Видимо, разработчики Atom RPG долгое время томно вздыхали, жаловались, что раньше трава была зеленее, и утирали слезы, текущие по бородатым щекам. А потом поняли, что всегда можно создать свой Fallout. С Советским Союзом, тоннами отсылок к отечественной поп-культуре и веселыми танцами на костях ностальгии.
Рождение персонажа в Atom, как и в любой игре жанра, происходит за счет выбора из стандартного набора характеристик, способностей и особенностей характера. После чего его выбрасывают в постапокалиптическое суровое будущее Советского Союза, где герой должен найти следы некоего генерала Морозова и узнать, что произошло с его экспедицией.
Далее должен идти рассказ о том, как важно с умом подходить к выбору талантов персонажа и как плюсы и минусы ролевой системы хитро переплетаются, создавая нечто уникальное, но не так все просто. Оказалось, в названии проекта разработчики составили практически медицинскую справку, где в графе «заболевание» указано «постапокалиптическая инди-игра».
Конечно, с одной стороны это можно расценивать как оммаж в сторону Fallout, в названии которой также красуется A Post Nuclear Role Playing Game. Но кроме того, это еще и своеобразная вариация на тему «не стреляйте в пианиста, он играет как умеет». Ведь он представитель инди-жанра. И вот уже кажется, что Atom будет просто неприлично ругать, учитывая, чего смогла добиться небольшая русскоязычная команда без бюджетов Larian или Obsidian.
Разработчикам действительно удалось создать множество интересных локаций, детально проработанных персонажей и, конечно, хитрых, продуманных квестов. Но у игры, авторы которой черпали вдохновение из таких классических представителей жанра, как Fallout, Wasteland и Baldur's Gate, слишком много недостатков базовой части CRPG. Например, на этапе создания персонажа выбор некоторых характеристик оказывается чреват тем, что через 10-15 часов герой станет совершенно бесполезен. Дело не в распределении очков и балансе, а в том, что система просто не работает в полную силу.
Нет смысла вкладываться в харизму, потому что ее все равно будет не хватать, в игре отсутствует стелс, а кражи не приносят ожидаемого дохода. Способность «одинокий волк» не подарит удовольствия от борьбы с Советской Пустошью в гордом одиночестве: разработчики либо подсунут собаку, либо с помощью случайных встреч с противниками покажут, что в известной песне на музыку Шаинского недаром советовали «вместе весело шагать по просторам». Но даже со спутниками этого сделать не получится: напарники чаще всего оказываются безгранично тупы и, как следствие, бесполезны. Управлять ими нельзя, поэтому они ведут себя очень своевольно. Обычно перекрывают линию огня и защищают противников своей широкой спиной, а то и вовсе стреляют по своим. В очередной раз приходится вспоминать принадлежность игры к инди-жанру и пожимать плечами.
Atom вынуждает делать очень много скидок на то, что это игра небольшой студии, прошедшая путь от Kickstarter и раннего доступа Steam до релиза. Есть случаи, когда это справедливо. Например, графически она выглядит как ремастер «Санитаров Подземелий 2», которые вышли аж в 2008 году. И это нормально, не всем же студиям ролевые игры на Frostbite мастерить. Но и в части геймплея тут тоже все очень неоднозначно. Экономика заставляет тебя бомжевать (собирать кирпичи, лом и бутылки на продажу) и удивляться отсутствию боеприпасов у торговцев или хвататься за голову от местных цен на имеющийся запас. Боевая система шокирует невозможностью полноценно управлять сопартийцами и придумывать интересные тактические ходы, а также болезнью «шанс попадания по алгоритмам X-COM». Мелкие же претензии можно предъявить вообще ко всему, начиная от управления камерой и заканчивая интерфейсом инвентаря.
Понимая, что ограниченность бюджета и невозможность придумать или разработать более глубокую ролевую систему, авторы Atom сделали упор на текст и ностальгию. И в обоих случаях, кажется, заступили на территорию «чересчур». О том, что «братцы, это же Fallout!» в игре напоминает почти все, а пользовательский интерфейс и звуки только усиливают эффект.
Главная особенность Atom — тексты. Это описание ситуаций, персонажей, строки диалога и все остальное, что написано пером и не выжжешь плазмаганом. Создается впечатление, что игра основана на невышедшем фанфике по мотивам Fallout, действие которого перенесли из американской Пустоши в СССР. Почти каждая ситуация детально описана местами художественным, а иногда довольно примитивным языком. Текста так много, что создается впечатление, что большая часть времени проводится именно за чтением, а не в бою или изучении мира.
Внезапно, но порой это даже мешает отыгрышу. Можно создать тупоголового Буратино с богатырской силушкой, а он все равно будет видеть, как «все во взгляде и манере держаться выдавало в человеке славного парня», который при этом еще и «меланхолично пережевывал соломинку». Откуда подобный слог у Федора с интеллектом в 3 и внимательностью в 1 — неизвестно. Разработчики Pathfinder: Kingmaker смогли этого избежать: подобные ситуации описывались в книге барда, которые записывал приключения группы. Здесь же игрока ведет неизвестный Толстой.
И это, пожалуй, единственный недостаток во всей текстовой части игры. Сценаристам однозначно удалось сыграть на всевозможных чувствах «родных березок» и создать приятную душевную атмосферу. Причем что-то свое здесь найдет игрок любого возраста. Те, что помоложе, будут смеяться с мемов, даже таких простых как «вы кто такие, я вас не звал!». Чуть постарше — оценят шутки про крышечки от лимонада «Буратино» в качестве валюты. А седобородые динозавры игрового мира вспомнят первые переводы Толкина в СССР и заподозрят, что, возможно, портрет одного из персонажей нарисовали с деревенского детектива Анискина из фильма далеких 60-х.
Atom — это в первую очередь инди-игра, со всеми сопутствующими изъянами. В ней множество интересных механик, но большая часть из них либо не доработана, либо представлена поверхностно. Игре не хватает глубины практически во всем, кроме текста. Порой она так явно и откровенно играет на чувствах ностальгии, что становится навязчивой и создает впечатление, что ничего иного она предложить не может.
Если уже от скриншотов из этой рецензии ваше лицо расплылось в непроизвольной улыбке, то Atom однозначно сделана для вас. Хардкорные же поклонники CRPG, осознающие, насколько далеко шагнул жанр благодаря Larian, Obsidian и даже отечественной Owlcat Games, вряд ли найдут в Atom что-то, кроме юмора и интересных персонажей.
Ну что, дадите игре шанс? Fallout в СССР не каждый день появляется!