Когда человек некомпетентен в какой-либо области настолько, что неспособен осознать всю глубину своей некомпетентности и мнит себя самым сведущим — это «Эффект Даннинга — Крюгера». А когда человек, так и не сумевший осилить ни одной игры из серий Hearts of Iron, Europa Universalis и Victoria, рассуждает на тему их упрощенного «попсового» подобия — это обзор Realpolitiks. O tempora! O mores!
Realpolitiks, если вы еще не поняли, относится к жанру игр, по сути своей являющихся интерактивными политико-административными картами, на которых игрок может разыгрывать собственную версию истории. В большинстве своем такие проекты имеют очень высокий порог вхождения и, как следствие, небольшую, но стабильную и вместе с тем требовательную аудиторию. А вот польская студия Jujubee явно целила в широкие массы, соответствующим образом меняя все жанровые устои.
В первую очередь под руку популяризаторов жанра попал сеттинг игры. Подавляющее большинство стратегий подобного рода посвящены тем или иным отрезкам истории человечества, а если и затрагивают будущее, то лишь вскользь на последних этапах кампании. Действие Realpolitiks целиком и полностью разворачивается в ближайшем будущем. Что и понятно, ведь любителей порассуждать о том, что случится в мире через пару лет гораздо больше, чем игроков, получающих удовольствие от реконструкции и создания альтернативных версий исторических событий.
И все бы хорошо, только вот на смену «исторической обоснованности» игрового процесса пришла отсебятина разработчиков. Если в той же Hearts of Iron страны пытаются вести себя так, как это было в реальности, а «случайные события» основаны на исторических фактах, то в Realpolitiks государства действуют так, как кажется правильным разработчикам. А случайные события активно подталкивают состояние игровой карты к их [разработчиков] виденью, зачастую сводя на нет все усилия игрока. Выстраиваете вы, скажем, дружественные отношения между парой государств, и у вас даже получается. Но тут «подкрадывается» случайное событие и весь достигнутый прогресс нивелируется. Просто потому, что такое развитие событий не укладывается в картину мира, нарисованную Jujubee. И так происходит регулярно: Realpolitiks прекрасно играет сама в себя и крайне неохотно «прогибается» под волю игрока.
Вторым пунктом плана создателей игры по ее адаптации ко вкусам широкой аудитории стало тотальное упрощение игрового процесса и контента. Карта мира выполнена весьма условно — такое ощущение, что для этого была взята первая попавшаяся политическая карта, которую на скорую руку адаптировали для игры. Даже родную Польшу разработчики не удосужились разделить на реально существующие 16 воеводств, ограничившись условным делением на 5 регионов. Что уж говорить об остальных странах: Австралию так вообще поделили пополам, как это было в веке этак 18-м.
Вся экономическая система сведена к управлению налоговыми поступлениями и государственным долгом, политика — к периодически случающимся выборам, по результатам которых на государство накладываются те или иные эффекты. При этом политическую систему стран свели к шкале из трех политических режимов — демократия, авторитаризм, тоталитаризм — гордо обозвав ее «Государственным строем» (что совершенно неверно, и учебник по ТГП вам это подтвердит). Даже о присутствии номинальных форм правления, не говоря уже про баланс между ветвями власти, создатели Realpolitiks и слыхом не слыхивали. Печально все и на международной арене: вы либо умасливаете другие страны деньгами (описаний тут бывает много, но суть одна), попутно совершая специальные действия (сменить государственный строй!), либо играете в войнушку с преступно малым набором доступных возможностей. Здесь важно следить за параметром агрессивности вашего государства: если он возрастет, другие страны радостно создадут коалицию и разнесут вас в пух и прах. Система эта очень напоминает... уровень розыска в GTA.
Зато в Realpolitiks можно начать колонизировать космос, построить подводный город, гоняться по всему миру в поисках террористических ячеек и даже пережить зомби-апокалипсис. К геополитической стратегии все это не имеет никакого отношения, зато не дает обывателю заскучать. Его же, надо полагать, должны веселить загрузочные экраны, на которых современные мировые лидеры играют в предмет нашего обсуждения. Довольно примитивный юмор, стоит отметить, но внимание широкой аудитории, несомненно, привлекает.
У автора этих строк, как уже отмечалось в самом начале, никогда не получалось играть в глобальные стратегии — слишком уж много они требуют к себе внимания, терпения и времени. С Realpolitiks таких проблем нет — освоить вы ее, может, и не освоите, но со стороны это будет совершенно незаметно.
Идеальная игра для тех, кому важнее казаться, а не быть. И для диванных политологов, конечно же. А вот любителям традиционных глобальных стратегий тут делать нечего — продуманного геймплея нет, как нет и исторического обоснования для всех его условностей.