Оригинальная «Судная ночь» была заурядным триллером с занимательной концепцией антиутопии. Режиссер и сценарист Джеймс ДеМонако решил, что узаконенный беспредел в качестве политического и социального механизма — любопытная идея. Он оказался прав. Фильм не стал откровением, да и не раскрыл весь потенциал задумки. Однако восторга ценителей хватило, чтобы у затейника появились деньги на продолжение. Оно разочаровало, так как вместо «Голодных игр» под концентрированной дозой «Пилы», ДеМонако выпустил «Хатико».
Вся непрошенная драма свелась к тому, что безутешный отец целый год ждал мести, на пути к которой перестрелял уйму народу, но убийцу сына пощадил, так как «мстя — это дурно». Мудрая мысль привела героя Фрэнка Грилло к «Судной ночи 3», где он принялся охранять сенаторшу, выступающую за отмену «национального праздника». На попытках злобных политиков летально переубедить радеющую за простой люд дамочку и построили сюжет бастарда «Карточного домика».
В нем ДеМонако собрал эталонную коллекцию антикварных штампов, роялей в кустах и персонажей-«однострочек». Негр-работяга толкает речи про Американскую мечту, страдает от жадного правительства и спасает товарищей от бывших ганста-бро. Героическое черное подполье защищает бедных американцев от заговора злобных чинуш вместе с одинокой, страстной и общительной «мамочкой»-чинушей. Её защищает от всего мира драматический мордоворот, поражающий отряд скинхедов особого назначения заезженными фразами, повадками Капитана Очевидности и трусцой с винтовочной пулей в протекающем плече.
Правительство же радует садистами в сутанах, бойцами с синдромом «имперского штурмовика» и логичными решениями. Зачем устраивать несчастный случай неугодной стерве в любой день, если можно ждать Судной ночи для её похищения? Недомститель из второй части — лучший пример для подражания, а пуля снайпера или сталкивание под поезд — это фи-фи-фи и слишком подло для тиранов. «Новые Отцы-Основатели» карают врагов только с изяществом Годзиллы в Москва-Сити. Они шлют боевые вертолеты и грузовики спецназа, который так замечательно убивается пацанами из гетто, что хоть ножками из KFC его закидывай. Вот она мощь и эффективность тоталитарного режима — обязательного атрибута антиутопии.
ДеМонако замахнулся на лавры «Бегущего человека» с эпатажностью «V — значит вендетта» и изобретательностью «Пилы». У него же вышел ущербный политический триллер с замашками «Крепкого орешка» и соответствующей креативностью в постановке, режиссуре и боях. ДеМонако загрузил нас подробностями тяжкой жизни среднего класса и эмигрантов, хотя мог бы показать «Карточный домик», устроивший «Голодные игры» силами «Потрошителей». Судьбинушка нищего мексиканца, безусловно, интереснее, чем турист-убийца забивающий феминистку, скажем, мороженой сельдью. Почему бы и нет, если в Судную ночь всё дозволено?
Kill-туризм стал одной из любопытных задумок режиссера. Правда, его и всё остальное он толком не реализовал, хоть у него была уйма времени для воплощения в кадре самых изощренных убийств, коих и ждешь от «Судной ночи». Она обещает deathmatch-шоу с причудливыми персонажами, запоминающимися образами и яркими сценами. Она завлекает жаждущего свежих впечатлений зрителя, а потом перегибает его через кресло и поступает так же, как Брэд Питт с чувствами фанатов «Войны миров Z» — пользует словно доярку на сеновале.
Обидно, ведь в моменты просветления «Судная ночь 3» балует очень сочными образами и сценами. Скажем, подружки негритянки явно пришли из фильмов для взрослых — своей внешностью и наглухо отбитым поведением они придали фильму пикантности. Он бы только выиграл, сфокусируйся режиссер на бабской орде и её кривляньях, а не унылой истории негра и защиты его любимого магазина. ДеМонако стоило удариться в легкий грайндхаус, а не скучную повседневность жителей гетто.
Тоска – ключевая эмоция, вызываемая «Судной ночью 3». Не шок от увиденной жестокости, коей почти нет. Не отвращение от людской породы, так как её уж больно мало проявилось. Не стыдливое удовольствие внутреннего поддонка, которому нечему радоваться и не на что смотреть, кроме сочных школьниц-психопаток и чудеснейшей сцены в церкви. Именно тоска сопровождает нас по утомительной дороге, проложенной Джеймсом ДеМонако в третьей «Судной ночи». Надеемся, что он её не пережил. Душе садиста горько за крах перспективной серии, так и не перешедшей из морализаторской шлакодрамы в увлекательное шоу для латентных маньяков. Видят «новые Отцы-Основатели», такого нам не хватает.
***
Джеймс ДеМонако так и не понял, куда ему следует двигать проект. Режиссер стал очередным доказательством того, что авторам хороших идей нужны толковые руководители или советники. У ДеМонако был шанс сделать специфический, но культовый фильм, повторив судьбу «Донни Дарко» Ричарда Келли или «Американской истории Икс». ДеМонако этот шанс изнасиловал, освежевал и выбросил. Так же он поступил с нашим чувством прекрасного и кровожадного.
Вместо яркого и бешеного шоу с маргиналами и социопатами режиссер представил двухчасовой документальный фильм о том, как никогда не следует делать триллеры.