Имя студии Mimimi Games ни о чем не скажет большинству геймеров, а между тем в среде поклонников тактического стелса ее едва ли не боготворят. Есть за что: на счету немцев как минимум два настоящих чуда. Пять лет назад они буквально в одиночку вытащили жанр из могилы своей Shadow Tactics: Blades of the Shogun, посвященной политическим страстям в феодальной Японии. А в минувшем году выпустили Desperados 3, в которой довели привычную геймплейную форму практически до совершенства и вернули с того света некогда знаковую франшизу про ковбоев. Под конец 2021-го Mimimi подготовила приятный подарок фанатам оригинальной Shadow Tactics — самостоятельный аддон Aiko's Choice. К сожалению, помимо нового контента, мы получили еще и повод усомниться в непогрешимости немецкой студии.
Учитывая не самую большую популярность и непростую историю жанра, позволим себе напомнить, в чем же заключается этот самый тактический стелс. Под управлением игрока оказывается компания из уникальных персонажей со своими наборами навыков. В Shadow Tactics к вашим услугам нинзя Хаято, который резво скачет по крышам и метает сюрикены. Самурай Муген без труда прорубает мечом укрепленную броню и поднимает тяжести. Куноити Аико может замаскироваться под гейшу и отвлечь охранника разговором. Воровка Юки расставляет ловушки, а снайпер Такума обеспечивает огневую поддержку на дистанции.
Зачищать островки под прикрытием снайперского огня до неприличия легко
Команду выпускают на просторный уровень, под завязку набитый врагами. Учитывая превосходящие силы противника, основной опцией игрока становится скрытное прохождение. Главное же удовольствие от таких игр заключается в продумывании хитроумного плана зачистки локации. Приходится использовать все доступные средства, чтобы никто из охранников не обнаружил бездыханное тело зазевавшегося коллеги или кого-нибудь из героев.
В идеальной вселенной релиз Aiko's Choice был бы историей триумфального возвращения понюхавших пороху и многому научившихся авторов к своим истокам. Ведь Shadow Tactics при всех ее несомненных достоинствах и важности была далеко не идеальной игрой, и на пятилетней дистанции это видно особенно отчетливо. Интерфейс, управление, удобство, постановка, дизайн и разнообразие уровней, опциональный контент, да даже настройки сложности — все эти элементы сами же разработчики вывели на новый уровень в Desperados 3, и именно ее в 2021 году стоит считать образцом тактического стелса.
А это, наверно, самый крошечный уровень в истории жанра
Самостоятельный аддон выглядел шансом Mimimi Games перенести все накопленные достижения в любимое детище, представить зарубы самураев и шиноби в актуальном виде. Подправить ошибки юности и показать мастер-класс. Ведь просто делать небольшой контент-пак для игры 2016-го — это как-то мелко для знаменосцев целого жанра! Увы, разработчики предпочли обойтись программой минимум.
Aiko's Choice выглядит и играется так, будто вышла в том же 2016 году, а никакой Desperados 3 не было и в помине. В распоряжение игрока отдают привычный набор играбельных персонажей из Blades of the Shogun с теми же наборами способностей — на этом фронте никаких приятных неожиданностей. Те, кто рассчитывал увидеть модернизацию по части геймплея, также останутся разочарованы.
По нажатию одной клавиши на землю должны упасть сразу пять тел. Жаль, таких моментов тут не так много
Вместо удобной тактической паузы у нас тут вновь неуклюжий «режим двойника», где приказы команде приходится отдавать в реальном времени, бегая пальцами по клавиатуре будто заправский киберспортсмен в RTS. Задействовать в одной тактической схеме более трех персонажей при таком подходе проблематично. Второстепенные механики вроде динамической системы освещения, влияющей на зоркость противников и оставляемых на рыхлой поверхности следов используются буквально пару раз за игру, будто исключительно для галочки. Кроме удобства отдельной покупки каких-либо оправданий решению сделать Aiko's Choice самостоятельным релизом нет. Пять часов местной сюжетной кампании — еще одна маленькая порция привычного блюда, мимолетный флешбек, ничего более.
Использование ловушек сильно облегчает прохождение, здесь на одном месте полегли сразу трое врагов
По части левелдизайна и неожиданных тактических задачек новые уровни тоже не блещут. Три центральных миссии нельзя назвать плохими, но они настолько невыразительны, что оставляют привкус некогда вырезанного из игры, а теперь вытащенного на божий свет из архивов и доработанного контента. В них нет ни намека на гениальную продуманность и геймплейную нелинейность финальных уровней Desperados 3, а по масштабности они и вовсе уступают некоторым локациям из оригинальной Shadow Tactics.
Особенно расстраивает второй уровень, состоящий из нескольких крошечных островков. Это полная противоположность тому, за что мы привыкли хвалить левелдизайнеров Mimimi Games. Вместо сложной взаимосвязанной системы из препятствий, требующей осторожно и методично искать правильный подход, игроку по сути предлагают пройти через вереницу изолированных друг от друга комнат, зачистка которых — лишь вопрос времени. На фоне предыдущих свершений студии это выглядит как результат тестового задания для нового сотрудника. Ну, а обещанные «три более короткие промежуточные миссии» и вовсе оказываются, скорее, интерактивными сценками, на прохождение которых уходит по 5-7 минут.
Окружены, но не сломлены
Про сценарий аддона совсем ничего хорошего сказать не выходит. Aiko's Choice — так называемый интерквел, разворачивающийся примерно в середине оригинальной кампании Shadow Tactics. И, в худших традициях подобных произведений, история оказывается полнейшим филлером, который ничего не дает основному сюжету, не открывает никаких любопытных подробностей и какого-то нового взгляда на знакомых героев также не предлагает.
Главный антагонист аддона врывается в повествование с грацией рояля из кустов и уходит в таком же стиле. Под конец на игрока еще и обрушивают один из самых затасканных и раздражающих сценарных штампов, который в данном случае окончательно превращает происходящее в абсурд. Сценарий основной игры, положим, не претендовал на уровень высокой литературы, но до подобного цирка никогда не опускался. Если хотите знать подробности, приглашаем под спойлер.
Что не так с сюжетом? Спойлеры к Aiko’s Choice
Повествование стартует прямо перед походом на лагерь Каге-самы — главного гада оригинальной игры. На оперативную базу пятерки главных героев неожиданно врываются вооруженные люди, которыми руководит Госпожа Чио — бывшая наставница Айко. Она не торопится объяснять свои мотивы, но из происходящего следует, что она подчиняется Каге-саме. Госпожа Чио приказывает увести воровку Юки и старого снайпера Такуму, а оставшуюся троицу — расстрелять. Герои чудом выбираются из окружения и выручают товарищей из плена, после чего впятером отправляются в лагерь для тренировки девушек-куноити, чтобы отомстить. В зависимости от выбора игрока Чио умирает либо от взрыва, либо от ядовитого газа.
После финальной миссии следует эпилог, в котором выясняется, что Чио по-прежнему жива. Она втайне от других приключенцев предстает перед Айко и рассказывает, что герои все время следовали ее плану (ну разумеется!). Каге-Сама шантажировал Чио и ей был нужен надежный способ исчезнуть, так что она сфальфисицировала свою смерть, попутно организовав геноцид своих подчиненных руками главных героев (потому что почему нет?). Затем Чио предлагает Айко убить или отпустить ее — это и есть финальный выбор, давший название аддону. Который, как и весь сюжет дополнения, ни на что не влияет.
Зачем нужно было похищать Юки и Такуму? Как Чио могла быть уверена в том, что герои выберутся из осады, когда их уже буквально поставили к стенке и готовились расстрелять по ее приказу? Как ей удалось пережить покушение? И зачем вообще было организовывать весь этот «гениальный» план исчезновения, если она с такой легкостью расстается с собственной жизнью в финале? Ответа нет.
Действия главной злодейки дополнения оставляют немало вопросов
Прохождение Aiko's Choice, конечно, все еще способно доставить удовольствие. Главное верно сформировать свои ожидания. Это в целом посредственное, но компетентное дополнение для очень хорошей игры пятилетней давности. Многие из элементов, которые делали Shadow Tactics столь прекрасной здесь на месте: и почти детективное распутывание клубка из тактических задач, и атмосфера феодальной Японии (для полного погружения обязательно играйте с японской озвучкой!).
Шоу удалось, зрители в восторге
Другое дело, что этот не бог весть какой пятичасовой аддон стоит шесть сотен, а Blades of the Shogun прямо сейчас отдают по скидке за 79 рублей (и это потрясающая сделка). Ну, и на фоне предыдущих игр Mimimi Games, Aiko's Choice выглядит крайне вторично, а регресс и стагнация — это не то, чего ждешь от создателей Desperados 3. Возможно, это всего лишь попытка заполнить окно между крупными релизами, и основной коллектив студии уже работает над следующим словом в жанре. Будь то Desperados 4, Shadow Tactics 2 или игра в совершенно новой вселенной. Будем ждать, все равно практически никто больше тактических стелс-игр не делает! Хочется верить, что этот шаг назад разработчики сделали только чтобы как следует разбежаться перед прыжком.
30 минут геймплея Shadow Tactics: Blades of the Shogun — Aiko's Choice. Источник: GameZine
Aiko’s Choice слепо копирует схему игры 2016 года в не самых изобретательных декорациях. Скоротать за ней вечерок фанату Shadow Tactics будет приятно, но от мастеров жанра хотелось бы большего. Неофитам же лучше ознакомиться с оригиналом или обратиться к Desperados 3.