Как нам кажется, Codemasters поступила правильно, убрав имя почившего Колина Макрея из названий своих игр. Бедняга бы в гробу перевернулся (вращаясь быстро и долго, как коленчатый вал форсированного двигателя), если бы узнал, с чем теперь его ассоциируют.
DiRT 4 — это, скорее, серьезно переработанная оригинальная DiRT Rally, на которую натянули шкуру DiRT 3. В итоге получился достаточно сложный и непрощающий даже малейших ошибок симулятор, втиснутый в тесные рамки простецкой аркады. Увы, такое сочетание просто обречено на провал и забвение.
А начиналось все так хорошо! Сразу после вступительного ролика, полного динамики, разлетающихся шматков грязи и высоких скоростей, вас сажают за баранку раллийного авто в компании девушки-штурмана с приятным голосом, которая довольно быстро познакомит начинающего игрока со всеми азами автоспорта, научит правильно входить в повороты и объяснит всю важность того, что говорит штурман.
Геймплей DiRT 4 состоит из множества элементов, и не все из них работают так, как хотелось бы. Так, в самом начале своей гоночной карьеры вы можете выбрать между двумя режимами игры: «Веселым» аркадным и «Серьезным» симулятором. А это довольно обидно, когда игра с самого порога пытается определить прямоту ваших конечностей и место их произрастания. Как уже ясно из названий, каждый режим предлагает абсолютно уникальный стиль игры и выставляет разные приоритеты.
Будучи большими мальчиками, мы в редакции, разумеется, выбрали «Взрослый» режим. Каково же было наше разочарование, когда спустя какое-то время игра предложила сесть за руль багги с задним приводом. Спору нет, поведение автомобилей на трассе проработано достаточно хорошо — даже самая маленькая неровность или ухаб могут пустить ваш тарантас в неконтролируемое вращение на первой звуковой, если вы не сможете грамотно исправить ситуацию. А вот злосчастные багги ведут себя на практически любой дороге так, будто каждое колесо у них вращается независимо от остальных трех. Машину может, казалось бы, беспричинно занести в сторону или выбросить в кювет, и вы ничего не сможете с этим поделать.
К сожалению, нам не доводилось управлять настоящим багги в реальной жизни — может они действительно похожи на тренажеры для камикадзе, но в компьютерной игре подобный реализм явно неуместен. Причем ситуацию даже руль не спасает.
Разработчики явно прислушались к стонам играющего сообщества, умоляющего сделать настоящий гоночный симулятор, но зачем-то сделали все так, чтобы их больше вообще ни о чем не просили. Из игры буквально выкорчевали даже самые малейшие намеки на нереалистичность.
Из-за натуры гонок, машины часто трутся корпусами друга о друга, и теперь даже малейшая коллизия может привести к серьезным последствиям. Вы можете запустить свое авто в воздух после хорошего разгона, но почти что сразу шмякнетесь о землю с неприятным скрипом подвески. Сами же гонщики похожи на манекенов, напрочь лишенных вообще каких-либо эмоций. Предыдущие инсталляции в серии ухитрялись балансировать на тонкой грани между симулятором и задорной аркадой, и именно это в них привлекало. Была искра. Была душа. У DiRT 4 этой души нет, это просто гоночная игра.
Сложность в режиме полной симуляции усугубляет и жестокий искусственный интеллект, явно написанный какими-то извращенцами. Подконтрольные кремнию гонщики не дают идти на обгон, зажимают и вообще ведут себя так, будто у них есть глаза на затылке. А уж если вы каким-то чудом все же вырываетесь вперед, то это только до следующего поворота: вписаться в него боты точно не дадут, выбив вас с трассы или припечатав в отбойник.
Странно, но часто поведение ботов граничит с безумием. Скажем, если они видят хоть малейшее окно для обгона, они обязательно попытаются в него втиснуться, даже если оно открылось за несколько метров до резкого поворота, а не угробив себя вместе с игроком в него войти никак не получится.
Поэтому советуем не выпендриваться, а играть «Веселый» режим. Мозгов у искусственного интеллекта станет немногим меньше на высоких уровнях сложности, а вот управление станет куда более приятным и отзывчивым.
Режим карьеры больше напоминает приятный сон паршивого менеджера. Клиенты идут на сделку охотно, а настрой команд и рекламодателей всегда показан на специальной шкале. Нанимать персонал приходиться на свои кровные, а зарплату они получают из общего бюджета, поэтому приходится еще немного играть в бухгалтера.
Сетевая интеграция же позволяет следить за ежедневными, еженедельными и ежемесячными турнирами, в которых можно принять участие, чтобы потешить свое самолюбие продвижением в таблице лидеров.
Визуально же DiRT 4 выглядит довольно посредственно. Эффекты вроде тумана выполнены достаточно неплохо, но стоит ему рассеяться, так игра сразу будто отправляется на несколько лет в прошлое. Солнце светит чересчур ярко — будто в небе кто-то повесил прожектор, — а окружения и натыканные вдоль трасс деревья будто склеили на скорую руку из картона. Одинокие домики и небольшие городки смотрятся сносно, но вот только имеют привычку внезапно выскакивать из земли, стоит к ним подъехать (с оптимизацией у игры явно беда). DiRT уже не получается ставить в один ряд с AAA-гонками вроде той же Forza Horizon 3, и такого за серией раньше не наблюдалось.
Увы, DiRT превратилась в ничем не примечательную, а местами даже посредственную гоночную игру без каких-либо явных достоинств. Жаль. Очень жаль.