The
Heart of
the State
Жанровая
ниша глобальных стратегий явно испытывает
дефицит не только игр, но и идей. Все
проекты строятся по одной упрощенной
схеме, где нам предстоит в течение
некоторого игрового времени развивать
экономику, военное ремесло и проводить
исследования. После мы быстренько
сколачиваем огромную армию из самых
мощных юнитов и одним залпом проходимся
по глобальной карте, захватывая все и
вся. Да, серия Total War
уже начала отход от подобных канонов,
как и Civilization, но еще раньше
них это сделали шведы из Paradox
Interactive.
The
World
Is
Not
Enough
Europa
Universalis
IV,
как и предыдущая часть игры, вберет в
себя сразу несколько значимых эпох,
начиная с позднего средневековья
(падение Константинополя) и заканчивая
эпохой Нового Времени (Наполеоновские
войны). Глобальная карта в главном меню
сразу дает понять, что размах здесь -
планетарных масштабов, иначе его никак
не назовешь. Выбрав одно из предложенных
государств, нам предстоит привести его
к процветанию, изменив тем самым реальный
ход истории, написанный кровью и
переписанный чернилами. И вот здесь-то
все закрутится и завертится.
Разработчики
задались, кажется, одной целью - сделать
игру максимально понятной, но никак не
простой. Это все та же глобальная
стратегия, где непосвященным придется
нелегко и потребуется не раз изучить
многие игровые аспекты, чтобы
понять, как это работает.
Выбор
государства здесь - довольно важный
момент. На старте игры все они находятся
в разных отношениях друг с другом. Англия
несет тяжелое бремя войны с Францией,
которую, как подсказывает история, она
должна выиграть. Османская империя
грозится захватить Константинополь (и
имеет к этому есть
все предпосылки), а Московскому княжеству
необходимо будет избавиться от последних
оков татаро-монгольского ига. Каждую
из этих историй игрок сможет переписать
на свой лад.
Выбрав
государство, мы получим в наследство
не только историческую цепочку проблем,
но и сильные стороны нации: у той же
Англии будет мощный флот, а у османов
многосильная армия, с помощью которой
можно будет моментально наломать дров.
Дело останется за малым - стать наиболее
развитым и процветающим государством.
Per
Aspera
Ad
Astra
Неважно,
какой именно путь к процветанию выберете
вы, он все равно будет тернистым, и вам
придется пройти через толщу колючей
зелени, чтобы выбраться к ярким светилам
на небесах. Вопреки всеобщему мнению,
война в Europa
Universalis
IV,
пожалуй, один из самых сложных методов
достижения господства. Это как раз тот
случай, когда вам придется быть уверенным,
что у вас хватит как экономических сил
на поддержку армии, так и стабильно
высокого уровня морали вашего народа,
который в противном случае грозится
поднять бунт, что сулит вам кучу
внутриполитических проблем и поражение
- как в решающих битвах, так и в самой
войне.
Экономика
- залог успеха. Старая формула, которая
работает и здесь. Торговля в игре немного
изменилась и теперь зависит от того,
насколько хорошо связаны между собой
определённые провинции. К примеру, если
через вашу провинцию проходит важный
торговый узел, то вы можете со всех
проходящих взимать небольшой налог.
Торговые пути можно будет создавать и
самому, но для этого надо иметь что-то,
что вы можете предложить рынку. Имеется
отдельная карта, отображающая наиболее
важные торговые пути во всем мире - на
суше и на море. Кто контролирует их, тот
и на коне, а вот как вы придете к тотальному
контролю - совсем другая история, но и
тут можно обойтись без кровопролития.
Выжить
одному будет просто невозможно. Союзы
заключаются для достижения определенных
целей: защиты своей территории, получения
провианта, военной и экономической
помощи, открытия доступа к торговым
путям.
Чтобы
игрок не заплутал во всем игровом
многообразии, разработчики соорудили
цепочку различных миссий внутри
государства, за выполнение которых вы
будете получать внушительные бонусы.
Появились национальные идеи, которые,
по сути, являются все теми же миссиями,
вращающимися вокруг нужд нации. Внутренняя
же политика была вырезана, а на ее место
пришло несколько основных технологий,
которые будут развиваться в зависимости
от ваших действий с течением времени,
что даст доступ к строительству новых
зданий и появлению новых возможностей.
Discoverer
В
Europa
Universalis
IV
вы рискуете открыть Америку раньше
Колумба. Как и раньше, нам дается
возможность стать первооткрывателем
некоторых территорий, к которым относится
Северная Америка, Южная Америка, Африка
и Австралия. Найденные земли вы сможете
колонизировать, но для этого придется
выслать специальный корабль с
колонизаторами. Звучит просто, но
доплывет ли ваш корабль? Хороший вопрос.
Любые
действия мирового масштаба, включая
открытие новых земель, будут значительно
влиять на престиж и репутацию вашего
государства. Поэтому играть бесчестно
и нападать на всех подряд никак не
выйдет, вы рискуете заработать не только
плохую репутацию, но и массу врагов,
которые будут гонять вас при первой
возможности. Каждый свой шаг придется
обдумывать, но игра заведомо поощряет
благие намерения.
The Beauty is
in the Details
Немыслимая
красота таится в деталях, к которым
Paradox
Interactive
относится с особым пиететом. Визуальная
составляющая
Europa
Universalis
IV
оставляет впечатление, что игра опоздала
на несколько лет, но сколько души вложено
в эти детали - начиная от заоблачных
композиций (которые различаются в
зависимости от выбранного государства)
и заканчивая водной гладью.
Europa
Universalis
IV
продолжает стремиться к примерному
образцу глобальной стратегии, и у нее
это получается. Paradox
Interactive
смогли развить серию в правильном
направлении, отшлифовать ее, сделать
проще для понимания, нисколько не потеряв
в остальном.
Paradox Interactive вновь подают пример. Так и только так должна выглядеть интересная и многогранная глобальная стратегия, сделанная уже в который раз не кошельком, а сердцем и душой. Всем любителям жанра посвящается.