Постоянство – признак мастерства.
Пока конкуренты ныряют в бездны сильного нарратива, плавных кривых развития и дружелюбного интерфейса, Piranha Bytes делает очередную зубодробительную RPG в своем стиле. Десять лет назад самоповтор казался дурным тоном, но в 2017 получить новую Готику даже приятно. Знаешь, чего ждать.
Дано следующее: большой бесшовный мир, одинокий лысый герой без возможности какой-либо кастомизации, кривоватая боевая система с оттенком Dark Souls, субстанция метеоритного происхождения Элекс, привнесшая в мир магию, мощные пушки и постапокалипсис, противоборствующие фракции, из которых придется выбирать, и классическая система развития героя с очками характеристик. А еще собирательство, кулинария, алхимия, крафт, и очень суровые враги.
Концепция открытого мира с чудовищами может напомнить о Ведьмаке 3, но Elex гораздо злее. Обычно в современных играх противников либо распределяют по зонам так, чтобы игрок сталкивался в основном с монстрами своего уровня, либо как в играх Bethesda враги адаптируются к уровню главного героя. В Elex растут в силе только патрули, а обычные монстры строго определенного уровня. И, кстати, не возрождаются. При этом в тридцати метрах от домика охотника, куда вы принесли свой первый квест, может оказаться стойбище мутантов размером с, собственно, этот домик.
Опять же к местной боевой системе нужно приноровиться: иногда непонятно, умер ты пятый раз подряд потому что руки кривые или просто забрел не туда. Загрызть могут в три укуса, правда, при определенной сноровке и враг от трех ударов может слечь. Но все действия нужно аккуратно рассчитывать. Даже на легком уровне сложности придется блокировать, уклоняться, и атаковать сериями, а также изучать повадки каждой конкретной твари. Тактической глубины добавляет и джет-пак, который, опять-таки после привыкания к физике, поможет увернуться, расстрелять врагов на лету или просто смыться от врагов на макушку скалы. С ростом уровня возможностей становится больше, но огнестрельное оружие и все виды магии требуют траты невосполнимых ресурсов. К тому же главный герой Джакс довольно медленно меняет оружие, причем только стоя на земле. Проще сразу хватать топор.
Квестовая система насколько богата, настолько и запутана. Уже в первом поселении можно набрать непосильных задач на десяток часов игры, раскиданных по всему миру. Учитывая, что fast travel происходит как в Divinity — между определенными порталами — заблудиться между скалами, речками и локациями с непроходимыми мобами можно очень просто.
Но, к счастью, вовремя нашлась формула решения всех проблем: ручная граната. Альбы атакуют вашу крепость? Ручная граната! Хотите произвести впечатление на девушку? Ручная граната. Стрельба из лука не производит на противников впечатление, а близко подходить страшно? Бросаем вперед напарника и, пока его жрут, забрасываем гранатами остальных. Главное, выставить настройку «взрыв при контакте». У торговцев Изгоев в наличии сколько угодно гранат всего за 25 элексита штучка (не просто же так мы их в начале пиарили).
Но не все так радужно: в какой-то момент ваш прогресс может резко застопориться, и придется возвращаться на поиск заданий попроще. Да и вообще, ваш уровень не так важен, как важна хорошая экипировка, причем «в поле» приличных доспехов не сыскать. На глаз различия кажутся незначительными, вроде +5-10 % прироста, но эффект от хорошего шмота огромный. То ли есть скрытый модификатор, то ли за счет того, что под новую экипировку придется поднимать определенные характеристики. Интерфейс вообще неочевидный: на зельях пишут точные цифры вроде +50, но нигде не написано, сколько у Джакса здоровья, или сколько опыта до следующего уровня, или хотя бы сколько в игре времени. Приходится ориентироваться по солнцу.
С элексом, местной валютой, все время кризис. Броню приходится покупать у фракционного торговца, обучение требует денег, гранаты все время кончаются. Очень трудно удержаться от воровства. Все доверчивые: двери в принципе не ставят. Репутация тут крайне важна для взаимодействий с миром, и в карманы стоит заглядывать только к крайне неприятным людям, но проползти куда-нибудь по темной лестнице с ядовитым газом, залететь на самый верх на джет-паке и стырить легендарный меч – это да. А потом двадцать уровней носить его за собой и облизывать, потому что не налезает по характеристикам, и в итоге продать. Романтика! Хорошо хоть инвентарь бесконечный.
Вообще с мечами тут бывают странные истории. Идешь на озеро собирать корешки для мирных земледельцев, на тебя нападают Потрошители-огнеплюи. Пока драпаешь, падаешь в какой-то колодец. В колодце камень. В камне меч. Вокруг вроде никого, но боевая музыка не утихает. И тут откуда-то издалека несется непонятная штука. То ли тролль с крыльями, то ли горгулья, то ли сам Черный Плащ. Меряться силами опасно, поэтому опять удираешь и думаешь, а вдруг он не за мной, а за мечом? Как его из инвентаря-то выкинуть? А никак.
Короче, оружия легко найти на десять уровней вверх, а вот нормальная броня на дороге не валяется. Похоже, продают ее только фракционные торговцы, и избежать вступления в «партию» нереально. На выбор Клирики, Изгои и Берсерки. Все три предлагаемые группировки не очень: фанатичные, заносчивые, жестокие. Нормальными они выглядят только на фоне мирового зла. Зато простор для неоднозначных моральных выборов. Это тебе не Ведьмак, где дают два плохих варианта и предлагают страдать. Тут исход неизвестен, информации не хватает, а тебя еще и подкупить пытаются. По итогу некоторых диалогов, с Джаксом могут перестать разговаривать или торговать, а то и вовсе откажутся сотрудничать по квесту. Причем далеко не все вам распишут в журнале задания, тут скорее подход как в той же Divinity. Читай, вникай, размышляй, жди подвоха. Зато на негодяев иногда можно просто пожаловаться «шерифу», а тот уж сам разберется.
Иногда мини-задания случаются абсолютно спонтанно. Отвлечешь связиста от дела — он забудет, что писал. Попросит напомнить – если верно назвать градус, дадут опыта. При прокачке разных талантов открываются новые варианты диалогов. За их использование дают опыт, можно выйти на альтернативное решение проблемы или даже затроллить собеседника. Вариативность диалогов и заданий открывает огромное пространство для отыгрыша.
Еще атмосферу оживляют спутники. Обычно, у них по любому поводу свое мнение. Особенно старается Фальк, его вечно не устраивает низкая оплата труда, и он иногда умудряется выбить пару лишних «банкнот». Если бы он еще героя случайно не поджигал из огнемета, цены бы ему не было. Сами-то напарники бессмертные, мстить бесполезно, зато можно подставить под толпу мутантов, а самому расстреливаешь с крыши. В лучших традициях Скайрима.
В общем, Elex — не инновационная, но достаточно актуальная RPG с сильной ролевой составляющей и в модном постапоковом сеттинге. Легкая недосказанность в задачах и открытый мир без зонирования щекочут чувства бесстрашного исследователя. Один лишь минус — на Магалане все очень страшненькие: монстры, люди, даже деревья. Но уже часу на третьем привыкаешь, понимая, что впереди еще сутки увлекательных приключений!
Мимо живой классики проходить нельзя! Помог ли наш обзор заинтересоваться игрой?