Для любителей глубоких, проработанных и атмосферных проектов выход каждой новой игры Arkane — это настоящий праздник. Но у Deathloop с анонса был не самый положительный фон: слишком уж необычна концепция и слишком уж игра похожа на бюджетный проект, основанный на Dishonored — другой известной игре студии. Встанет ли «смертельная петля» в один ряд с блестящими достижениями Arkane или станет черным пятном на ее репутации? Это покажет время, а сегодня мы расскажем, что из себя представляет новинка и кто точно не останется ей разочарован.
Давным-давно на острове Черный Риф случилась катастрофа, которая повлекла за собой образование временной аномалии. Некоторое время спустя группа энтузиастов открыла свойства аномалии и захотела попасть в бесконечную временную петлю, чтобы заполучить своеобразное бессмертие. Проживая один и тот же день раз за разом, участники программы «ЭОН» мечтали совершать великие научные открытия, создавать невероятные произведения искусства и просто веселиться.
Каждый прибывший становится резидентом; по прибытии он получает маску, новое имя и начинает жизнь «заново». Во главе проекта стоят восемь идеологов — именно на этих людях и держится временная петля, они являются гарантом ее работы и стабильности. Deathloop начинается в Первый День этой бесконечной петли, а игроку нужно убить восемь основателей за сутки, чтобы ее разрушить.
На удивление, сюжет — одна из самых интригующих частей Deathloop. Разработчики тщательно скрывали детали в трейлерах, выдавая одни вещи за другие. Поэтому даже тем, кто пристально следил за проектом, будет чему удивиться. Структурно сюжет подается в духе Prey (2017): в течение всей игры появляется лишь несколько постановочных катсцен, а в остальное время история рассказывает себя скромнее — через записки и переговоры по рации.
Небольшой спойлер: петля поглотила всех участников проекта, и вместо вечной жизни они оказались в «дне сурка», даже об этом не подозревая. Свою память из лупа в луп переносят всего несколько человек, которые почему-то довольны положением вещей. А вот главный герой, наоборот, стремится разрушить петлю времени, хотя из-за амнезии интерес у него не идеологический, а просто шкурный.
Кольт постоянно разговаривает с возникающими в воздухе надписями — не всегда понятно, кто выходит победителем из словесной дуэли
В отличие от Корво и Моргана, протагонист Deathloop Кольт Ван любит поговорить вслух, а также непосредственно замешан в программе «ЭОН» и связан со многими идеологами. Впрочем, как и игрок, он об этом ничего не знает: Кольт страдает жутким похмельем и амнезией, поэтому ему остается лишь отмачивать шутки и выяснять, что за чертовщина происходит на острове. На удивление, в Deathloop очень много юмора, и особенно сильно он проявляется в самом Кольте, который любит похохмить над происходящим.
Не меньше шуток выдает Джулианна — одна из идеологов, которая стремится свести с Кольтом какие-то личные счеты, поэтому пытается убить его из петли в петлю, преследуя по всему острову. Как и в любом порядочном immersive sim, Джулианна частенько названивает по рации, чтобы прокомментировать предыдущие действия игрока, а также немного продвинуть сюжет и рассказать подоплеку событий.
Рассыпать шарики нужно не просто так, а ради тактического преимущества. В разгар боя резиденты могут на них подскользнуться
К слову об immersive sim: вокруг Deathloop с анонса было много опасений, что она далеко уйдет от этой концепции. Напомним, что жанр характеризуется вариативностью геймплея, проработанностью локаций и мира, в котором происходит действие. Так вот, основа игры взята с Dishonored, причем это не просто метафора. Перенесли практически все: вот, пожалуйста, «блинк», вот система фехтования, а вот и возможность сплетать судьбы людей прямо как во второй части. Движения персонажа чувствуются настолько знакомо, что временами кажется, будто перенесся на девять лет назад и носишься по крышам Даунволла в роли Корво или по улицам Карнаки за Эмили. Впрочем, механики намеренно ускорены, чтобы придать происходящему другой темп. Например, стелс: теперь трупы испаряются, поэтому не нужно тратить время на то, чтобы их спрятать, хотя враги все равно могут увидеть следы недавнего убийства. И у этого есть сюжетное объяснение!
Дилогия Dishonored и Prey всегда ограничивали игрока — да, у тебя есть сверхспособности (магия Чужого или гены тифонов), но пользоваться ими вроде бы как зазорно. Deathloop вручает игроку полный набор безумных скиллов и настойчиво требует, чтобы тот с их помощью устраивал беспредел. Впрочем, открытый путь не всегда самый лучший — стрельба все еще посредственная, пусть и гораздо адекватнее, чем в предыдущей игре студии.
В отличие от Корво, Кольт не жрет еду из помоек и даже не доедает за остальными вполне аппетитные блюда. Высокополигональные модели здесь только для красоты
Носить с собой можно всего лишь две сверхъестественные способности: в их число входит даже тот самый «блинк», мгновенно перемещающий игрока на несколько метров в любую сторону. Помимо него есть невидимость, щит, упомянутое выше сплетение, телекинез и еще несколько; в сумме всего восемь, по числу идеологов. Еще из интересного — есть пинок прямо как в Dark Messiah of Might and Magic (только подчиняющихся физике объектов тут меньше, чем в игре 2006 года!) и специальная рация, которая может дистанционно взламывать турели, двери и помогать проворачивать отвлекающие маневры. Все это управляется специфической раскладкой, которую вы можете заметить на скриншотах; со временем к ней привыкаешь и получается довольно быстро экипировать необходимые вещи.
С рейтрейсингом и без. Освещение сильно меняется, но стоит ли это комфорта в перестрелках?
Игрок волен убивать врагов разными способами или тихо обходить их по пути к своей цели, пространства для экспериментов масса. Возможность для импровизации обеспечена глухотой врагов (хотя замечают игрока они быстро) — поднять тревогу на большом участке уровня сложно, обычно все ограничивается перестрелкой на небольшой территории, а остальные враги на уровне остаются в неведении. Также смелости экспериментам придает ускоренное восстановление энергии для способностей и возможность Кольта дважды возродиться после смерти.
Каждый день Кольт начинает на берегу острова со страшным похмельем. Перед ним четыре локации, на которые он может отправиться. При посещении каждой сдвигается время дня — с утра на полдень, с полудня на день и так далее. Внутри локаций время не течет, и исследовать их можно бесконечно, хотя сохраняться в это время нельзя — прогресс записывается только после выхода из зоны. После полуночи день начинается заново, а Кольт теряет все предметы, кроме тех, которые он «выкупил» за особый ресурс. Враги и даже идеологи напрочь забывают обо всем, что произошло — петля начинается заново.
Своей европейской архитектурой, ретрофутуризмом и ощущением застывшего безумия остров напоминает Ревашоль из Disco Elysium
Убить идеологов нетрудно: как и Джулианна (о ней позже), они ненамного живучее обычных противников, но из-за использования слитков способностей — гораздо опаснее. С каждого падает множество ценных вещей и ресурсов, в том числе и слитки со способностями, которые может использовать Кольт. Убив идеолога с его собственной способностью, игрок получит улучшение для нее. Разумеется, тут есть по нескольку вариантов подставных убийств в духе Hitman, но гораздо скромнее: на разнообразие способов умерщвления в духе лысого убийцы рассчитывать не стоит. Механика напоминает серию Hitman (или «Как достать соседа») лишь самую малость — слишком уж схематичны действия и возможности.
Основной задачей игрока становится сбор информации о том, как собрать побольше идеологов в одном месте и успеть убить всех восьмерых за одни сутки в четырех локациях. Несмотря на кажущуюся запутанность концепции, на самом деле убийство каждого идеолога — это просто квест, который выполняется поэтапно. Проходя череду задач, вы узнаете повадки и особенности основателей, другую важную информацию о них, а также получаете способы заставить жертв оказаться в нужном месте в нужное время. Для выполнения этих квестов четырех локаций вполне хватает, но вот беготня между ними быстро начинает выматывать.
Отыграть полноценного инженера в Deathloop нельзя, но вот сидеть в невидимости, пока взломанная турель убивает врагов — можно
Представленные в игре локации средних размеров — и все-таки они больше, чем большинство уровней в той же Dishonored. Помимо идеологов и врагов, на них есть и по нескольку дополнительных миссий, изобретательных и заставляющих хорошенько задуматься. Заниматься ими стоит ради нового крутого снаряжения и того самого ресурса, который поможет проносить экипировку из петли в петлю. Есть и предметы, дающие пассивные бонусы — это особые брелки, которые можно вешать на героя и оружия. Если за них не «заплатить», они тоже пропадут при повторе петли.
Как бы не напрашивалась параллель с roguelike, Deathloop не «рогалик»: все-таки прокачка переносится из раза в раз, а случайных событий здесь в принципе нет (не считая вторжений). Любителям исследовать каждый угол игра понравится. В этом плане построение уровней отличное, и даже локации меняются с течением дня. Но вот с точки зрения обычного игрока это скорее всего неудачное решение. В любом случае, от беготни по четырем, даже таким отличным локациям довольно быстро устаешь.
Разнообразить посещение одних и тех же локаций должны вторжения Джуллианы — той самой девушки с личными счетами к главному герою. Она хоть и ненамного живучее обычных врагов, но гораздо опаснее. Зато с нее падает гора валюты, брелков и какой-нибудь случайный слиток со способностью. Также своим появлением она блокирует выход из локации — чтобы сбежать, нужно взломать особую антенну.
Повидались в онлайне с западными коллегами. Опыт вышел травмирующим
Как было широко разрекламировано, сыграть за Джулианну можете и вы. Главное меню как будто намеренно разделено на две полноценные составляющие, но на самом деле это лишь довесок — не полноценная сюжетная линия, а просто небольшая забава. Также существует заметный дисбаланс: если Кольт должен убить Джулианну один раз, то вот девушка должна прикончить протагониста трижды. На лицо пример чудовищной мизогинии, которая делает геймплей за даму довольно непростым. Впрочем, можно избавить других игроков от мук сражения с вами: игра дает возможность включить оффлайн-режим, при котором Джулианной будет управлять ИИ. Также это будет полезно сделать потому, что в противном случае в игре не будет паузы даже в тех локациях, в которых Джулианна на вас напасть не может.
Техническая реализация проекта опять достаточно спорная. Это началось с тех пор, как Arkane переехала на собственный движок в Dishonored 2. Похожая ситуация и здесь — хоть игра и симпатично выглядит, работает она не очень отлаженно. Недавно ПК-игроки были слегка обескуражены системными требованиями проекта, но вместе с этим выяснилось и то, почему игра не вышла на прошлом поколении — ей жизненно необходимо как минимум 12 ГБ оперативной памяти! Про саму картинку трудно сказать, что на PlayStation 4 она была бы невозможной. Также стоит отметить, что к моменту написания рецензии игра часто вылетала на PlayStation 5.
9 минут геймплея Deathloop. Источник: Bethesda
У Deathloop также имеются обязательные элементы, которые должны быть у порядочного эксклюзива PS5: продвинутая вибрация, адаптивные курки, 4К, рейтрейсинг. Впрочем, последним вполне стоит пожертвовать ради стабильных 60 кадров: при не самой выдающейся стрельбе это будет хорошим подспорьем, а графического режима с высоким фреймрейтом и рейтрейсингом нет. А знаете, что еще есть в Deathloop? Загрузки! Пускай они не очень долгие, но назвать их молниеносными совершенно точно не получится. Впрочем, похоже, что пользователям ПК с обычным жестким диском и о таком останется только мечтать.
Несмотря на свою бюджетность и специфику, Deathloop все равно осталась типичной и узнаваемой игрой Arkane. Это хорошо проработанный мир и вариативность в геймплее: здесь есть все то, за что геймеры любят жанр и предыдущие проекты студии. При этом поклонникам творчества Arkane и жанра immersive sim она не то чтобы обязательна для ознакомления, но уж точно не разочарует. Несмотря на все эксперименты, это все еще отличная одиночная сюжетная игра, пусть и с рядом оговорок. А вот тем, кто не горит желанием исследовать каждый закуток, читать все записки и экспериментировать со способностями стоит трижды подумать: без всего этого Deathloop наскучит моментально.