Вы когда-нибудь задумывались, сколько всего существует игр по вселенной Warhammer 40,000? Пять? Шесть? Десять?.. По состоянию на 2021 год, серия W40K включает в себя по меньшей мере 27 тайтлов, не считая DLC. Чтобы суммировать качество игровых адаптаций «Вахи», мы даже делали отдельный материал: оказалось, что среди них мало экшена, зато полным-полно тактики и стратегии. И теперь список последних пополнился еще одной игрой — Warhammer 40,000: Battlesector. Давайте посмотрим, что получилось у авторов высокооцененной Battlestar Galactica Deadlock.
В какой-то момент Warhammer перестала быть темой исключительно для заядлых гиков и стала куда ближе к массовой культуре. Сейчас о сеттинге космодесантников не знает разве что человек, который никогда в жизни не совершал ошибку и не выходил из своей комнаты. И про интернет тоже ничего не слышал. Как бы объяснить, что такое Battlesector людям, знакомым с Warhammer только понаслышке?
Представьте, что вы покупаете в гиковском магазине настольную игру. В ней есть поле боя, декорации, два набора фигурок-бойцов — космодесант Кровавых Ангелов и захватчики-тираниды. Два игрока в этой настолке выбирают стороны и сражаются, используя карточки способностей, перков и несколько разногранных кубиков. Сюжета на полстраницы, лор знать необязательно (теоретически, космодесант можно заменить на терранов, а тиранидов — на зергов, и ничего особо не поменяется). Звучит неплохо, да? Вроде бы весело и ненапряжно. Warhammer 40,000: Battlesector представляет из себя именно такую настолку, перенесенную на экраны компьютеров. И если рассматривать игру с такой позиции, то ее минусы внезапно начинают превращаться в плюсы. Но сейчас мы уже забегаем вперед.
Геймплейный трейлер Warhammer 40,000: Battlesector
Пожалуй, обзор игры стоит начать с сюжета. В Battlesector он прост и незамысловат, возможно даже нарочито непринужденный, чтобы не отпугивать от проекта новичков вселенной и не отвлекать пользователя от основного смысла пошаговых игр — тактического мышления и передвигания фигурок солдат по полю боя. Поэтому опишем экспозицию буквально в паре слов — так, чтобы было понятно всем.
Ваал — это родной мир Легионов космодесанта, биохимически и хирургически улучшенных суперсолдат. Некоторое время назад на планету напал огромный тиранидский флот-улей Левиафан. Множество легионов и великих магистров пало, защищая родной дом. Кровавые Ангелы, за которых в Battlesector нам предстоит сражаться, отступили в крепость-монастырь, чтобы принять последний бой и встретить славную смерть во славу Императора. Именно в этот момент произошло грандиозное по меркам мира W40K событие — Великий Разлом, расколовший галактику, и система Ваала была поражена эфирными штормами. Легионы иссякли, защитников почти не стало, в то время как тиранидов оставалось все еще предостаточно для захвата всего и вся. Так уж вышло, что на орбите вовремя оказался флот Неодолимого крестового похода, воинство которого с трудом уничтожило большую часть агрессоров на Ваале. Но на его спутниках до сих пор остаются разрозненные горстки выживших тиранидов. Игрок же берет под свой контроль героя многих войн сержанта Карлеона и остатки армии Кровавых Ангелов. Вместе им предстоит пройти через настоящий ад и очистить родной мир Легиона, либо погибнуть в бою.
Такие арты — единственный вариант визуальных интерлюдий
Итак, запускаем игру в первый раз. Как известно, первое впечатление — самое важное. У большинства игроков оно сразу же формирует крайне устойчивое мнение о продукте, и изменить его в будущем даже вполне обоснованной критикой или похвалой будет чрезвычайно трудно. Именно поэтому необходимо завлечь игрока с самой первой минуты, с первого запуска. Что мы видим в Warhammer 40,000: Battlesector? Ни тебе вступительных роликов, ни крутых синематиков. Красивый, сочный батальный арт и хоральная музыка на фоне кнопок главного меню — вот и все, что мы имеем. Это применимо ко всей игре: сменяющие друг друга арты под церковный хор — это и есть весь здешний «синематик». В общем, за крутой эпичной постановкой в Battlesector точно приходить не стоит.
От графики в целом тоже не стоит ждать откровений, но оно и понятно. Единственное, что действительно вызывает недовольство — это оптимизация. Фризы и просадки fps случаются независимо от того, «низкие» ли настройки выбраны, или они выкручены до «ультра». К тому же, в игре отсутствует возможность тонкой настройки: можно только выбрать один из заранее заготовленных пресетов. Надеемся, что это будет исправлено в релизной версии.
Не стоит пренебрегать пунктом обучения, переходя сразу к кампании: оно хоть и краткое, но весьма емко рассказывает о главных механиках игры. Три короткие обучающие миссии покажут, как правильно расставлять бойцов, на какие иконки нажимать, чтобы было весело, и как правильно побеждать. Туториал проходится буквально за десять-пятнадцать минут и демонстрирует буквально все геймплейные возможности, что предлагает Battlesector.
За время прохождения обучающих миссий вы не успеете даже выпить чашечку кофе
Считается, что пошаговые игры — для «умных» и не казуальных игроков, а порог вхождения в них выше, потому что приходится включать голову и изучать все представленные возможности для ведения боя. Геймплей в Battlesector довольно биполярен и пытается угодить сразу всем. С одной стороны, новичок, до этого лишь танцевавший в Fortnite, даже с минимально возможным для человека IQ сразу поймет, что солдат нужно расставлять лицом к врагу, а для стрельбы потребуется нажать правую кнопку мыши. С другой стороны, игрок бывалый сможет разгуляться в тактике. Если выставить режим высокой сложности, то просто стоять стеной против орд тиранидов окажется недостаточным для победы. Придется прикрывать тылы, грамотно использовать предоставленные бойцам ресурсы, жертвовать меньшим для спасения большего.
На поле боя, а каждая отдельная миссия — это, по сути, очередная арена со слабо отличающимся от других миссий визуалом, имеются юниты-отряды, которыми необходимо выполнять поставленные задачи. Кого-то (тиранидов, кого ж еще, во имя Императора!) уничтожить, добраться в определенную точку, оборонять какое-нибудь важное место от волн врагов. Войска сержанта Карлеона — юниты игрока — чаще полагаются на мощь дальнобойного оружия и техники. Соперники-тираниды, как правило, идут в рукопашную и берут количеством, хотя и дальнобойных бойцов у них хватает.
Простой и понятный каждому интерфейс. Посмотрите на панель действий: передвижение, разворот, надзор (атака первого встречного) и скилл атаки. Вот и все, что доступно для управления юнитом
Во время каждого хода игрок тратит за каждый отряд очки движения и очки действий — тут это два разных ресурса. Добежал, повернулся, выстрелил или встал в оборону — и жди следующего хода. Заняв обороняющуюся позицию, юниты будут встречать первого попавшегося в поле зрения врага градом реактивных болтов, разрывая их на части в режиме замедленного времени, что ближе к середине игры, вероятно, начнет изрядно раздражать, потому что это действие сильно затягивает процесс боя.
В целом и общем, геймплей более чем стандартен подобных игр, но при этом имеет некоторые отличия. Управление осуществляется сразу целой кучкой бойцов, и если заменить модель отряда на модель всего одного бойца, технически ничто не поменяется. Так что можно рассматривать свою армию, выбранную игроком перед началом боя, как небольшие отдельные отряды солдат, где каждый имеет свою специализацию. Хотя, разумеется, никто не мешает составить партию из солдат одного типа, но такое сработает только на низких сложностях.
Если запустить кампанию на высоком уровне сложности, то придется продумывать каждый шаг. Если выбрать минимальную сложность, то можно кататься лицом по клавиатуре и все равно побеждать
Кампания не сразу бросает игрока в бой. Перед каждой миссией мы попадаем на экран составления армии. Бойцы, которых можно взять с собой на задание, выбираются заранее, а за пройденные миссии и дополнительные задания можно получить очки прокачки, которые можно потратить перед следующим боем на улучшение каких-либо навыков или получение новых перков. К примеру, поддержку с воздуха, которую можно было увидеть в обучающей миссии, с ходу получить нельзя.
Игра подталкивает к тому, что стоит собрать партию, близкую к фэнтезийным канонам Dungeon & Dragons. Дредноутов (огромных мехов) стоит поставить на первую линию обороны, где они будут кромсать врагов в рукопашную. Заступников (обычную пехоту с болтерами, слабую в ближнем бою, но эффективную на дальней дистанции) поставить за спинами «танков». Инцепторы, чем-то напоминающие Риперов из StarCraft 2, словно убийцы запрыгивают в тыл врага на реактивных ранцах, наносят сокрушительный урон в спины тиранидов и прыгают обратно. Юниты поддержки (например, библиарии и техмарины) должны стоять как можно дальше от врага, дабы не схватить лишнего урона во время использования своих поддерживающих скиллов. Во время боя не стоит забывать и о герое, который-то, конечно, и в одиночку может разворошить осиное гнездо, да и скиллами обладает недюжинными, но все-таки смертен. А за очки перков после миссии можно приобрести других героев, чтобы опробовать новый состав армии.
Мелкие тираниды, как правило, даже не успевают подойти к космодесанту на линию атаки. Они берут числом и закидывают врага шапками
Если же за несколько попыток так и не удалось одолеть очередную миссию-арену, с какими бы наборами бойцов вы ни начинали бой, то стоит обратить внимание на вооружение, которое можно выдавать каждому отряду. А вооружения здесь — мое почтение — около пятидесяти видов, из которых есть как более-менее универсальные модели, так и узкоспециализированные под конкретные типы боевых задач.
Но не стоит ожидать от игры награды за тактическое мастерство, если выбрана низкая сложность кампании: в этом случае не имеет значения, каков состав армии, какие выбраны перки и как ловко вы расставляете бойцов в очередном узком проходе для обороны от полчищ тиранидов. Вы все равно победите, как ни старайтесь проиграть. А вот на высоком уровне сложности каждую миссию, возможно, придется перезапускать по нескольку раз, чтобы исход боя смог вас удовлетворить.
Меню управления армией и прокачки перков штаба. Возможностей для развития, так скажем, не очень много
И, все же, если ранее вы играли в проекты серий Divinity Original Sin, Wasteland или X-COM, то ничего однозначного нового вы здесь не увидите. Пожалуй, даже в чем-то разочаруетесь, ведь в Battlesector хоть и можно выбрать для юнита одно из почти пятидесяти видов оружия, но бойцом в то же время нельзя прильнуть к укрытию, чтобы получить бонус к защите и штраф к точности, например.
Есть в игре и пара дополнительных механик, которые как бы подчеркивают ее индивидуальность. Но именно «как бы», потому что особого разнообразию в рутину это дело не вносит. Например, сражаясь, убивая и не умирая, солдаты получают очки «всплеска», которые по достижении ими отметки в 100 единиц дают бонусное действие — дополнительное очко движений, усиление урона, либо же усилиние основных способностей бойца. Юниты-герои вроде того же сержанта Карлеона сами по себе очень сильны и обходятся без сопровождения, а также могут применять специальные ультимативные навыки — к примеру, вызвать тот самый удар с воздуха.
Победив врагов/дойдя до точки/защитив стратегически важное место, игрок получает пару одобрительных реплик от героев и переходит в меню подготовки к следующей миссии, где он может перетасовать бойцов в армии и прокачать новые перки. И… все. На этом все многообразие геймплея заканчивается. Увы.
Красавцы Кровавые Ангелы. Все они составляют, по сути, одного юнита, и разделить их не удастся
Учитывая, что это первый проект подобного жанра у Black Lab Games, можно с уверенностью сказать, что получилось как минимум неплохо, но очень далеко от идеала. Если игрокам понравится Battlesector, то вполне ожидаемо можно надеяться на выход Battlesector 2, где все косяки будут поправлены, а игровую рутину разбавит множество интересных механик. Но на данный момент ничего нового и необычного в этой игре вы точно не увидите. Ни одним своим аспектом Warhammer 40K: Battlesector вас не удивит. Но и не оставит полностью разочарованным. Наверное.
Warhammer 40,000: Battlesector — неоднозначная и противоречивая игра. С одной стороны, здесь низкий порог входа — и в жанровом смысле, и в «лорном». Это однозначный плюс для новых игроков, но взамен пострадают фанаты тактики и вселенной: ни те ни другие в Battlesector для себя скорее всего ничего не найдут. Геймплей получился несложным, релаксивным, он почти ничего не требует от игрока. И опять же: с одной стороны это здорово, ведь поможет расслабиться после тяжелого дня, а с другой — при длительных геймплейных сессиях очень скоро все это обернется однообразием, скукой и рутиной. Желание Black Lab Games подстроиться под новичка сыграло с тайтлом странную шутку. Только вслушайтесь: это тактическая игра в мире Warhammer, которая расположилась на грани совершенной посредственности как для фанатов вселенной, так и фанатов жанра. Однако это практически идеальная входная точка для тех, кто ничего не знал про мир «Боевого молота», но при этом не против с ним познакомиться.