На Wasteland 3 невозможно смотреть в отрыве от ее корней и автора. Мы заранее знали, что это будет последняя игра Брайана Фарго — отца всей постапокалиптики в ролевых видеоиграх и дедушки Fallout. Изначально надеялись, что это будет возможность громко хлопнуть дверью на прощание и показать всем, что у старой школы есть еще порох в гатлинг-пушке. С превеликим удовольствием приходится признать, что старик не подвел. Заключительная часть трилогии о пустынных рейнджерах это и в самом деле его бенефис — ровно такой, какой стоит ожидать от заслуженного ветерана, не успевшего растерять боевой опыт.
Расставим точки сразу: Wasteland 3 это настоящая классическая ролевая игра. С богатыми возможностями для отыгрыша, гибкостью в выборе прокачки партии, исследованием большого открытого мира, с множеством нюансов и полутонов, с нелинейностью в геймплее и повествовании и, что самое главное, с последствиями за принятые решения. За прохождение, способное растянуться на многие десятки часов, игроку придется сделать сотни больших и маленьких выборов, и придется быть готовым к тому, что каждый из них может повлечь изменения в игровом мире. О каких-то из ваших действий игра может напомнить к тому моменту, когда вы о них уже забудете, словно говоря: «Думал, тебе это с рук сойдет? Нет уж, дружище, давай теперь расхлебывай то, что сам заварил»
Кого-то он мне напоминает...
На развитие сюжета может кардинально повлиять множество факторов: от неосторожной реплики в диалоге до выбора напарника, а сложившаяся из множества деталей история всегда будет вашей собственной. Wasteland 3 просто вопиюще реиграбельна. Проведя на заснеженных пустошах более 60 часов, я явно чувствую, что не увидел и половины того, что может предложить местный жестокий и прекрасный мир. Это одна из тех игр, в которых порой хочется загрузиться и переиграть диалог только чтобы посмотреть: а как развернутся события, если я поступлю иначе?
Любители отыгрывать ублюдка в Wasteland 3 не заскучают
Фирменный острословный стиль Фарго и компании чувствуется не только в диалогах, но даже в описаниях предметов и навыков. При этом inXile не стесняется перенимать из чужого опыта то, что хорошо лежит. Общий тон Wasteland 3 можно охарактеризовать как «еще более безумный Fallout 2». Серьезные морально-этические дилеммы и по-настоящему мрачные истории в постъядерном мире идут рука об руку с шутками про инцест, зоофилию и каннибализм. Хотелось бы сказать тут, что игра строго для взрослых людей, но признайтесь честно: в каком возрасте вы впервые заглянули в бордель в Нью-Рино? Не будем ханжами. Главное, что в целом никакого диссонанса такая гремучая смесь не вызывает, хотя перекосы на уровне говорящих когтей смерти случаются и тут. Но если по настроению скитания рейнджеров по Колорадо ближе всего к путешествию Избранного из Арройо, то общая сюжетная подоплека в первую очередь напоминает New Vegas. В морозном Колорадо рейнджеры оказываются в результате на корню проваленной логистической операции, изрядно сократившей их численность. А штат разрывают тайные и открытые противостояния различных ярких группировок и отдельных харизматичных личностей. У каждого здесь свои мотивы, планы на будущее и в средствах по их достижению никто особенно не стесняется. Игроку в любом случае придется выбирать стороны, в большинстве конфликтных ситуаций кто-то да обязательно пострадает, бывшие союзники могут запросто обернуться самыми страшными врагами. И конечно, вам будут лгать. Много.
Колорадо тепло приветствует рейнджеров
Что до сражений и ролевой системы, то механически это Wasteland 2 на максималках. Ядро геймплея осталось прежним: наборы характеристик, навыков и перков на месте, тактические пошаговые перестрелки в духе XCOM никуда не делись, и их все еще очень много. Это не та RPG, которую можно пройти без единого выстрела. Редкий квест здесь обходится без кровопролития, а возможность его избежать — далеко не всегда лучший вариант. Вдобавок к шести подконтрольным персонажам в некоторых сражениях теперь можно использовать собственноручно затюнингованную боевую машину, что добавляет разнообразия. При этом изменениям и доработкам подверглись множество важных деталей, что сделало ролевую систему куда чище и опрятнее. Мусорные навыки вроде второго взлома заслуженно пошли под нож, классы оружия по ощущениям стали более сбалансированными (хотя это еще предстоит проверить на высоких уровнях сложности). Скиллпойнтами игра не балует, зато куда более щедра на очки основных характеристик, предоставляя еще больше выбора для прокачки. Построить партию на любой случай непросто, на экране повышения уровня можно зависнуть надолго.
Прицельный выстрел — отличная возможность ослабить противника
Кардинально пересмотрели ключевую в прошлом концепцию инициативы: здесь она влияет не на частоту ходов отдельного персонажа, а на вероятность нанести первый удар в битве. Подконтрольные игроку персонажи, как и противники, теперь ходят в бою не поодиночке, а всей партией, и это однозначный плюс: планировать красивые комбинации, имея под контролем сразу все средства, куда приятнее, чем следить, какой именно персонаж сможет выстрелить следующим. Каким-то прожженным адептам Wasteland 2 прежняя схема, конечно, может оказаться ближе, но вот не знакомые с серией люди гарантированно испытают куда меньший культурный шок. Тем не менее, об отрыве от корней франшизы речи тоже не идет: Wasteland 3 — это достойный сиквел и наследница предыдущих частей, вобравшая в себя лучшее, включая отдельных запоминающихся персонажей, предстающих зачастую в неожиданной роли. Это не прорыв и не революция, каковой можно считать прошлогоднюю Disco Elysium. А скорее что-то вроде сборника лучших хитов от заслуженной рок-звезды. Да, мы слышали эти мотивы уже сотни раз, но стоит лишь прозвучать первым аккордам, как ноги сами идут в пляс. Классика не стареет.
Все мы порой банан-меланхолик
Что в игре без всяких оговорок вышло выдающимся и даже, пожалуй, гениальным, так это музыка и саунд-дизайн. Соратник Фарго еще со времен Interplay, не менее легендарный Марк Морган наколдовал нового мрачного эмбиента, разрезаемого помехами из радиоприемника и треском счетчиков Гейгера. Можно здесь порой услышать и заводную электронщину. Но где звуковой ряд игры по-настоящему сияет, так это в темах ключевых сражений, которые представлены минималистичными каверами на классические госпелы и гимны вроде Glory Glory, Hallelujah. При первом знакомстве размеренный аккомпанемент местных перестрелок ошеломляет. От боевой музыки мы по привычке ждем чего-то более динамичного, а боевые темы с вокалом многие и вовсе заочно считают моветоном. И ведь, черт побери, каким-то образом эти мелодии идеально вписывается в общую чудаковатую стилистику игры и дают кучу дополнительных очков атмосфере. Эффект выходит примерно как от расстрела гулей в развалинах РЕПКОННа под Johnny Guitar, только многократно усиленный и не приедающийся. Странно, необычно, очень круто. Для того, чтобы отважиться на такое нестандартное творческое решение, нужно иметь и смелость, и талант. Привлеченная к созданию аранжировок Мари Рамос, работавшая ранее над звуковой дорожкой нескольких фильмов Тарантино, определенно не зря ест свой сухпаек. Ей-богу, больше всего я сейчас жду, когда выйдет официальная версия саундтрека, чтобы залить ее себе в плеер и не выключать пару недель как минимум.
Ну и стоит, конечно, отметить, к сожалению ожидаемые от творчества inXile недоработки. Да, игра по прежнему местами выглядит откровенно страшновато для 2020 года (привет, Unity!), а при любом переходе между локациями или загрузке сейва можно спокойно идти заваривать чай, даже если вы счастливый обладатель SSD. В боях порой крайне не хватает возможности отодвинуть камеру подальше, из-за чего иногда невозможно увидеть шансы попадания из дальнобойного оружия. Разумеется, не обошлось и без багов. Если вы помните, каким сломанным куском программного кода была на релизе Wasteland 2 — не переживайте, здесь все не настолько ужасно. Технические огрехи встречаются постоянно, но ни одна из встреченным мной не помешала прохождению — это уже достижение по меркам данной студии. Обычно они связаны с графикой и интерфейсом, и большую их часть по доброй традиции наверняка пофиксят патчами. Возможно, даже Director’s Cut в данном случае выпускать не придется.
Интересно, какие наказания в этом штате предусмотрены за оскорбление чувств верующих?
В конечном счете игра настолько увлекает, что подобные технические несовершенства способны, конечно, вызвать раздражение, но не испортить общее впечатление. И подмечая очередную подлагивающую текстуру, заядлый любитель постъядерных ролевых приключений, скорее всего, лишь усмехнется. Господи, да и когда вообще Фарго делал идеально работающие игры? Может, и было такое, но давно и неправда. А вот неидеальные, не отполированные но по-настоящему классные игры мы все помним и любим. Wasteland 3 блестяще венчает послужной список иконы жанра.
Wasteland 3 — это самая проработанная, удобная и попросту лучшая часть одной из самых важных для истории ролевого жанра франшиз. Не преподносящая больших сюрпризов, но мастерски исполненная. Фанаты получат здесь все, чего могут ожидать, а новичку более подходящего повода для знакомства с серией не найти.