Мое геймерское поколение росло вместе с Insomniac Games. Их Spyro the Dragon в 1998 году для многих стал надежным спутником по детскому пути в мир PlayStation. В 2002-м фиолетового милаху сменил дуэт Ratchet & Clank, а разбивание сундучков рогами осталось в прошлом ради спасения галактики. Resistance: Fall of Man уменьшила масштаб до Земли, придясь по вкусу уже не детям, а подросткам. Однако время шло, мы обзаводились семьями и кредитами, а репертуар Insomniac не менялся. Студия решила поэкспериментировать и сделала посредственный Fuse, но не опустила руки после неудачи и залила мир ядреным энергетиком из Sunset Overdrive. Его свежесть… не окрылила, но открыла в разработчиках второе дыхание и желание пасть с небес прям в воду, что иронично замкнуло круг. Insomniac вернулась к сказке, но герой её — не дракон, а человек. Девочка, отправившаяся на розыски отца в неизвестность Song of the Deep.
Там, в глубинах океана, Меррин ждет удивительно красивый и в то же время пугающий мир. Затопленные храмы, песочные могильники с кораблями разных эпох, леса статуй и коралловые рифы — их переплетение в подводный лабиринт напоминает Ori and the Blind Forest. В нем храброй малышке, построившей субмарину во спасение отца, встретятся не только предприимчивые крабы-дельцы и русалки в беде. В темных расселинах обитают неприятные существа, вроде медуз и водоплавающих пауков, достойных экранизации Asylum. Своей атмосферой, дизайном, «живым» задним фоном и звуками игра напоминает Aquaria, Subnautica и Ecco the Dolphin. С визуальной и музыкальной глубиной в Song of the Deep так же чудно, как и с историей.
Она трогательна, душевна, толково написана и продумана в мелочах. Заставки напоминают детские рисунки, чем идеально дополняют немногословный стиль в духе Bastion — о приключениях Меррин повествует закадровая рассказчица. Этот и тот нюанс, что Insomniac хочет выпустить детскую книгу по мотивам, тонко указывают на тех, для кого в первую очередь поется Song of the Deep. Бывшие соратники Spyro the Dragon поймут и простят, а для знающих студию по трилогии Resistance ориентация на юную публику уподобится торпедному залпу в упор. Впрочем, не всяк история хороша, что растягивается на тома. Незатейливость сюжета SotD очаровательна, чего не скажешь о геймплее.
Он не ужасен, нет. Игра передает ощущение путешествия в воде, что вливает её в ряды лучших акваплатформеров. Борьба с течением чуть ли не физически отнимает силы. Механиками же Song of the Deep подобна коллегам по metroidvania-жанру. Исследуй себе подводное царство, решай головоломки, ищи сокровища, торпедируй морских гадов и открывай способности для проникновения в ранее недоступные уголки. Игра геймплейно консервативна и это приемлемо, а вот отсутствие свежих эмоций по мере продвижения — нет.
В Ori открытие механики углубляло и усложняло геймплей, так как приходилось осваивать навык, часто требовавший сноровки и филигранного управления. За это и вражеские снаряды в качестве единственной «кочки» для спасительного прыжка Moon Studios ждет отдельный котел в столовой Р’льеха. Insomniac же его заслужила за то, что в Song of the Deep отсутствует геймплейное развитие и мало уникальности. Aquaria удивляла песнопением и сменой облика для решения загадок или битв, а Ecco поражала акустической картой на основе эхолокации всамделишных дельфинов. SotD выделяется только артефактом, позволяющим Меррин плавать без подлодки, что на непродолжительное время усложнит игру и на этом, собственно, всё.
Да, мы лукавим. Немного. Здесь встречаются увлекательные сцены и головоломки, но они быстро начинают повторяться и даже искусственно растягивать игровой хронометраж. Скажем, изобретательная находка Insomniac в виде игрищ с перспективой разбивается о стену. Вернее, стены, которые начинаешь закликивать до смерти мышки в надежде, что именно этот кусок кораллового рифа — иллюзорная преграда к покрытой водорослями цацке. Салки с течением тоже поначалу будоражат, затем утомляют, а ближе к финалу раздражают. Сложность в metroidvania-жанре строится не на корявом управлении, Insomniac. Путь к просветлению в темных водах — гармония самобытных механик, превозмогания себя и постепенном усложнении с одновременным расширением геймплея. Он напоминает «лягушатник», что иронично. В Song of the Deep нет глубины, а есть лишь ею притворяющиеся мелководье. Сказочное, красивое и волнующее звуками, но всё же мелководье.
***
Студия Insomniac Games сделала хорошую игру, которой не хватило толики креатива. Геймплейные достоинства Song of the Deep превратились в недостатки из-за повторяемости, так что механиками с Aquaria и Ori ей сравниться не удалось, а вот в остальном — да.
Игра очень приятная, красивая, музыкальная, атмосферная, душевная, морская и сказочная. Она не претендует на философскую глубину. Она рассказывает простую, но трогательную историю о девочке, что поставила свою жизнь на кон ради спасения отца. Желание защитить и помочь крохе пересилило наше стремление пустить Insomniac на салат с морепродуктами.