Игры должны развлекать, журналисты должны… впрочем, это уже тема для совсем другой статьи. Проблема «Тунгуски» в том, что в кругу любителей квестов или даже просто знающих игровую индустрию людей о ней очень трудно рассказывать. Это не означает, что Secret Files: Tunguska — плохая игра. Она просто слишком предсказуема. Она даже не пытается казаться необычной и сделать шаг вперед из ряда себе подобных. Она просто… есть. И делает свое дело. Насколько хорошо, читайте ниже.
Сначала — немного предыстории. Не поленитесь, это важно. Первый релиз «Тунгуски» состоялся на PC еще 8 лет назад. Игра получила умеренно теплые отзывы, но даже близко не подобралась к трону Syberia, на который явно метила. Еще два года спустя игра была портирована на домашнюю консоль Nintendo Wii и портативную DS. Очень хочется предположить, что столь диковинные и неприветливые для жанра платформы были выбраны ввиду полного отсутствия конкуренции (вот он — трон, только руку протяни). Однако мы этого делать не будем из-за отсутствия фактов, подтверждающих такую мотивацию. И, наконец, свежий релиз в App Store. Таким образом, это уже четвертая попытка поднять «кэша» на одной и той же игре и занять трон хоть в какой-нибудь нише. Стоит заметить, что на этот раз шансов на успех оказалось больше, чем когда-либо.
…гипотетическое тело, вероятно, кометного происхождения, которое, предположительно, послужило причиной воздушного взрыва…
Сюжет игры разворачивается вокруг знаменитого падения Тунгусского метиорита — истории загадочной и до сих пор опутанной завесой тайн. Словом, очень плодородная почва для фантастических версий и теорий заговора. Главная героиня, немка русского происхождения по имени Нина, направляется в берлинский музей, чтобы проведать своего отца, ученого Владимира Коленкова, но по прибытии обнаруживает лишь его пропажу. Обращение в полицию не приносит никакой пользы, а музейный уборщик твердит что-то про «людей в черном». У Нины просто не остается иного выбора, как начать свое собственное расследование, помогать в котором ей вызывается Макс Грубер, молодой коллега ее отца. Тут прослеживается явная параллель с Broken Sword, но такой ход вносит в игровой процесс хоть какое-то разнообразие, ведь пару раз нам дадут поиграть за Макса.
В лучших традициях приключенческих квестов по ходу своего расследования герои посетят множество колоритных точек на земном шаре: от Москвы до Берлина (через Ирландию, Кубу, Сибирь и Антарктиду). Настроение в каждой из них неизменно мрачное и таинственное: игра подается с очень серьезным лицом и дает в полной мере проникнуться той самой атмосферой конспирологического триллера.
На фоне такого почти что угрюмого повествования серьезный диссонанс вызывают головоломки в стиле старых юморных квестов Тима Шейфера прямиком из девяностых. Чего только стоит ставший локальным мемом мобильный телефон, который нужно повесить на кота, чтобы подслушать разговор. Такого рода решений ждешь скорее от мышонка Джерри или Багза Банни из «Веселых мелодий», но никак не от сообразительной рыжей красотки, что скрывается от ФСБ в попытке докопаться до правительственной тайны.
Несмотря на отсутствие трезвой логики, просиживать над задачками часами как в бородатые годы уже не приходится — и все благодаря одной волшебной кнопке, подсвечивающей все активные области и предметы, на которые можно кликнуть тапнуть. Вообще, игра неплохо прижилась на мобильной платформе: приятная по меркам 2006 года трехмерная графика на мобильных девайсах восхищение, конечно, не вызывает, но все еще смотрится актуально; интерфейс не слишком громоздкий и не слишком мелкий — в самый раз; управление очень удобное. И если на небольшом экране телефона рассматривать мелкие детали кому-то будет затруднительно, то играть на планшете, расслабленно откинувшись в кресле, — действительно одно удовольствие.
Некоторых недочетов технического характера при переносе на iOS избежать все же не удалось. Первая и главная беда «Тунгуски» для iOS — критический большой объем файла. 2,3 гигабайта для квеста на телефоне — это ОЧЕНЬ много. «Чего они туда напихали?», — спросите вы. Полная озвучка всех диалогов — это раз. (Для мобильной игры? Серьезно? Кто вообще играет на телефоне со звуком?) Обязательная локализация на 7 языков — это два. (А ведь можно было оставить по одной для каждого региона. Поленились?). Кстати, перевод субтитров (по крайней мере, английских) — один из худших, что мне доводилось видеть. В нем просто море ошибок, опечаток, а иногда он вообще не соответствует тому, что говорят герои. Глаза бы этого не видели, но по какой-то причине отключить субтитры нельзя. Никак. Терпите.
Впрочем, главная проблема Secret Files: Tunguska — это все-таки ее предсказуемость и невероятное обилие штампов. Это и классическая механика с классическими проблемами, это и сюжет про поиски отца, причастного к чему-то большему, это и предатель, подозревать которого начинаешь с первого взгляда, это и ФСБшники с замашками КГБшников, наконец, это обязательный портрет Чегевары в кабинете врача кубинской психболницы. Бог с ними, с игровыми механиками, но неужели хоть Кубу нельзя было обозначить как-то иначе?
И все же если вы хотите поиграть именно в размеренный классический квест, то, вероятнее всего, «Тунгуска» вам понравится. Вы точно будете знать, чего ждать от игры, и она вас ни разу не подведет и не обманет. Это как всегда покупать одну и ту же марку сигарет или шоколадного мороженного. Никаких сюрпризов — только привычное удовольствие.
В отличие от релиза на Nintendo Wii, iOS-версия Secret Files: Tunguska действительно имеет смысл. Правда, не совсем ясна целевая аудитория издателя. Условная домохозяйка любительница match 3 и hidden objects вряд ли станет качать увесистую игру в почти 2,5 гигабайта, а заядлый геймер (вроде нас с вами), скорее, всего предпочтет запускать большие игры на больших устройствах.
В том случае, если продажи iOS-версии Secret Files: Tunguska будут успешными, App Store может пополниться еще двумя играми линейки. Правда, те никакого отношения к Тунгусскому инциденту уже не имеют и рассказывают совершенно другие истории.