Шестиствольный миниган, стреляющий самонаводящимися ракетами земля-земля с ионными наконечниками. Эти слова… они даже не из прошлого, а из какой-то параллельной вселенной. Там Арнольд Шварценеггер все еще молод, в видеоиграх под номером «1» идет пистолет, а под «3» — дробовик. В современном мире, где боевики принято делать реалистичными, нет места самонаводящимся ракетам с ионными наконечниками. Новый Crimsonland можно полюбить уже за то, что они в нем есть, но обожать эту игру вы начнете, когда станет ясно, что без ракетного минигана ее пройти в принципе невозможно. Это не боевик, а искусственно выведенная, синтезированная в лабораторных условиях среда, идеальная для плазменных дробовиков, рельсовых пулеметов и пушек, стреляющих исключительно ядерными зарядами.

Это авторемейк игры 2003 года, фактически запустившей целый жанр. Пика он достиг, пожалуй, в 2005 вместе с выходом Geometry Wars на Xbox 360, а потом долго стагнировал, прозябая на мобильных платформах и во втором эшелоне консольных цифровых магазинах.
Любой, кто хоть раз в жизни открывал бесплатный игровой редактор, отлично знает, что сделать подобный проект относительно несложно. Вот, например, туториал «про самолетики» из Game Maker. Именно с него новички начинают свое знакомство с созданием игр; все используемые в нем приемы элементарны. Crimsonland, положа руку на сердце, приблизительно такая же: монстры рождаются в произвольных точках уровня и вяло ковыляют в направлении игрока. Вы по ним стреляете, собираете новое оружие и всякие бонусы. И все. Прототип подобной игры может собрать любой школьник.
Тем удивительнее и ценнее достижения авторов. Это не только не устаревшая и не кустарная игра — это настоящий шедевр игрового и визуального дизайна.

Прежде всего, подкупает простота и честность концепции. Full HD карты девственно чисты: нет ни укрытий, ни лабиринтов, а посреди этой пустыни торчит главный герой. Продолжается, впрочем, это недолго: постепенно из воздуха начинают материализоваться всевозможные (или даже все возможные) монстры; все пространство длиною в 1980 пикселей становится сплошь усеяно ими.
Поначалу отстрел тварей мало чем отличается от любого другого top-down шутера, но с каждым новым уровнем ситуация меняется. Вы все хуже различаете отдельных чудищ в этой мешанине из лап, клешней, хвостов и брызг крови и все больше погружаетесь в глубочайший транс.

Процесс выпуска ракет превращается в своеобразный акт живописи: вы не просто убиваете врагов, вы будто рисуете их телами свое собственное абстрактное полотно. В Crimsoland вообще отсутствует понятие «враг», оно подменено гигантским, шепчущим тысячей ртов многоголосым демоном, из которого вам предстоит лепить фигуры, как из глины. Расстреляли порождающее тварей гнездо — в центре карты появился эффектный красный мазок. Выпустили залп ионных снарядов — полотно рассекло синей линией. В результате ваше оружие перестает выполнять свою первоначальную функцию (убивать), превращаясь в инструмент художника, в единственное средство диалога с игрой. Многотысячный коллективный разум монстров понимает лишь язык плазменных винтовок и ионных пулеметов. К счастью, в вашем арсенале только они и есть.

Возвращаясь к жарящему самонаводящимися ракетами минигану, подумаем, какой толк от него мог бы быть в любой современной игре? Он либо испохабил бы баланс, либо его бы так урезали, что ракеты перестали наносить существенный урон. А в Crimsonland он есть (вместе еще с 30 не менее разрушительными пушками), и он не просто не лежит без дела, не просто отправляет на свет по десятку монстров в секунду, но также является кистью в ваших руках, дирижерской палочкой, которой вы руководите сумасшедшим оркестром из тысяч монстров. Второй такой игры просто нет на свете.
Невероятно бодрый авторемейк классического шутера, превращающий расстрел монстров в акт абстрактной живописи