На серию GTA равняются, ей пытаются
подражать, но пока конкуренты пытаются выйти на один уровень, Rockstar
выпускает
новую часть - которая задает уже совсем другой стандарт качества, свободы,
повествования, насыщенности событиями. И ведь концепция ни разу не менялась. Базовая
идея все время одна - тотальная свобода, - но разработчики вводят все новые и
новые особенности, сильно меняющие геймплей от части к части.
Rockstar достигла такого
уровня, что рассказывать о GTA, в принципе, и не
нужно. Несколько роликов, сухие строки пресс-релизов - и пятая номерная часть
уже окупается за счет одних только предзаказов. Бюджет игры составляет
невероятные 256 миллионов долларов. Это больше, чем у кэмероновского «Аватара»
(237 млн.)! GTA
продает сама себя, коробку с тремя буквами купит любой человек, играющий в
игры. Rockstar потратила сумму, на
которую можно снять мировой блокбастер со звездами первой величины или
разработать 4-5 ААА-игр. К моменту написания этого текста Grand Theft Auto 5
принесла разработчикам больше миллиарда долларов - абсолютный рекорд в игровой
индустрии. И это с учетом того, что версия для Xbox 360 утекла в Сеть за четыре дня до
релиза.
В пятой GTA разработчики вновь
удивляют проработкой мира и колоссальным вниманием к деталям. Поначалу
информация о трех главных героях настораживала. «Зачем», «как это будет выглядеть»,
«надоест переключаться» - претензии были вполне обоснованными. До выхода игры
фишка с тремя персонажами в самом деле казалась странной. Но Rockstar
не ошиблась. Благодаря великолепно прописанным характерам к троице персонажей
сразу проникаешься симпатией, веришь в их реальность. Каждый из них проработан
лучше, чем все предыдущие герои вместе взятые. Только осваивающий криминальный
мир Франклин, Майкл с кризисом среднего возраста и всеми вытекающими
последствиями в виде «ненавижу тебя, папа», законченный псих Трэвор, пугающий
своей вспыльчивостью. Между героями буквально разрываешься, они интересны все,
и порой долго думаешь, за кого все-таки пройти миссию: посмотреть на очередную
выходку Трэвора, разборку с наркодилерами Франклина или семейную драму Майкла.
Разработчики вернули из San Andreas систему прокачки, но
здесь она настолько ненавязчивая, что можно и вовсе не смотреть на
характеристики, тем более что они ближе к концу игры все равно будут почти на
максимуме у троих героев. Помимо этого, Трэвор, Майкл и Франклин имеют по
спецспособности. Майкл замедляет время, Франклин уходит в рапид во время езды
для лучшей маневренности, а Трэвор может снизить получаемый урон и увеличить
наносимый. Переключение между героями происходит почти мгновенно, особенно
эффектно это выглядит во время долгой комплексной миссии. Сначала
отстреливаемся с земли, попадаем в засаду. Берем под контроль другого героя,
который сидит в вертолете - и уже тактическое преимущество на нашей стороне.
Осталось добить врагов третьим персонажем, который зайдет с тыла. Все меняется
за секунды, разнообразие и так всегда было неотъемлемой частью любой GTA,
но здесь Rockstar вышла на совершенно
иной уровень.
В GTA 4
главной темой была «маленький человек в большом городе»: Нико становился все
круче, знакомился с влиятельными людьми и вообще матерел. Нынешние герои
изначально являются профи (за исключением Франклина), и пятая часть наконец-то
избавилась от общей претензии ко всей серии - слишком долгой раскачки. Grand Theft Auto 5
сразу бросает в самое пекло. Почти каждое задание - часть одной большой
мозаики, здесь нет важных или неважных миссий. Какие-то нужны для продвижения
по сюжету, какие-то для раскрытия образов персонажей. Встречаются совершенно
потрясающие миссии, заставляющие просто аплодировать разработчикам - настолько
тонко высмеивать современные тренды «правильной» жизни умеет только Rockstar.
Дурацкие занятия йогой, непременные беседы с психологом, чудаковатые персонажи
- за всем этим кроется пародия на глянцевые журналы, телешоу, основанный на MTV стиль бытия и новые течения:
досталось даже хипстерам.
Для пятой части разработчики выбрали главной темой
грабежи. Ювелирные магазины, банки, инкассаторские машины, секретные военные
объекты - троица героев обчистит все, но перед этим предстоит самая интересная
часть игры: выбор и подготовка к налету. Место ограбления заранее определено.
Прибыв для осмотра, начинаем подмечать детали: расположение охранников, пути
отхода, вентиляция, запасные выходы. После выбираем план действия - например,
по-тихому или с автоматами и «курица, держи руки так, чтобы я их видел». Далее
выбираем команду с учетом специфики прохождения. Допустим, незачем нанимать
идеального стрелка для тихого ограбления - затребует себе большие проценты от
куша, при этом окажется бесполезен. Наконец, финальная стадия перед ограблением
- подготовка. Раздобыть костюмы, угнать нужную машину, провести дополнительную
разведку. И, конечно, само ограбление. Rockstar
создала
почти что пособие для грабителей. Разработчики передали ощущение
ответственности - ведь если что-то пойдет не по плану, виновен всегда
организатор. Здесь нет показушности, скажем, «Одиннадцати друзей Оушена», где
дюжина грабителей играючи обчистила самое защищенное казино Лас-Вегаса. GTA 5
наиболее близка к «Схватке» (1994). Все по-настоящему: реальные стволы,
реальная возможность быть убитыми, яростные перестрелки, есть выберете
«громкий» вариант. Все по-настоящему, никакой наигранности. Rockstar
удачно
совмещает комичные ситуации и диалоги с серьезными эпизодами и подлинной
жестокостью. Разработчики играют на контрастах: сначала Трэвор выдает очередную
пошловатую шутку, а через мгновение забивает персонажа ногами до смерти.
Карта по сравнению с GTA 4
огромна. Лос-Сантос - единственный мегаполис, на оставшейся территории
разместились горы, поля, деревушки, реки, леса и озера. Вырваться из шумного
города на узкую извилистую дорогу и ехать на красиво заходящее солнце - этого
сильно не хватало в четвертой части. Отличный контраст столицы и провинции:
деревенского жителя никогда не спутаешь с городским, говорят же: «можно вывезти
девушку из деревни, но деревню из девушки - никогда».
Каждый квадратный метр пустынной территории напичкан
развлечениями. Гонки на квадроциклах, местные дурачки, готовые втянуть героя в
авантюру, множество побочных заданий. В отличие от многих ролевых игр, искать
здесь ничего не нужно - задания буквально сами идут к вам. Это не Oblivion,
где можно нарезать круги по лесу до ближайшего поселка, считая ворон и
проклиная разработчиков за мир, где в лучшем случае вы приглянетесь парочке
бандитов. Здесь же вокруг постоянно что-то происходит. Едете, никого не
трогаете, как на ваших глазах воришка отбирает сумочку у девушки: можете пройти
мимо, а можете вернуть вещь. Или отобрать у вора и потом оставить себе.
Горе-преступники обчистили магазин, но остались без машины - помогите недотепам
уйти от копов. Лос-Сантос и окрестности доверху заполнены событиями, многие из
которых вообще происходят случайным образом. Уникальных историй просто
невероятное количество. И это не говоря о гонках, охоте, поимке беглых
преступников, игре на бирже и уйме других вещей. Вы можете пройти мимо - но они
не останутся незамеченными. GTA
5
дает все карты, а что и как проходить - решать игроку.
GTA
5
нужно изучать неделями. Ничего кардинально не меняя, компания вновь выпускает главную
игру в открытом мире. Все заявления других компаний о живом мире не стоят
выеденного яйца. Rockstar без упора на реализм,
откровенно высмеивая многие вещи и в целом забывая о серьезности, делает игру
по-настоящему живой и реальной. Мир GTA
5
опасен, но в нем хочется жить.
Одна из лучших игр на текущем поколении консолей и лучшая Grand Theft Auto. Никаких убийц GTA нет и быть не может. Есть эталон от Rockstar, и есть все остальное