Через год с небольшим после победоносного (несмотря на все ошибки релиза) шествия Diablo 3, небольшая студия Grinding Gear Games выпустила в массы свой главный и единственный на текущий момент проект — Path of Exile. С момента основания создатели преследовали одну цель — подарить миру лучшего представителя жанра action/RPG. И если они еще не достигли своей цели, то близки к ней, как никогда.
Декард Каин, где же ты?
Как и подобает игре подобного жанра, начинается Path of Exile с выбора класса. Выбор банальный: от бандита до колдуньи. Только вскоре окажется, что решение «Кем быть» на последующее прохождение влияет не так сильно, как можно предположить. Но пока мы очухиваемся на побережья Рэкласта — проклятой земли, полной изгнанных с большого материка отщепенцев и путешественников, по несчастью застрявших здесь. От такого проекта не ждешь сложной истории и хорошо прописанных персонажей, но PoE на поверку обладает продуманным «бэкграундом». Если обсуждать с NPC все предлагаемые темы, то банальный сюжет «про очередное зло» превращается в увлекательное повествование. Однако все мы понимаем, что не ради искусства пера создают подобные игры.
На первый взгляд, Path of Exile теряется среди десятков Diablo-клонов, в разное время метивших на «дьявольский» трон. Главный герой мечется от одного монстра к другому, счетчик убийств со временем переваливает за сотни и тысячи, а при виде ярко светящегося сундука в голове лишь одна мысль: «пожалуйста, пусть выпадет легендарная вещь для моего персонажа». Ключевым в action/RPG является баланс. Может показаться странным, почему за девять лет существования студия выпустила лишь один проект. Но складывает ощущение, что большая часть времени ушла на полировку механики. Path of Exile обладает выверенным ритмом и дает ощущение постоянного развития. Монстров на экране ровно столько, сколько необходимо для увлекательной мясорубки, а уровень планомерно растет даже на финальных этапах (первого прохождения). В процесс окунаешься с головой: зачистить локацию, прокачать навык, испытать новый «уникальный» предмет экипировки — бесконечный цикл, знакомый каждому поклоннику жанра.
В свое время Diablo 3 многие невзлюбили (и до сих пор бросают косые взгляды) за сильно упрощенную ролевую систему по сравнению с предшественником. «Билды» можно переключать прямо на лету, невозможно ошибиться с выбором умений, так как они даются все и сразу, только активировать одновременно можно лишь несколько из всего многообразия. Grinding Gear Games пошла своим путем, в результате выдав уникальную и вариативную систему развития. Глобально ее можно разделить на две составные части. Первая — это «камни», дарующие герою активные умения. Чтобы использовать навык, нужно вставить такой «камень» в слот соответствующего цвета в экипировке. Надо ли говорить, что скиллов можно насчитать под сотню, а количество свободных мест под них сильно ограничено. При этом каждое умение прокачивается одновременно с героем, вне зависимости от его использования. Вторым столпом развития является доска пассивных улучшений. И как раз на нее влияет выбранный класс персонажа: в зависимости от изначальной специализации стартовая точка на доске будет отличаться, но это не помешает в итоге сделать из гладиатора какого-нибудь сурового мага огня. Система очень близка к тому, что мы видели в Final Fantasy X, только еще более ветвистая. Сотни «узлов» сплетаются между собой. Получение каждого из них требует одно очко навыков, дает определенный бонус и открывает путь к следующим.
Огромные возможности дают широкий простор для импровизации, но и «запороть» персонажа становится просто, поэтому рекомендуем перед стартом ознакомиться с руководствами по Path of Exile, или, как минимум, заранее выбрать специализацию, которую хотите получить в итоге. Насколько она получится жизнеспособной, можно судить на втором и третьем уровнях сложности, где механика полностью раскрывается. Только исправить что-либо будет уже сложно: или за реальные деньги покупайте возможность сброса навыков, или начинайте с самого начала. К сожалению, в Европе и СНГ купить возможность сброса навыков пока нельзя. Только не пугайтесь заранее: несмотря на модель «free-to-play», монетизация очень щадящая. За свои кровные приобретается только возможность перераспределить очки талантов, а все остальные платные плюшки — лишь визуальные эффекты и «скины» для экипировки, никоим образом не влияющие на баланс.
Игровой валюты как таковой не предусмотрено вовсе. Торговля между игроками происходит в виде бартера. Единственное, что заменяет деньги — особые сферы, которые позволяют улучшать экипировку. Особенно ценны те, что изменяют связи и цвета слотов для камней умений. Ведь всегда есть риск получить отличную легендарную броню, в которую нельзя вставить важное для персонажа умение.
Позиционируется Path of Exile больше как MMO-проект. В городах-хабах, служащих связями между локациями с монстрами, бегают другие игроки, с которыми можно пообщаться, поторговать или вызвать на дуэль. PvP-сражениям уделено немало внимания: здесь вам и рейтинговая таблица, и различные режимы, и особые задания со своей наградой. Но если вы не любитель данного развлечения, то можно пройти мимо и наслаждаться качественной и выверенной action/RPG, которая уже смогла «отжать» у Blizzard достаточно фанатов. И проект продолжает активно развиваться.
Самое время пройти по пути изгнанника: Path of Exile недавно официально запустилась в России вместе с глобальным обновлением 2.0.0. Игра выдержана в атмосферной мрачной стилистике и сильно затягивает, поэтому строго рекомендуется каждому поклоннику жанра минимум к ознакомлению.