Stronghold: Crusader 2 одним махом стирает временные границы: уже через тридцать минут после стартового свистка я ощущаю себя десятилетним школьником: защитные стены окружили печенеги, в городе разруха, голод и революция, народ массово эмигрирует в теплые края, а последнее пастбище заросло костями давно съеденных животных. Счастье.
И твои стены тоже
Главную ошибку ночного кошмара под кодовым названием
Stronghold 3 — отсутствие постройки нормальных защитных укреплений — успешно исправили: в Crusader 2 можно городить частоколы так, как придет в голову. В несколько рядов, в несколько фрагментов, башенки сверху, лестницу, ров. По сравнению с оригиналом, где процесс возведения форта можно было издавать в качестве отдельной игры, все, конечно, проще: например, высота у стен строго фиксированная и никто не позволит отгородиться штакетником.
Наверное, именно поэтому теперь нельзя отсидеться за стенами, ожидая, пока лучники на башнях всех перестреляют. Лучников обязательно достанут, а лорда, который сидел глубоко в тылу и оттягивал свой конец, найдут и приставят к стенке.
Crusader 2 теперь не про оборонительную войну, а про обычную: вышли из своих четырех стен и пошли, сделали что-нибудь полезное.
Полезное исчерпывается, как правило, строительством инфраструктуры и, собственно, осадными действиями. По
Crusader 2 видно, что годы не прошли зря: теперь солдаты слушают ваши приказы, не лезут куда попало, иногда даже ходят бравым строем. Небольшая ремарка для тех, кто думает, что так и должно быть: запустите, пожалуйста, оригинальную Stronghold и попробуйте управлять армией в численностью больше десяти человек. Если с первого раза они побегут куда надо, а не охотиться на кабанов, то, в принципе, можете смело подавать документы в офицерское училище.
Впрочем, выросший интеллект подопечных частично объясняется за счет их количественного уменьшения: теперь просто не дают набрать орды солдат. Эпичность сражения от этого падает, но зато нет ощущения кучи-малы. Все при деле, каждый занимается чем должен: рыцари бьются в смертной схватке, лучники загораживают облака стрелами, техника топчется в арьергарде и помогает по мере возможностей. Поскольку ко всему этому прикрутили внятный физический движок, наблюдать за войной в
Crusader 2 — одно удовольствие.
Сельский час
По старой немецкой традиции (мы знаем, что Firefly Studios англичане, но подход к стратегиям всегда исповедовали немецкий) экономика и, вообще, все, что связано с производством, здесь болезненно дотошна. «Мало хлеба» — заботливо сообщает нам игра, и понеслось: добываете зерно, мельник его перемалывает, а пекарь выпекает. Все это сопровождается регулярными заходами на склад, внезапными смертями крестьян, которых опять загрыз какой-нибудь голодный волк, регулярными поломками четко выстроенного графика и чуть ли не персональной охраной каждого рабочего. И так, разумеется, везде: от добычи ископаемых (попробуйте вола поставить недостаточно близко от шахты) до простейших манипуляций вроде охоты.
Что важно, все ошибки в экономическом планировании неизменно прилетают заостренным бумерангом; как и принято в Stronghold, народ здесь крайне пассионарен. Чуть только подняли налоги, сократили продовольствие, как можете помахать ручкой некогда стабильному рейтингу. Поднять его, в отличие от реальной жизни, за счет аннексии чужих территорий не получится, так что, выстраивая инфраструктуру, думайте наперед.
Пресса обругала Crusader 2 за излишнюю консервативность (все, мол, как пятнадцать лет назад), но это выглядит, честно говоря, странно, особенно по соседству с рецензиями на The Evil Within, которая, будучи построена на геймдизайнерских приемах 2005 года, собирает куда лучшие отзывы. Игра действительно смотрится артефактом из другом эпохи; ее легко можно было обозвать Stronghold: Crusader HD, и никто бы не заметил подмены. Но это не минус: механика отлично работает и спустя столько лет. Ну и будем честны: жанр классических стратегий в реальном времени в таком кризисе, что любой мало-мальски приличный проект хочется обнять, расцеловать как родного, и долго-долго не отпускать. Даже если он, как Crusader 2, иногда впадает в старческий маразм.
Старый конь борозды не испортит: Сrusader 2 — довольно убедительное возвращение некогда веховой стратегии ранних нулевых. Реабилитация после провального Stronghold 3 прошла успешно, но новых подвигов, скорее всего, не предвидится.