У оперной дивы Ред случилась беда — она потеряла голос — но судьба иронично компенсировала утрату. Взамен пропавшему голосу девушка получила волшебный меч, болтливый, как осел из «Шрека». Вместе им предстоит уберечь родной город от вторжения расплодившихся роботов-убийц.
Как говорил Сергей Довлатов, каждый журналист врет о том, что он не хочет написать роман. Грег Касавин тоже, наверное, врал, пока работал главным редактором портала GameSpot, а потом взял и написал — игру Bastion, про мальчика, спасающего свой разваливающийся по кирпичику мир. Его следующая игра Transistor внешне похожа на Bastion, но на самом деле скорее является наследником Frozen Synapse или недавней The Banner Saga.
Это слэшер в изометрической перспективе с возможностью остановить время. Вот, например, героиню прижали к стенке — включаете паузу, обходите врага с фланга и проводите серию сокрушительных ударов в спину.
Противники подталкивают к творческому использованию тактической паузы. Так, перед смертью многие из них откладывают своеобразные личинки. Если вовремя не уничтожить последние, из них вылупляются новые враги, поэтому в режиме замедления вы думаете не только над тем, как лучше изрубить противника, но и где удобнее потом встать, чтобы поймать все зародыши. Еще есть враг, неуловимо напоминающий заглавную героиню мультфильма «Мистер Тесто и Принцесса Яйцо». Он носится по арене боя, как угорелый, в реальном времени изловить его почти невозможно. Добавьте к этому юниты поддержки, укрывающие врагов непробиваемыми силовыми полями, и торчащие из земли, похабно извивающиеся щупальца, мгновенно лечащие раненых монстров, — вырисовывается вполне занятный тактический силуэт. Вам всегда будет над чем подумать, пока нажата пауза.
Еще больший простор для нестандартного мышления раскрывается, как ни странно, за пределами схваток. Страшно сказать, но фаза приготовлений к бою порой увлекает сильнее, чем собственно экшн.
Дело в том, что разработчики выстроили очень оригинальную систему взаимодействия разных умений. Допустим, у героини есть две способности: удар молнии и ускорение. Названия говорят сами за себя: вы бьете монстров током или стремительно передвигаетесь по полю боя. Нюанс вот какой: умения можно комбинировать. Если дополнить молнией ускорение, во время движения вы также будете бить всех рядом стоящих врагов разрядом электричества. Если, наоборот, ускорением молнию — начнете пускать разряды быстрее. Теперь посчитайте, что получится, если видов оружия не 2, а целых 16 и каждый можно совмещать еще с двумя другими.
В момент, когда вы осознаете, как смело и бескомпромиссно можно смешивать приемы, буквально захватывает дух. Героиня становится невидимой, параллельно обстреливая врагов мелкой дробью, за ней по полю битвы носится абрикосового цвета пантера, влюбляющая в себя и переманивающая на вашу сторону врагов, а банальный удар мечом не только отбрасывает противников на несколько шагов, но и поражает их кислотой, стремительно разъедая броню.
Различные ситуации требуют разных комбинаций умений, и когда вас в очередной раз убьют, вместо сожаления вы почувствуете радость — можно снова заняться подбором экипировки, снова экспериментировать!
Боевая система действительно удалось, а вот все остальное не то чтобы провалилось или оказалось заметно хуже — всего остального попросту нет.
Вся игра состоит из забегов по пустым уровням и драк с врагами. Нет ни NPC, ни мира, который можно было бы исследовать. Зияющую пустоту авторы решили заткнуть разрекламированным мечом (вернее, его голосом). Вышло вяло.
Закадровый текст начитал тот же актер, что и в Bastion. Волшебный меч старательно описывает все, что происходит с героиней. Беда в том, что происходят с ней ровно две вещи: либо она кого-то бьет, либо бьют ее. В итоге диктор работает приблизительно так же, как отечественные обзорщики с YouTube: «Так, ну что, мы идем по коридору. А тут, #$%^&, монстр! А ну-ка убьем его. Убили».
В оставшееся между битвами время авторы пытаются донести до игроков некоторую историю, но и тут случаются сбои. Синопсис про то, как роботы атаковали город, не тянет на литературное откровение. Разработчики, очевидно, это понимают и изо всех сил стараются прикрыть сюжетные дыры, напустив тумана. В итоге игрокам просто не рассказывают, что именно произошло, уперто бомбардируя их пространными фразочками, как например: «Если все изменится, то ничего не изменится; если все изменится, то ничего не изменится».
На мой взгляд, в этом нет никакой художественной позиции. О том, как выстраивать захватывающее повествование, имея в арсенале лишь текст и пошаговые битвы в изометрической перспективе, можно посмотреть в The Banner Saga. Supergiant же просто спасовали перед материалом, не придумав ничего изящнее, чем завуалировать слабый сценарий псевдофилософской «глубиной».
Лучше всего воспринимать Transistor как качественный боевик, оставив за скобками схоластику и неуклюжую романтическую линию. Рыжеволосая певица, роман девушки и меча — все это неплохо смотрится на бумаге, но совсем не считывается из самой игры. В общем, как когда-то сказал Снуп Дог: «Не стоит излишне заострять внимание на женской красоте, когда твое произведение посвящено транзистору».
Transistor страдает от собственных амбиций: это компетентный и оригинальный боевик, но посредственная мелодрама.