Кажется, на Netflix намечается корейская эпоха. Зрители будто бы утомились от бесконечных одинаковых сериалов на шестерочку, в обязательном порядке демонстрирующих проблемы гендерных и этнических меньшинств. Число отработанных галочек по социальной повестке буквально вытесняет собой что-либо еще. Все чаще это выглядит как попытка натянуть сову на глобус: создается ощущение, что сценаристы буквально выстраивают сюжет на набивших оскомину топиках. Корейский же кинематограф идет в массы, потому что освежает. На экране творится полнейший трэш и содомия, а жанровые рамки оказываются максимально размытыми и очень живо интегрируются друг в друга. «Мы все мертвы» в первые же дни после релиза ворвался в топы по всему миру, а недавно занял лидирующую позицию в России. Мы посмотрели сериал и готовы рассказать, стоит ли это сделать вам. И ни слова про «Игру в кальмара». Почти.
На западе жанр зомби-муви давно сгнил и разложился. Даже маэстро Зак Снайдер буквально расписался в собственной несостоятельности провальной «Армией мертвецов» — чего уж говорить об остальных. А вот в Южной Корее не только любят снимать фильмы про оживших мертвецов, но еще и делают это правильно. Местные кинематографисты не переставая находят новые входные точки, чтобы как-то переизобрести привычные устои и вдохнуть жизнь в эту полумертвую материю. И тем самым демонстрируют, что никакого дефицита идей на самом деле нет.
«Поезд в Пусан» развернул локальную зомби-эпидемию в пассажирском поезде. «#Живой» показал апокалипсис в условиях тотального хикканства и домоседства — протагонист фильма, будучи моднейшим стримером и блогером, не рискнул выйти на захваченные мертвечиной улицы даже под угрозой голодной смерти. Хитовое «Королевство зомби» запустило привычные события в сеттинге дворцовых интриг средневековой Кореи, где от рвущих и мечущих орд выжившие отбиваются мечами, палками и луками.
Сцены с массовкой выглядят впечатляюще: фирменная корейская хореография и изобретательный саунд-дизайн освежают до боли знакомые шаблоны
«Мы все мертвы» тоже кажется подобным свежим экспериментом. По крайней мере, на первый взгляд. Горстка одноклассников пытается не помереть страшной смертью в стенах охваченной эпидемией школы. Сложно не провести параллели с популярным в десятых аниме Highschool of the Dead — поэтому идея, на самом деле, свежести далеко не первой. Хотя история, конечно, здесь разворачивается другая, а некое зерно уникальности присутствует. При творящемся на экране кровавом гротеске, ключевой темой сериала является школьный буллинг, который, судя по всему, стал серьезной социальной проблемой в современной Южной Корее.
Причина возникновения заразы раскрывается буквально в самом начале первого акта. Сумасшедший гениальный биолог, чей сын подвергался жестокой травле в школе, решил проблему слабохарактерности своего отпрыска, что называется, с ноги. Он изобрел вирус, который должен был сделать из подростка сверхчеловека, который, словно загнанная в угол крыса, найдет в себе силы проявить твердость и мужественность в критической ситуации. Стоит ли и говорить, что все пошло не по плану?
Да, вы правильно поняли: «Мы все мертвы» — это не про хитросплетенный и умный сюжет. Вместо этого сценаристы сфокусировались на просветительской деятельности и широком раскрытии главной темы-лейтмотива. Драйверы истории выстроены на проблемах социальной среды в средней школе, которая, по своей сути, мало чем отличается от тюремных или армейских порядков. «Альфачи» загоняют «омежек» на парашу — и, пока учителя главным образом озабочены лишь тем, чтобы о проблемах ни в коем случае не узнала комиссия, издевательства становятся все более и более жестокими. Ведь будущие преступники не чувствуют никаких последствий от своих действий — и ощущают себя настоящими королями школы.
Самый зловредный местный гопник срывает джекпот: после укуса зомби он реально становится сверхчеловеком. И будьте уверены, он намерен испортить всем всё
Таким образом, при бездействии взрослых, ломаются дети: одни становятся настоящими монстрами, другие получают психические травмы на всю жизнь. А когда в привычную рутину врываются орды жадных до плоти, живых и очень быстро бегающих мертвецов, наступает переломный момент. Лупцующие слабых хулиганы буквально спасают свои шкуры при помощи живых щитов; настрадавшиеся от них — теряют любое доверие к окружающим и подводят их в самых тяжелый момент. Кто-то, наконец, нащупывает в себе «яйца» и внезапно становится героем дня.
При этом сложно сказать, что раскрытию главных тем «Нас мертвых всех» сопутствует какая-то глубина. Никто из главных действующих лиц не запоминается и не западает в душу — это по большей части довольно примитивный набор архетипов, знакомый каждому по юношеским годам. На общем фоне выделяется разве что арка девочки из богатой семьи, которая ощущает такое превосходство над сверстниками и так жаждет всеобщего внимания, что за доказательство собственной правоты готова заплатить жизнью одноклассника. Нарочито неприятный персонаж приходит к важным выводам в конце, и его становится по-настоящему жалко.
Арка приехавших с соревнований лучников — самая пресная, хотя простор для экшена был огромный. Они такие же беспомощные школьники, как и другие
Остальные же — и правда набор клише, хотя и достаточно широкий. Добрый толстяк, что любит вкусно покушать, всегда защитит слабых и споет грустную песенку — настоящая душа компании. Бывший хулиган помудрел и осознал, что колотить немощных — это плохо. Туповатый гопник на побегушках у мажоров, что способен избивать только тех, кто слабее, срывает неожиданный джекпот — шанс запрыгнуть на альфа-трон. Умный ботаник, который… Ну, просто умный ботаник. Хотя вроде не особенно даже и умный.
Арки персонажей зачастую идут из ниоткуда вникуда, либо обрываясь на полуслове, либо развязываясь в совсем невпечатляющей кульминации. Шаблоны по большей части никак не рвутся — они так и остаются шаблонами до самого конца. Ну и какая же сила юности без любви: не обойдется и без парочки травматически-романтических веток. Точно таких же никаких.
Заботливый батя-спецназовец будет бежать до школы, чтобы спасти дочь, почти половину сериала. А когда добежит — вот будет номер!
Разумеется, «Мы все мертвы» вырвали себе место в топах не из-за глубокого и продуманного сценария — такие вещи редко становятся популярными. Шоу, по крайней мере в начале, обладает неплохой динамикой, серия проглатывается за серией. Сперва на экране покажут кровавое крошево с бешено снующими туда-сюда школьниками, от которых отрываются смачные куски. Кровь, кишки, матюки — разве что голых сисек нет. Потом идет небольшая передышка, разговорная серия с каким-то конфликтом или потрясением в группе. Затем еще немного крови и кишок, а после — уютный и почти домашний эпизод, где школьники будут учиться писать и какать прямо в студии звукозаписи.
Ладно, обманули. Голые сиськи тоже есть. Почти. Осуждаем
Традиционно для корейских сериалов многие сцены будут казаться ненужными или затянутыми, но потом обязательно покажут еще немного крови и кишок. Формула исправно работает и поддерживает интерес почти до самого конца. Пожалуй, действительно скучно становится лишь в третьем акте истории: слишком уж банальными и непримечательными получились развязки, эмоциональные моменты вызывают скорее приступы вредного хохота, а концовка оставит зрителя в очень скомканных чувствах. Дескать, это что было-то такое вообще, зачем я это посмотрел? Ну посмотрел и посмотрел. Популярное дюже!
В конечном итоге «Мы все мертвы» производит впечатление еще одной хлопушки, что взорвалась тысячей килотонн. Тупо, смачно, жрачно. По крайней мере, в отличие от «Игры в кальмара», она полностью лишена претенциозности, поэтому и какой-то острой негативной реакции не вызывает. С другой стороны, особенно позитивной — тоже. Смотрится легко и в меру захватывающе, но в конце вы можете испытать неприятненькое чувство зря потраченного времени. Кстати, хотите совет? Посмотрите лучше дораму «Счастье». Ее нет на Netflix, и о ней никто не говорит, но она тоже про зомби (почти) и очень напоминает хитросплетенных «Паразитов» в рамках современного жилого комплекса многоэтажек. С поправкой на жанр, конечно.
Вообще, хотелось бы верить, что Корея не будет сильно подстраиваться под тренды США и сохранит свой уникальный стиль. Просто вся эта популярность может так повернуться, что Нетфликс скажет "мы вам тут накинем еще денег, но вы покажите вот это, это и вот то еще, для нашей инклюзивной аудитории".