Делать сиквел игры 15-летней давности — дело рисковое. Крайне трудно соблюсти верный баланс инноваций и традиций. То, что работало тогда, вовсе не обязательно будет работать сегодня. В то же время, если отступить слишком далеко от корней франшизы, фанаты наверняка заклюют. Тем более, если речь идет о настолько оригинальной и культовой игре, какой была вышедшая в 2005 году Psychonauts. Создавая на протяжении пяти с лишним лет полноценное продолжение Тим Шейфер и команда Double Fine могли и сами почувствовать себя спецагентами, пробирающимися на какой-нибудь тайный объект по коридору с кучей лазеров. У них была тысяча возможностей оступиться. Но казавшаяся в какой-то момент невозможной миссия оказалась выполнена с отличием.
Для тех, кто пропустил или подзабыл события предыдущих серий, разработчики выпустили отдельный ролик, полностью состоящий из спойлеров:
Psychonauts 2 — прямое продолжение истории оригинальной игры и предназначенного для VR-устройств спин-оффа Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Главный герой — открывший в себе сверхъестественные способности и сбежавший из дома десятилетний акробат Разпутин Аквато — успешно закончил обучение в летнем лагере по подготовке Психонавтов (специальных агентов, проникающих в сознание других людей), попутно спас мир, вправил мозги кучке ярких персонажей, решил проблемы в отношениях с отцом, и обзавелся надежными наставниками, а также подружкой Лили. Но не успел Раз разносить рабочую униформу, как пришла тревожная весть: отец Лили и по совместительству глава агентства Психонавтов был похищен. Совместными усилиями новых коллег шефа удается отбить, но тот все никак не может прийти в себя, из-за чего организация оказывается без лидера. А таинственный заказчик похищения, явно имеющий связи внутри агентства, так и не установлен. В поисках истины Разу приходится вновь пуститься в тур по чужим мозгам. А на пути его будут ждать неожиданные встречи, тайны прошлого и новые истории болезней.
Разпутин и его дама сердца. Вроде бы. Он сам до конца не уверен...
Сиквел совершенно не тратит времени на раскачку. Игрока сходу швыряют в голову главного свидетеля/соучастника преступления (спятившего дантиста со страстью к лоботомии) и выдают на руки целую россыпь скиллов. Большинство из них переехали напрямую из первой части: левитация, телекинез, пирокинез, стрельба пси-энергией… Не обошлось и без знаковой для франшизы способности взглянуть на мир (и себя, в том числе) глазами любого другого существа. С помощью этого арсенала, дополненного парой-тройкой новых приемов и возможностью прокачки, Разу предстоит пробираться через чужие сознания, которые по-прежнему представляют собой изобретательный сплав из фантазий и реального мира, воплощенный в виде заточенных под платформинг трехмерных уровней с периодически встречающимися боями, несложными головоломками и неустанным марафоном по сбору всего на свете: от обрывков мыслей до эмоционального багажа (в буквальном смысле). В мозгу упомянутого выше маньяка кругом летают вырванные зубы и щелкают челюсти, а разум другого персонажа может обернуться музыкальным фестивалем в стиле 60-х или фантастическим кегельбаном, преодолеть который можно лишь верхом на шаре для боулинга.
Местная версия Вудстока соткана из психоделических образов. Цветовая палитра под стать
Жанрово игра тяготеет к платформеру и битемапу, и эти две механические основы Psychonauts 2 были как следует доработаны в сравнении с первой частью. Раз стал гораздо более послушным в управлении, а перемещение по уровню с постоянным чередованием платформенных механик ощущается максимально естественно. Переключаться между способностями и комбинировать их также стало гораздо удобнее. Причем если в первой части врагов можно было не задумываясь бить всем, что подвернется под руку, то сиквел поощряет тактический подход. Бестиарий врагов был принципиально переработан, чтобы дополнять концепцию проникновения в подсознание. Летающие над головой подобно назойливым насекомым «сожаления» проще всего отстреливать из пси-бластера, ползучее «чувство вины» выгоднее поджечь пирокинезом, а с носящейся вокруг героя «панической атакой» поможет справиться замедление времени. Одними из самых запоминающихся моментов по-прежнему являются сражения с гротескными боссами, к которым тоже придется искать свой подход.
У дилера-осьминога явно крапленые карты. Может, он их еще и в киосках заряжает?
Пожалуй, больше всего Psychonauts 2 впечатляет тем, насколько игре удается следовать духу оригинала и, в то же время, оставаться свежей и не ударяться в прямые самоповторы. Это выдающийся пример реализации формулы same but different — «то же самое, но другое». Геймплейная основа по сути осталась прежней — поклонники первой части сходу почувствуют себя как дома. Но левелдизайн достаточно оригинален и стабильно разбавляет привычные механики новыми элементами. Или взять хотя бы ансамбль персонажей. С первых минут Раза окружают знакомые герои, но сценаристы не довольствуются доставшимися в наследство наработками, а швыряют в игрока целую россыпь новых лиц со своими характерами и запоминающимися особенностями. Да таких, что они запросто могут отодвинуть на второй план харизматичного прагматика Сашу Найна и вечно экзальтированную Миллу Воделло. На смену детям из летнего лагеря пришли коллеги по интернату, которые — сюрприз-сюрприз! — отнюдь не прочь поиздеваться над новичком и свалить на его голову целый ворох забот. А сотрудники агентства порой кажутся едва ли не главными психами. Как вся эта разношерстная компания взаимодействует с протагонистом и между собой — любо-дорого смотреть. И слушать. Озвучка здесь почти всегда попадает в яблочко и раскрашивает и без того яркие гэги.
Подростки тут ведут себя как подростки. Жестоко и безответственно
По последним проектам Double Fine можно было заподозрить, что команда Тима Шейфера растеряла былой задор и остроумие. Теперь кажется, что они просто копили все самые яркие наработки для сиквела «Психонавтов». Настолько мастерски выдержан тут стиль повествования и настолько хороши шутки. Юмор Psychonauts 2 по-прежнему специфичен и зайдет не всем, но для поклонников первой части это просто подарок. Авторы блестяще чувствуют момент, в который необходимо разрушить ожидания игрока, грамотно выверяют темп, а текстовая и визуальная составляющая местных сценок удачно дополняют друг друга. Время от времени игра прямо переворачивает и высмеивает отдельные яркие моменты первой части — исходившие оригинал вдоль и поперек фанаты будут в восторге. При этом далеко не все диалоги направлены исключительно на юмор. Psychonauts 2 куда больше внимания уделяет раскрытию вселенной и мифологии франшизы, а порой не стесняется затрагивать действительно важные темы, связанные с психическими заболеваниями, но и тут выдерживает баланс, не скатываясь в чтение моралей. Авторы не церемонясь готовы разбавить серьезный момент шуткой, но в то же время сам момент не обесценивают. Таким образом и интерес сохраняется на протяжении всей кампании: игрок никогда не будет знать, чего ждать в следующий момент. Сама сюжетная линия сиквела, может быть, его по итогу и не удивит. Но то, как этот сюжет рассказан, делает Psychonauts 2 выдающимся произведением сценарного мастерства.
Способная общаться с животными Сэм порой выглядит и звучит очень угрожающе
В этом заключается и главный двигатель местного коллектофона. Psychonauts 2 — одна из редких игр, в которой хочется исследовать каждый закоулок и поговорить с каждым статистом не для того, чтобы вкачать уровень, добить ачивки, или набрать проценты прохождения (хотя все это тоже приятно), а чтобы узнать, что же еще это игра заготовила для тебя за следующим поворотом! Даже третьестепенные персонажи тут запоминаются, в порой могут похвастаться и собственными небольшими сюжетными арками. При этом игра не забывает награждать за дотошность: ряд любопытных сюжетных элементов и подробностей тут полностью раскроется лишь внимательному игроку. Структура прохождения также добавляет процессу коллекционирования динамики. Уровни, разворачивающиеся в чужих сознаниях, достаточно прямолинейны и представляют собой этакие яркие сюрреалистичные полосы препятствий, которые необходимо преодолеть для дальнейшего развития истории. А вот реальный мир куда более открыт и расположен к нелинейному исследованию почти что в духе метроидваний. Это такая масштабная игровая площадка, на которой найдет применение каждый из изученных в течение игры навыков.
Платформинг стал куда бодрее и удобнее
Впрочем, для кого-то ревностная приверженность оригиналу может стать и главной проблемой Psychonauts 2. С одной стороны, в ней все настолько на своих местах, что диву даешься. С другой, прорывом уровня первой части ей стать, конечно, не суждено. Авторам, вроде как, и сложно отказать в изобретательности, учитывая что левелдизайн не устает удивлять. А в то же время, именно каких-то революционных изобретений подобных тому, каким стала в первой части механика «взгляда из чужих глаз», сиквел предложить не может. К счастью, формула оригинала достаточно хороша сама по себе и достаточно модернизирована авторами сиквела, чтобы увлечь на пару десятков часов. К мелким недочетам можно отнести редкие фризы и графические баги, которые стабильно лечатся перезапуском. Ну и какого-то хардкорного челленджа от игры ожидать не стоит, а с гибкой настройкой сложности она покорится практически любому. Но ведь и первую часть сложной нельзя было назвать. Так что и здесь сиквел остается верен легендарной предшественнице.
Таким видят нашего героя лесные зверята
Psychonauts 2 — это продолжение, которого стоило ждать. Поклонники франшизы получили сиквел, который практически во всем достоин оригинала, при этом превосходит его в продолжительности примерно в два раза, а выглядит и ощущается свежо и современно.