Японские видеоигры — неординарная продукция, гимн необычному мышлению азиатов. Левая резьба, если угодно. И когда уже кажется, что ты о них знаешь если не все, то многое, они вновь удивляют. Как удивила нас вышедшая в Steam Persona 5: Strikers. Да, удивление здесь имеет приятный тон. Игра обязательно найдет своих поклонников. Но разобраться, кому именно адресован спин-офф пятой номерной JRPG Persona, довольно сложно. Кстати, для написания этого текста мы специально выбрали автора, который не играл в оригинальную Persona 5. Сможет ли «пекарь» ворваться в ответвление номерной части без знания оригинала? Именно это мы и попытались выяснить.
Сразу стоит упомянуть о принадлежности серии Persona к монументальному медиа-бренду Megami Tensei. Здесь и несколько игровых франшиз, и манга, и анимэ. Без бутылки саке и порции такояки не разобраться. Но все части Persona имеют самостоятельный сюжет и прекрасно играются в отрыве друг от друга. Остается узнаваемым мир, бестиарий, ряд колоритных деталей, только историю рассказывают новую. Persona 5: Strikers сразу же нарушает эти устои: игра начинается ровно там, где закончилась пятая часть, и перед нами все те же герои.
Сперва кажется, что в этой игре совсем не рады новичкам: сюжет явно рассчитан на тех фанатов, что провели ту самую сотню часов, нужных для прохождения Persona 5. И Strikers начинается ровно там, где кончилась предыдущая игра. Сценаристы не утруждают себя объяснениями, кто все эти люди и что их держит вместе; перед нами команда старшеклассников с набором странных способностей и пристрастий. Это странники между мирами, борцы за идеалы добра и справедливости, и называют они сами себя «Призрачные воры». Все это можно понять через два-три часа активной игры, если вы не знакомы с франшизой. Все становится на свои места и следить за сюжетом будет как минимум интересно. Но первые часы для новопосвященного пользователя — блуждание в странном анимэшном тумане.
История в Persona 5: Strikers — образец японской поп-культуры в лучшем ее виде. Удивительно, ярко, шумно и ничем не похоже на произведения массовой культуры Америки и Европы. Начинается все с попытки Призрачных воров хорошенько оттянуться на школьных каникулах. Но вскоре воля случая сводит друзей с актрисой Элис, которая обманом увлекает случайных горожан в свой собственный потусторонний мирок, где ее жертвы лишаются сокровенных желаний. С такими непорядочными гражданами и боролись Воры в прежней игре. Мы вновь отправляемся в Метавселенную, где наши школьники становятся могучими героями. Там же мы встречаем нового члена команды по имени София, а она, на минуточку, представляет собой искусственный интеллект с амнезией и соглашается поселиться в смартфоне главного героя, Джокера. Сюжет игры — самая, пожалуй, сильная часть Persona 5: Strikers. К механикам есть вопросы, но вот история вас непременно увлечет.
А ведь на стадии разработки все было, вроде как, понятно. Нам пообещали зубодробительный жанр musou (массовые драки с холодным оружием, как в Dynasty Warrior), команда Atlus на этот раз выступит издателем, а разработкой займется студия Omega Force, на Musou собаку съевшая. Вышло все не так, как виделось, хотя печалиться не стоит.
Механика musou в Persona 5: Strikers применяется лишь для боев. А они здесь занимают процентов 15-20 экранного времени. Забудьте о серии Warriors от все той же студии Omega Force. Там мы с гыканьем разбрасывали пачки недругов в сердце битвы, и в этом была вся суть, плоть и кровь игрового процесса. Persona 5: Strikers осталась японской ролевой игрой — просто с другой боевой системой. Драки получились бодрые, но некоторые ценители экшена не поймут их и не оценят. В любой musou-игре, хоть в Samurai Warriors, хоть в Warriors Orochi нужно было порой включать тактическую смекалку, избегая поединков со слишком сильными противниками, или прятаться за спины союзников, получив ранение. В Persona 5: Strikers все недоброжелатели имеют мало шансов на победу.
Протагонист Джокер таскает за собой отряд друзей, и все они грозные бойцы. На поле боя можно вызывать Персону — это особо могучий дух, эдакое ультимативное оружие. На головы вредных духов и колдунов будут падать элементы декораций, Джокеру достаточно махнуть саблей. А уж если вам удастся провести добивание оглушенного противника — лавина убийственных спецэффектов просто смоет с арены половину вражеского отряда. Разработчики, пожалуй, правильно поступили, ограничив элементы musou в новой Persona, подобный геймплей в больших количествах был бы именно в этой игре утомителен. Но собственно JRPG выходит на первый план.
В Persona 5: Strikers постоянно растут параметры команды с набором опыта, здесь работает экономическая система и лишних йен в карманах Призрачных воров не бывает. По улицам Токио бродят толпы NPC, а в диалогах нужно выбирать варианты ответа. Отыгрыш роли исполнен неплохо, но Persona 5: Strikers временами слишком назойливо напоминает о своей японской принадлежности. Да, в JRPG не принято баловать игрока свободой, ведь это отвлекает почтенных господ-игроков от увлекательного сюжета. Поэтому любители вольного ветра уходят в провинцию Скайрим, а у нас тут интересная история и глубокая проработка персонажей.
И все бы хорошо, но даже в те моменты, когда Persona 5: Strikers не тащит по сюжетной линии, а дает возможность побродить по игровому миру, дизайнеры не дают разгуляться как следует. Вот, казалось бы, хорошая RPG-миссия на сбор информации о злодейке Элис. Джокер болтается по нескольким городским кварталам и старается разговорить незнакомых NPC. Но при попытке сойти с двух-трех условных тропинок из заплечного рюкзака появляется говорящая кошка Моргана (обычное для Megami Tensei дело) и заявляет, что тут нам делать нечего, нужно искать улики в другом месте. И так на каждом шагу. Хотелось бы больше простора и свободы действий. Но игра хватает нас за шиворот и тащит к очередной скриптовой сцене.
И ведь сцены такие хороши, но уж слишком часто сводятся к болтовне. А это еще одна беда Persona 5: Strikers. Персонажи обсуждают любую мелочь в подробностях, вставляют абсолютно пустые комментарии, переспрашивают по пять раз и не всегда удачно шутят. Знатоки жанра наверняка помнят, как в классической Final Fantasy X спортсмен Тидус и волшебница Юна на протяжении полусотни часов сюжета мямлили что-то вроде «Вот она, любовь... Наверное... Или нет». В новой Persona с разговорами все гораздо печальней. Призрачные воры будут по 15 минут обмениваться репликами в духе «А нам точно туда нужно идти? Ты уверен? Без сомнений? Тогда расскажи еще раз, как нам добираться». Сцены с диалогами можно промотать, но игра-то сюжетная, есть риск упустить важный момент.
Зато аудио-визуальное исполнение Persona 5: Strikers заслуживает самых высоких оценок. Цветовая насыщенность кварталов Токио сменяется стильной черно-красной палитрой иных миров, экшен сопровождается забористой смесью поп-музыки и рока, а в особо эмоциональных сценах звучит волшебный женский вокал. Анимация в драках может несколько смутить: скорость процесса велика и порой появляется ощущение просмотра дешевого анимэ-мультика, плавности движений явно не хватает. Но общего впечатления от отличной картинки это почти не портит.
11 минут геймплея Persona 5: Strikes. Источник: IGN
В итоге перед нами отличная все-таки игра с рядом недостатков. Крутая картинка и саундтрек, оригинальная вселенная и захватывающий сюжет, два варианта озвучки (японская и английская, и обе, подумать только, на высоте). И вместе с этим — затянутые диалоги, жуткое управление в ПК-версии, долгие загрузки и сущий хаос с системой сохранений. В реальном мире такая функция доступна Джокеру в любой момент, а в Иных мирах — автосейв раз в полтора часа.
Релиз Persona 5 Strikers стал одним из главных событий зимнего геймдева. Но эта достойная игра отсеет многих ПК-игроков еще на стадии ознакомления: жанр нишевый, русского языка нет, а цена — консольная. Если ни один из этих пунктов для вас не проблема — рекомендуем к покупке. Всем остальным лучше дождаться релиза оригинальной Persona 5 в Steam, который состоится... когда-нибудь.