого солдата и
максимально эффективно применять их. Перепрыгнуть высокий забор и оказаться у
врагов за спиной, включить невидимость и сменить позицию, пробить стену и
всадить в пришельцев весь боезапас. На первый план выходит тактика опережения,
и искусственный интеллект в этом плане не отстает. Противники используют
неожиданные маневры и порой сильно удивляют, ИИ может здорово потрепать нервы.

Над
графикой Firaxis
особо не заморачивалась. Игра берет стилем и атмосферой, но не технологичной
картинкой. Спецэффекты удались на славу, а вот текстурам отчаянно не хватает
четкости. С другой стороны, в тактических стратегиях графика традиционно
опускается. В целом визуальную часть можно назвать хорошей, и только.
Enemy Within меняет тактику, ставя во главу угла постоянную смену позиций и адаптацию к новым меняющимся на ходу условиям. Две большие ветки улучшений - механическая и генетическая – привносят еще больше разнообразия, а карты стали живописнее. Правильное дополнение, которое угодит всем