Оригинальная Gauntlet 1985 года — абсолютная классика эры игровых автоматов и прародитель кооперативного режима в играх. В те времена многие поклонники фэнтези отложили свои кубики, карты и колпаки и стремглав бросились выпрашивать у родителей денег на жетоны для игровых автоматов. И не мудрено, ведь тогда вместе с друзьями заняться исследованием таинственных подземелий в фэнтезийном сеттинге было не просто в новинку — это была сенсация. И вот, спустя 29 лет, компания Arrowhead Game Studios, известная, прежде всего, своим хитом Magicka, во многом вдохновленным самой Gauntlet, решила переиздать уже порядком заржавевшую классику.
Новая версия блещет лоском, неплохой, пусть и не лучшей графикой и интуитивным управлением. Также в изобилии драйв и экшн, которым могут позавидовать многие современные игры (мы смотрим на тебя, Diablo III).
Игровой процесс за почти тридцать лет изменился мало. По-прежнему игра предлагает на выбор одного из четырех колоритных героев, отличающихся друг от друга не только внешне, но и стилем игры. Суровый воин в меховых трусах крушит врагов в капусту, закованная в латы валькирия неплохо тычет копьем и метает щит как фрисби, пронырливый эльф расстреливает супостатов из лука со скоростью пистолета-пулемета Узи, а почтенный маг кастует зрелищные комбинации заклинаний. По последней моде к игре привинчена еще и ролевая система. Впрочем, ролевой системой местную «прокачку» можно назвать лишь условно. Она напоминает скорее популярную нынче систему «ачивок»: убил сотню мумий — стал наносить им дополнительный урон, съел еды на тысячу единиц здоровья — получил скилл регенерации и так далее.
Разумеется, игра в первую очередь затачивалась под кооперативный режим (который доступен не только по сети, но и за одним компьютером), а посему, играть одному хоть и можно, но гораздо менее интересно. Играть с друзьями гораздо веселее, потому как они могут не только подставить плечо, но и вонзить нож в спину. А все потому, что здешний кооператив в огромной степени завязан на доверии, ведь какой-нибудь хитрый напарник может, например, отстояться в углу в пылу схватки, а потом тихо, под шумок, собрать всю добычу, еду (которая восстанавливает здоровье), да еще и павших товарищей обобрать. Это добавляет командному прохождению соревновательный дух, венцом которого можно считать местную версию «Царя Горы»: на карте периодически появляется корона, дающая владельцу прирост к очкам в конце уровня. Однако любой тычок со стороны врагов заставляет игрока эту самую корону обронить, на что незамедлительно отреагируют его жадные друзья-товарищи, которым очки, зачисляющиеся каждому игроку отдельно, тоже не помешают. Этот дух любви\ненависти между сопартийцами придает игре немало шарма.
Помимо прочего, новый Gauntlet радует непривычной для 2014 года хардкорностью. Игра действительно бросает игроку вызов, что может отпугнуть молодую аудиторию, привыкшую, что игра, боясь его обидеть, водит по уровням за ручку. Однако, дети восьмидесятых-девяностых, которые уже и не дети вовсе, будут рады «олдскульности» игры. Враги нападают огромными полчищами и только умелый игрок в состоянии преодолеть все трудности на пути к долгожданному финалу. Особенно сильно заряжает адреналином игра в кошки-мышки со здешней Смертью. Это своеобразный босс, который может уничтожить игрока одним прикосновением. Само собой, чтобы получить от игры максимальное количество удовольствия, играть рекомендуется на высоком уровне сложности.
Однако не все так радужно, как может показаться. Спустя несколько часов игры в глаза начинает бросаться один очень большой недостаток: однообразие. Игра начинает наскучивать даже самым яростным поклонникам оригинала. А все потому, что она следует одной и той же схеме: каждый из трех больших уровней игры делиться на три этапа. На первом этапе мы бездумно крушим врагов, уничтожаем генераторы их «респауна» и собираем сокровища. Второй этап несколько интереснее за счет случайно генерируемых событий-сюрпризов: то свет выключится, заставляя вас сражаться в кромешной темноте, то огненные глыбы с потолка посыплются, вынуждая наших героев быть вдвойне осторожными, а можно еще и с той самой Смертью столкнуться, что всегда ведет к напряженной погоне. На третьем же этапе мы снова сражаемся с огромным количеством соперников на пути к здешнему «толстому» боссу (приятное дополнение, ведь их не было в оригинальной игре). И это все.
Право, Gauntlet 1985 года, с ее абсолютно случайно генерируемыми подземельями захватывала несколько больше. Сюжет здесь существует весьма условно и, в процессе крушения врагов, о нем почти забываешь, вследствие чего иногда хочется остановиться и задаться вопросом: а что я вообще делаю? И вот тут-то как раз в Arrowhead немного просчитались. Они настолько бережно отнеслись к оригиналу (что, в общем-то, не так уж и плохо), что им не хватило смелости ни на что, кроме как прикрутить к нему современные свистелки, да обновить картинку. Ведь, по сути, перед нами та же самая игра, что и тридцать лет назад. Да — выглядит она на порядок лучше, да — она переняла многое хорошее от современных hack’n’slash игр, но это именно ремейк и ничего больше. Игры за три десятилетия изменились до неузнаваемости, игровая индустрия невероятно продвинулась вперед, а Gauntlet все та же. А потому не совсем понятно, для какой аудитории делалась игра. Для молодежи? Вряд ли. Слишком уж игра старомодна. Для поклонников оригинала? Простите, но это уже, в большинстве своем, взрослые дядьки, у которых на уме совсем другие вещи. Тогда для кого? Скорее всего, в первую очередь, для самих себя. И вот это как раз не есть плохо, ведь любовь и бережность здесь чувствуется во всем. Черт, да они же даже вернули закадровый голос, комментирующий происходящее на экране. А это, как минимум, приятно.
Несмотря на некоторые недостатки, Gauntlet – это зубодробительный экшн, способный на несколько вечеров затянуть вас и ваших друзей в мрачный мир здешних подземелий. Всем любителям фэнтези однозначно стоит ее опробовать. А поклонникам оригинала нечего даже и думать — бегом в магазин. Такой шанс придаться ностальгии выпадает далеко не каждый день.