Хорроров в чистом виде нет давно. Их место заняли обыкновенные экшены, где бегущее на вас стадо монстров, по идее, должно пугать. Но, как мы помним из Кинга, самый страшный монстр — который стоит за дверью, а не перед нами. Постоянно чувство страха, уязвимости, ходьба вприсядку с взведенным курком пистолета там, где совершенно точно никого нет — The Evil Within обеспечит этим сполна. Игра не страшная, но в здешнем мире не ощущаешь комфорта и безопасного уголка, а потому считаешь каждый патрон и прячешься в шкафу минут по пять реального времени, не решаясь выйти из убежища.
Как и многие хорроры, этот начинается весьма банально. В психиатрической больнице зверски убиты несколько полицейских; детектива Себастьяна Кастелланоса с напарником отправляют на изучение обстановки. Не успел коп оглянуться, как некое существо вырубает героя, и он уже висит вверх ногами рядом с трупами, а отвратительного вида мясник явно собирается прикончить служителя закона. Вырвавшись, мы несемся на машине по рушащемуся городу, словно тут апокалипсис из фильма «2012». Ни Себастьян, ни игрок не понимают, что вообще творится. Дальше будет только хуже: сценаристы часто перебрасывают нас из одного места в другое; если не следить за повествованием, вскоре окончательно потеряете нить истории. Игра превратится в набор бессвязных эпизодов, хотя сюжет здесь увлекательный, пусть и не без клише.
То же и с локациями: вроде бы классические места из фильмов ужасов, но к ним и не придерешься. Лес, деревушка, психбольница, какие-то канализации и подвалы — все узнаваемо, но выполнено очень качественно. Уровни, правда, очень уж линейные. Как ни крути, в сторону не свернешь, а кажущаяся временами свобода на самом деле иллюзорна. Все «неправильные» пути заблокированы: то через забор не перелезешь, то каталка мешает пройти, то противник стоит так, что нужно идти строго по одной стороне. Вкупе с одинаковыми маршрутами врагов прохождение превращается в стелс, который не особо удался.
Враги исключительно зоркие и острые на слух. Они видят все и везде, поэтому ходить нужно только крадучись. Убить врукопашную почти нереально, враги уничтожат героя несколькими ударами. Остается либо выслеживать по одному и тихо устранять, либо использовать оружие. С патронами все еще печальнее, чем в Resident Evil 4: там боеприпасов впритык, но всегда хватало, а тут найти две-три пули — уже большая удача. Так что чаще всего мы действуем скрытно, пробираясь мимо противников и все время озираясь по сторонам.
В отличие от Resident Evil, The Evil Within — практически чистый стелс. Это позволило сделать героя еще более беззащитным и сильнее накалить обстановку. Уровни линейны, а враги крайне сильны, поэтому мы вынуждены идти по самым темным коридорам на цыпочках и обходить противников по самой большой траектории.
Разработчики умеют нагнетать обстановку и вызывать чувство дискомфорта, но пугать по-настоящему даже не пытаются. The Evil Within слишком многое унаследовала от Resident Evil, но стать полноценным экшеном не позволяет колоссальная нехватка патронов и беззащитность героя. Себастьян ужасно медленно двигается, быстро выдыхается при беге и не может победить в драке какого-то психа — какой из него детектив? Хоррор из игры тоже не вышел: не страшно, и все тут. Последнее, что по-настоящему щекотало нервы и заставляло дергаться ночью в пустой квартире — Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.
The Evil Within выделяется частой сменой локаций, каждая из которых выполнена безупречно. Острая нехватка припасов вынуждает обследовать каждый уголок, хотя в некоторые комнаты заходить совсем не хочется. Игра часто подбрасывает дилеммы: в подвале несколько ящиков с, возможно, патронами или нужными деталями. Но там же бродит парочка монстров. Серьезный повод задуматься, необходимо ли обшаривать помещение.
Характеристики главного героя и оружия можно улучшить. На уровнях встречаются детали, которые надо собирать. Обезвреживание самодельных ловушек тоже даст пару очков для улучшений. Взрывчатки, капканы и прочие неприятные вещи натыканы куда ни плюнь, опасность представляют они не меньшую, чем враги. Не отключили с первого раза — смерть. Неосторожно прошли мимо и активировали детектор — героя разорвет взрывом на части.
Немного старомодный, сделанный по образцу Resident Evil 4, атмосферный и интересный экшен. Ничего сверхъестественного, но свою программу отрабатывает как нужно. Стелса многовато, враги дьявольски сильные, а за такую физподготовку героя должны были давно выгнать из полиции. The Evil Within чуть хуже, чем могла быть, но игра все равно высшей пробы.
Хоррор в духе старой школы. Если нравится Resident Evil — то вы полюбите и эту игру с первых минут. Если не нравится — что ж, все равно полюбите, The Evil Within того стоит.