В последние пару лет мы увидели множество игр-феноменов, которые, по большому счету, ничего особенного из себя не представляли, но все равно оказывались в центре внимания миллионов игроков. Как правило, популярность приходила почти мгновенно, лавинообразно, но когда пик ажиотажа спадал, их онлайн постепенно скатывался по наклонной. Примерно та же история ожидает и только что вышедшую Gas Station Simulator. Это концептуально прекрасная игра с огромным потенциалом, который она пока не в состоянии полностью раскрыть, и мощным стартом, который оборачивается неинтересным и разочаровывающим финалом. Мы попытались досконально разобраться, в чем тут дело. Да, популярность эта скорее всего минутная, но чем именно Gas Station Simulator привлекла игроков прямо сейчас?
Сперва стоит разобраться, что собой в принципе представляет Gas Station Simulator и причем тут Илон Маск. Редкие симуляторы предлагают игроку не только геймплей-песочницу, но и сюжет, который ведет его за ручку от начала и самого конца. Gas Station Simulator — именно такой, хотя конец тут, разумеется, весьма условный. После финала игровой процесс продолжается, но уже без какой-либо прогрессии и стимула играть дальше.
Главный герой прибывает на заброшенную заправочную станцию, которую ему вверил для восстановления и развития родной дядя. Зрелище, надо сказать, малоприятное. Автострада непопулярная (пока что), основные здания комплекса ржавеют, гниют и смердят от гор мусора. Но для успешного старта многого не надо: достаточно лишь слегка разгрести хлам, залить топливо в канистру и сменить неоновую вывеску на «Open». И все, процесс пошел, можно начинать зарабатывать.
Изначально заправка выглядит так. Негусто, но со временем эта избушка превратится в центр притяжения всех проходящих мимо путников
Добрый дядюшка имеет свой интерес. Он не дает протагонисту потеряться в обилии активностей и пошагово предлагает ознакомиться со всеми функциями заправки. Подскажет, как подметать полы и собирать мусор в полиэтиленовые мешки, расскажет, как осуществить доставку продуктов и вывоз ТБО из контейнеров, научит открывать дополнительные сервисы и услужливо предложит свою скромную финансовую помощь — стартапы, как известно, строятся не только на желании делать дело, но и на денежной подушке.
Собственно, в этом и заключается весь саспенс: богатый родственник выдает главному герою деньги в долг, а герою необходимо эти деньги ему вернуть. Как только долг возвращается владельцу ссуды — сюжет заканчивается, и дальнейшая игра продолжается в режиме песочницы.
Этот молодой человек желает, чтобы протагонист передал ему долг. Лучше не отказывать, гражданин весьма нервный
Игровой процесс предполагает, что и у игрока, и у протагониста по меньшей мере восемь рук, и они оба умеют находиться в нескольких местах единовременно. Ведь главный герой один, а желающих заправить свой автомобиль и попутно воспользоваться дополнительными сервисами много. Поначалу, конечно, все довольно просто. Пока нет клиентов, можно заниматься обустройством территории: убирать мусор, перекрашивать стены, редактировать убранство помещений и проявлять гениальность менеджмента, организуя поставки разных важных штук и с умом обустраивая ограниченный по вместимости склад.
Посетители – свиньи. Все до единого
А вот и первый клиент. Он подъезжает к заправке, выходит из машины и ждет, пока мы заполним его бак до краев. Вставляем пистолет в бак, наливаем бензин (можно недолить и сэкономить или, наоборот, перелить — и тем самым подложить себе свинью), получаем чистую зеленую прибыль. Шелест легких денег опьяняет, герой с радостью ожидает следующего покупателя.
И так раз за разом, прибыль растет. Кончается топливо — заказываем доставку нового. Надоело зарабатывать на одном только бензине — обустраиваем в здании мини-маркет с напитками, закусками, табаком и мороженым. Покупаем унитаз, обустраиваем туалет — и можно драть дополнительные доллары с клиентов за то, что они, в принципе, могли бы и бесплатно сделать где-нибудь на пустынной обочине.
Не бойтесь, копы здесь только для того, чтобы заправиться бензином и пончиками
В процессе расширения бизнеса нужно открыть автомастерскую, где можно наварить хорошего бабла на ремонте и обслуживании машин, затем — второй пункт заправки, автобусную остановку, парковку и прочее. Со временем возникает вопрос: как все это делать в одиночку? Как быть, если на кассе за чипсами и сигаретами столпилась очередь, за бензином в пробке стоит несколько автомобилей, кто-то уже ожидает в мастерской для замены колес, а перед складом сигналят сразу две фуры, призывая поскорее их разгрузить? Как ответил бы один небезызвестный российский дизайнер — да никак, оставайтесь в заднице.
Процесс починки автомобиля — это очередная мини-игра. Заменить колесо или зеркало, замазать царапину — всем этим предстоит заниматься вручную. Главное, не забыть заказать расходники заранее
Но это только до поры. Примерно в тот же момент, когда у игрока возникает мысль о том, что было бы здорово заиметь наемных работников, игра эту мысль воплощает в реальность. Появляется возможность усадить за кассу, отправить чинить/заправлять автомобили или послать ходить по двору с метлой какого-нибудь нерасторопного NPC. И жить внезапно становится легче.
Итак, спустя несколько часов игры у протагониста оказывается в руках развитый придорожный комплекс, включающий себя все самое важное: мини-маркет, автомастерскую, склад, парковку, туалет, автобусную остановку и, конечно же, заправочную станцию. На некоторых позициях орудуют наемные рабочие, на остальных приходится что-то делать руками. Иногда происходят события, выбивающиеся из общей картины. Например, в любой момент может появиться Деннис — маленький негодяй, рисующий на стенах непристойные граффити, которые необходимо закрашивать, дабы общий рейтинг заведения не падал. Или пати-автобус, совершающий остановку возле заправки, выгружает целую толпу странно разодетых личностей, которые продолжают вечеринку в мини-маркете, разводя грязь и внося суматоху. Пати-автобус, кстати, подозрительно похож на транспорт, который доставляет бойцов в Fortnite в зону боевых действий, и музыка оттуда играет плюс-минус аналогичная.
Игроки Fortnite заехали перекусить. Где-то среди них скрывается Михаил Бочаров
И на этом, к сожалению, все. После достижения максимального уровня заправочной станции развитие прекращается, прогрессии больше нет, деньги тратить не на что, и дальнейшая цель отсутствует. Начали за здравие, а закончили как обычно. Проблема не в том, что геймплей довольно однообразен (это вполне нормально для жанра симуляторов), а в том, что весь доступный контент открывается за первые 4-5 часов игры. Затем — гринд, гринд и еще раз гринд до выполнения основного квеста по возвращению долга своему дядюшке. В какой-то момент интересный опыт превращается в монотонную рутину, и появляется острое желание поскорее уже расправиться с выплатой долга, чтобы закрыть игру и больше к ней не возвращаться.
Деннис как бы намекает, что больше контента не будет
На релизе в Gas Station Simulator играли около пяти тысяч человек в пике, сейчас это число добралось до 12 тысяч и продолжает расти. Цифры могут показаться не столь уж и большими, но для нишевого и дешевого проекта это очень хороший показатель. В чем же феномен популярности и секрет успеха? Стоит ли присоединиться к комьюнити стартаперов-заправщиков? Совершенно точно причина не может быть одна. Это целый пул причин, которые сошлись в одном месте. Вот они.
Новизна концепции и ее реализация. Во-первых, симулятор автозаправки — единственный в своем роде. Сможете навскидку вспомнить аналогичную игру? Я — нет. Во-вторых, несмотря на то, что ежегодно выпускаются самые разные игры-симуляторы, популярность жанра невелика. Любой более-менее интересный проект сразу оказывается в центре внимания. Так и стало с Gas Station Simulator: она выделяется в своей узкой жанровой нише в первую очередь из-за необычного сеттинга и юморной подачи геймплея.
Иммерсивность. Как обычно мы представляем симуляторы, где необходимо что-то строить и развивать? Скорее всего, в виде стратегии с видом сверху. Клик на панели строительства — клик на землю — ожидание постройки — получение результата. Редко когда удается взять в руки валик с краской и с видом от первого лица перекрывать коряво нарисованные Деннисом на стенах мужские гениталии. Согласитесь, что наблюдать со стороны за работником, который подметает торговый зал, далеко не так интересно, как вручную отшкрябывать каждый грязный след от подошвы на только что вымытых половицах.
Глушь, пустошь. Выглядит так, как будто за углом притаился рад-скорпион
Простота в освоении и обилие активностей. Игра предлагает участвовать во всех делах на заправке лично, начиная от уборки туалетов и заканчивая менеджментом всего комплекса. Все, что существует в этой игре, нужно делать своими руками, и все занятия друг от друга сильно отличаются. Разработчики умудрились превратить каждое действие в отдельную мини-игру. Даже банальное пробивание товаров на кассе может превратиться в настоящий кошмар, после которого хочется посочувствовать кассирам «Магнита» и «Пятерочки». С другой стороны, каждый аспект прост и понятен, очень быстро разбираешься, что к чему.
Доступность. Во-первых, у Gas Station Simulator есть бесплатная демо-версия, которая позволяет пощупать игру до покупки. Во-вторых, полная версия стоит чуть больше пяти долларов, и это не то что не ударит по кошельку — даже не похлопает. В-третьих, у игры очень низкие системные требования — это может оказаться решающим аргументом в эпоху видеокарт, что скоро сравнятся по ценам с однокомнатными квартирами. Во что играть владельцам устаревших систем? В это, к примеру.
Идеальна для стримов. На момент написания этого материала около тридцати пяти тысяч человек смотрят стримы по Gas Station Simulator на Twitch. Для сравнения, у WoW Shadowlands в это же время 28 тысяч зрителей. До CS и GTA 5, конечно, сильно не дотягивает, но для игры, которая вышла меньше недели назад — это отличный результат. В чем суть? Стример легко и непринужденно проходит нескучную поначалу игру, щедро приправленную сюжетными вставками и специфическим юмором. Зрители наблюдают, как стример пытается с воплями разорваться, бегая от заправки на кассу, от кассы в мастерскую, из мастерской на склад. Следить за чужими страданиями всегда весело.
Кстати, о простоте в освоении: замки вскрываются при помощи довакиньей интуиции
При всем этом, надолго всеобщего восторга не хватит. Как уже говорилось ранее, игра очень короткая (автору этого материала удалось пройти ее примерно за 10 часов, хотя по отзывам в Steam среднее время прохождения около 14-15 часов). При всем этом, основные механики раскрываются уже за три-четыре часа игры, и в один момент развитие упирается в потолок. Дальше — гринд, гринд, гринд. Ничего нового не происходит, интерес быстро падает. Это говорит о том, что большинство стримеров прекратят трансляции Gas Station Simulator уже через пару вечеров. Как только большинство таких блогеров перестанут играть, вся популярность проекта быстро улетучится.
Днем работаешь на кассе в «Пятерочке», а вечером идешь работать на кассу в Gas Station Simulator
Что можно было бы сделать, чтобы ухватиться за минутку славы? Ответ прост — быстро добавить кооператив. Переработать баланс, чтобы значительно увеличить сложность, но дать возможность обустраивать заправочную станцию в компании живых людей, хотя бы двоих. Например, один стоит за кассой и занимается уборкой, второй — чинит машины и принимает поставки. Вряд ли внедрение кооперативного прохождения отняло бы у разработчиков много времени и сил, зато дало бы очень мощный выхлоп.
Контентные расширения вряд ли будут иметь смысл: создаются они не за неделю и даже не за месяц, а ложка хороша к обеду. Скорее всего, по выходу таких обновлений онлайн Gas Station Simulator уже упадет. А представьте, что было бы, будь эта игра соревновательной. На трассе располагаются две заброшенные заправочные станции, на которых мельтешат как муравьи две команды игроков. Конкуренция за трафик, белый и черный пиар, диверсии… эх, мечты-мечты.
Так причем тут все-таки Илон Маск? Да черт его знает. Зашел вот купить пивка и пачку сигарет
Пожалуй, об игре сказать больше нечего. В конце концов, Gas Station Simulator — это симулятор, и представление о такого рода игре нужно получать непосредственно из собственного игрового опыта. Поэтому любителям жанра и в принципе необычных концептуальных проектов мы все-таки рекомендуем ознакомиться с игрой лично, распробовать ее как следует.
Gas Station Simulator — необычный и далеко не безынтересный проект, который на старте задает очень высокую планку качества. К сожалению, дотянуться до нее во второй половине игрового процесса он уже не в состоянии. Однако мы считаем, что на этот раз всеобщее внимание к игре приковано скорее заслуженно, чем нет: это очень необычная концепция, которая разворачивается в приятный и залипательный геймплей — пускай, его хватает всего лишь на несколько часов. Если проект все-таки сумеет удержать аудиторию в длительной перспективе, а разработчики смогут оперативно расширить контент, в будущем из этой концепции способна образоваться масштабная игра, что займет свое место в списке самых интересных симуляторов.