Во все времена было модно говорить о том, что сейчас
уже не так. Находятся консерваторы,
которые отвергают новое из-за слишком сильной привязки к старому. Мол, оно ведь
родное, свое, а теперь все по-другому, вот раньше
было лучше. По большому счету, так можно сказать о чем угодно: о политике,
экономике, обществе, жизни, автомобилях, развлечениях - и играх тоже. Современные
шутеры идут по пути упрощения геймплея, предлагая взамен зрелищность и
невиданную динамику. Но находятся люди, которые вспоминают минувшие дни - когда
уровни проходились раза с двадцатого, и то чисто случайно. Rise of the Triad именно для таких олдскульных
игроков. Готовьте носовые платки - ностальгических слез будет много.
Оригинальная игра вышла в 1994 году. Задумывалась
она как вольное продолжение революционного Wolfenstein 3D, но планы разработчиков слегка нарушились.
В Германии запрещена нацистская символика в любом виде, и Apogee Software пришлось изменить противников
внешне, чтобы они не походили на фашистов. Таким образом игра получила добро на
продажи, хотя Rise
of
the
Triad
это помогло не особо: шутер не оказался популярным. Спустя без малого двадцать
лет авторы оригинала выпускают ремейк на вечно молодом Unreal Engine 3.0 с физикой PhysX. Только разработчики не учли, что
одно дело - восторгаться классикой и помнить, насколько сложными и «честными»
были игры, а другое - проходить это на полном серьезе сейчас.
На некоем секретном острове действует культ,
представляющий угрозу всему миру. Герой в составе группы H.U.N.T. (High-risk United Nations Taskforce) прибывает в место
назначения, чтобы во всем разобраться. Как вскоре выяснится, здесь полно
солдат, настроенных против любых чужаков. Начинается долгий забег по уровням с
монотонным отстрелом врагов. Разработчики еще в оригинале исправили символику
культа, но одежда и алые вертикальные флаги намекают на их принадлежность
вполне конкретно.
Rise
of
the
Triad
- архаизм, гимн шутерам первой половины девяностых. Сейчас так уже не делают и делать
не будут. Это равносильно возобновлению продаж первого поколения Chevrolet Camaro. Вызывает трепет одним своим
видом, но машина безвозвратно устарела и никуда не годится, ей место в музее,
как бы ни горько было это признавать. То же самое и с RofT. Замкнутые пространства, никакого
простора, игра буквально давит своими высокими стенами и ощущением того, что
все уже предрешено: ни развилок, ни продвинутого ИИ, ни прочих вещей, ставших
уже настолько привычными, что мы их и не замечаем. Взять регенерацию здоровья. Искать
с 1% жизни аптечку под огнем из пулеметов и гранатометов - удовольствие сомнительное.
Тем более что в большинстве случаев придется повторять процедуру не один раз.
Главный кошмар заключается в чекпоинтах. Случайно «наступите» на него с 2-3%
здоровья - и пройти дальше будет уже практически нереально.
Марш-броски по локациям адреналиновые. Во многом
благодаря густонаселенности врагов и хилому главному герою. Нужно крутиться как
вьюн на сковороде, за доли секунды целиться в голову и спускать курок, краем
глаза подмечать аптечки и укромные места, чтобы хоть немного перевести дух.
Действовать медленно, убивая по одному, не выйдет. Враги давят числом,
постоянно наступают, стреляют с другого конца карты - какие там посиделки,
спасает лишь открытый бой. Более того, появляющиеся из воздуха враги прямо за
спиной героя - норма. Темп геймплея сумасшедший, через час ловишь себя на
мысли, что играешь сугубо на рефлексах, постоянно находишься на грани. В такие минуты
Rise
of
the
Triad
по-настоящему захватывает. И причина легко объяснима - здесь все решает только
уровень подготовки, игра максимально честна с вами. Не можете пройти - лучше
выбирайте другую сложность, потому что никаких бонусов в виде неограниченного
боезапаса для ракетницы после пяти неудачных попыток не появится.
Кроме точности в стрельбе, требуется аккуратность и
расчетливость в передвижениях. Часто нужно прыгать, перемещаться с одной
платформы на другую, и не всегда это удается с первого раза. Необходимо
прочувствовать героя, на глаз определять точку прыжка и приземления, иначе не
миновать беды. Здесь не загорится надпись «Jump!» и не появится крестик в том
месте, где вы окажетесь.
Карты маленькие, друг от друга отделены большущими
воротами. Обычно, чтобы пройти дальше, нужно достать ключ размером с мотоцикл.
Стоит ли говорить, что о его местоположении нигде не сказано? Некоторые локации
приходится топтать раз за разом, смотреть каждую коморку, проверять каждый
выступ ради треклятого ключа. Никаких подсказок нет. Хочется поблагодарить
человека, чью голову посетила светлейшая мысль - мини-карта с указателями
ключевых объектов, которая есть в большинстве современных игр. Спасибо.
И без того зверская сложность дополняется увесистым
набором багов. Герой застревает в уровнях, проваливается в текстуры, враги
припадочно дергаются. Здесь хватает ловушек, о которых с первого раза
догадаться невозможно. Rise
of
the
Triad
предполагает неоднократный забег по уровням, что больше похоже на извращение, а
не удовольствие от игры. Здесь серьезную проблему представляет именно часть с
прыжками. Это какой-то платформер с видом от первого лица, а не шутер.
Rise
of
the
Triad
рекомендуется именно людям, недовольным современными благами цивилизации. И с
большой вероятностью у них наступит сильное разочарование - игра дьявольски сложная
и неприветливая. Rise
of
the
Triad
самое место в нижнем ящике стола, рядом с кассетным плеером, дисковым телефоном
и старыми консолями. Мы часто храним эти вещи, но разве будем когда-нибудь еще
использовать? Так, достать раз в год, сдуть пылинки, вспомнить, что раньше это
был пик технологий, улыбнуться и положить обратно. Старые вещи хороши только со
стороны, и Rise
of
the
Triad
отлично дает это понять.
Сейчас вряд ли найдутся фанаты, которые выберут RotT вместо, скажем, Battlefield или Call of Duty. Время таких шутеров, такого дизайна, геймплея и концепции безвозвратно ушло, и играть в него есть смысл только из любопытства. Глянуть, как оно тогда было