Обзор The Dark Pictures: House of Ashes. Спуск в тихое место на хребтах чужого безумия
Обзоры и превью

Обзор The Dark Pictures: House of Ashes. Спуск в тихое место на хребтах чужого безумия

Представьте себе сюжет, в котором группа военных спускается в руины древнего подземного храма, простоявшего нетронутым тысячелетиями. Внутри, конечно же, на них нападут какие-то здоровенные хищные твари. Многие умрут, немногие спасутся, если спасутся вообще. Звучит настолько же банально, насколько звеняще пошло. Однако каким-то неведомым образом Supermassive Games умудрилась построить на этом фундаменте самую ровную игру в линейке The Dark Pictures. Правда, на сей раз уже совсем неспособную вас напугать. Неудобные вопросы сценарию тоже лучше оставить при себе — тогда из House of Ashes может выйти интригующее приключение на вечерок или два.


Если кто-то пропустил предыдущие две игры, напомню, что линейка The Dark Pictures — это антология пятичасовых интерактивных фильмов от Supermassive Games, разработчиков небезызвестной Until Dawn. В ней авторы усердно пережевывают наследие хорроров в кинематографе до состояния мягкой кашицы, пытаясь придать исчерпавшему себя жанру свежести за счет нового формата.

Эти игры буквально представляют собой сборную солянку всего виданного и слышанного ранее. Они не просто не стесняются быть похожими на какие-то культовые произведения, а едва ли не принимают эту похожесть за самоцель. House of Ashes — не исключение из правила. Хотя стоит признать, что в этом случае границы между вдохновением, цитированием, подражанием, копированием и фансервисом оказались слишком трудноопределимы.

Эстетически игра ощущается как ассирийский зал в Пушкинском музее. То есть очень хорошо и немного зловеще

Обзор предыдущей части, Little Hope, на нашем сайте носил заголовок «Ведьма из Сайлент-Хилл» — так мы намекали читателю, что именно игра напоминает собой больше всего. То есть сразу две ведьмы (из Блэр и The VVitch Роберта Эггерса) и одну затихарившуюся франшизу Konami. На этот раз основных источников вдохновения мы разглядели больше: кинофраншизы «Спуск», «Чужие» и «Тихое место», а также «Хребты безумия» — одно из самых известных произведений в богатом наследии дедушки Лавкрафта. Смешайте все это в одной емкости, как следует взболтайте, подключите беспроводной геймпад — и получите House of Ashes.

Удивительно, но самая крепкая на данный момент игра линейки The Dark Pictures практически перестала быть хоррором. Man of Medan и Little Hope разными методами старались нагонять саспенс и периодически выбрасывали на экран джампскейры. House of Ashes, кажется, вообще прекратила всякие попытки напугать игрока, как бы намекая нам, что хоррор в 2021 году — это не про страх. Скорее это просто форма и проводник истории, выдержанной в определенной стилистике. Стилистика House of Ashes — это напряженный приключенческий боевик в духе (и едва ли не букве) сиквела «Чужие» от Джеймса Кэмерона. Главную бабайку прячут за кадром очень недолго. Довольно скоро она появляется на экране во всей красе, умножается на десять, а потом на сто. 

Монстры подчистую украдены вдохновлены «Тихим местом» — отлично воспринимают звуки и точно так же «раскрывают» головы, чтобы слышать еще лучше. Единственное, что они услышать не могут, это разговаривающих рядом персонажей

Нам же остается бродить по клаустрофобным коридорам и зловещим залам затерянного под землей шумерского храма с автоматом наготове, высвечивая темные углы фонариком. При этом сразу же становится очевидно, что никакой бабайки за ними нет: жанровые рамки игры вопят о том, что появляться они будут только по скриптам в кинематографичных сценах, а убить персонажа могут лишь в случае проваленного QTE, о появлении которого предупредят заранее. Отсюда и возникает полная неспособность House of Ashes напугать по-настоящему. С другой стороны, игра вполне неплохо поддерживает напряженную атмосферу, грамотно накаляя градус событий по мере прохождения, удерживая интерес и не давая игроку полностью расслабиться. 

Но давайте вернемся к началу. Как вообще эти несчастные вояки попали в центр жречества древней, жестокой и загадочной цивилизации? События происходят в 2003 году, в Ираке, сразу после ликвидации Саддама Хуссейна — а эта страна как раз и находится на территории, где некогда жили шумеры. С помощью навороченного инфракрасного спутника американская армия находит предполагаемое хранилище химического оружия, скрытое где-то глубоко под землей.

Военные — не первые посетители этого древнего памятника культуры. По ходу сюжета нам предстоит раскрыть вторую сюжетную линию, героями которой стали археологи двадцатого века

Оказалось, что это никакой не склад, а самый настоящий аккадский храм, который царь Нарам-Син построил взамен разоренного им храма Энлиля в Ниппуре. Боги на царя за такое неуважение обиделись и наслали на страну многие беды; правитель же думал, что новый храм станет достаточным извинением. Не стал — всех растерзали демоны. Два с половиной тысячелетия спустя в это проклятое место неожиданно проваливаются новые незваные гости. Путь на поверхность отрезан, поэтому выжившие спускаются все ниже, в самые пучины хребтов безумия. И то, что они обнаружат в самом конце, восхитит одних и вызовет легкое (или серьезное) недоумение у других.

Предлагаю все-таки избежать сюжетных спойлеров: главная загадочка истории — это буквально то, на чем она вся и держится, а намеков по тексту я и так оставил достаточно. Лучше переключим внимание на другое. После критики Little Hope разработчики поняли, что при создании игры в жанре интерактивного кино они почти забыли главное: это все-таки игра, а не кино. Напомню, что предыдущая часть The Dark Pictures подвергалась критике за чрезмерную линейность и практически полное отсутствие геймплея: игровой процесс сводился к бесцельному брожению туда-сюда и чтению записок. То есть получился тот случай, когда лучше было сделать реальное кино — геймплейные секвенции скорее утомляли и тормозили повествование.

Мне тоже интересно. Кстати, имейте в виду, что локализация не стесняется приложить крепким словом

Услышано-исправлено. Нет, вы не подумайте! House of Ashes — это игра тоже во многом о бесцельном брожении туда-сюда и чтении записок с перерывами на QTE, просто сделано это несколько грамотнее. Во-первых, камера наконец-то научилась полноценным 360 градусам, фиксированные углы отныне в прошлом. Уже благодаря этому игровой процесс немного освежился и стал бодрее. Во-вторых, теперь в игре есть небольшой, но важный исследовательский аспект. Локации по-прежнему представляют собой набор коридоров, но ответвлений в этих коридорах стало больше. Внимательный геймер, который дотошно изучает локацию, найдет на ней предметы, которые могут серьезно повлиять на исход некоторых сцен в будущем или дать новые методы решения проблем.

Подход к интерактивности повествования также был пересмотрен. Сценарий в Man of Medan и Little Hope был выстроен несколько безжизненно, почти механически: в определенные моменты он приводил игроков, скажем так, в ключевые узлы, где начинался экшен — там мог погибнуть один из персонажей, если геймер плохо отыграл QTE. House of Ashes также использует этот подход, но при этом отводит гораздо больше пространства для спонтанных «эффектов бабочки». К примеру, одно неверно принятое решение в самом начале игры может оказать разрушительное влияние на концовку, сведя к нулю все усилия.

Режиссеры куда чаще стали брать эффектные обзорные ракурсы

Такие моменты равномерно размазаны по всему повествованию, а их эффектность и значимость варьируется. Некоторые сюжетные выборы заметно скажутся на последующих сценах, другие — не очень, но игрок как минимум может своими же руками создать себе дополнительное препятствие в будущем. Конечно, солидная часть этих проблем будет решена нажатием пары кнопок в QTE. Но их можно нажать неправильно — и потерять из-за этого героя. Развернись ситуация иначе, этого вообще бы не произошло.

Кроме того, встречаются моменты, когда персонаж буквально принуждает игрока совершить определенное действие, но ему можно помешать бездействием — тоже любопытный подход. А еще разработчики наконец-то смогли найти несколько хороших применений системе характеров (личность персонажа во многом формируется прямо во время прохождения, основываясь на ваших действиях) и взаимоотношений (герои будут относиться друг к другу по-разному в зависимости от ваших реплик).

Прокачка характеристик героев, кажется, наконец-то стала работать и влиять на события. Изменить черты персонажа может даже решение подобрать какую-нибудь штуку с пола — чисто про запас

В некоторых эпизодах персонажи будут действовать самостоятельно. Игрок на это уже повлиять не сможет, но проявлять себя герои будут именно в заданной геймером линии поведения. Трус будет трусить, храбрец — бросаться на амбразуру. Все это дает достаточное пространство для разного развития событий в одной и той же сцене. Хотя в целом история всегда будет одинаковой, это все равно будет немного иная история — ее протагонистами станут немножко другие люди. К примеру, любовный треугольник в результате сделанных мною вещей развернулся в трагедию, от которой стало неприятно, хотя у кого-то другого все будет куда прозаичнее.

Да и в целом история развивается гораздо более складно, чем раньше. Стало меньше пустопорожней болтовни и каких-то дурацких реплик не к месту. За правильность расставленных авторами акцентов в сюжете и грамотность повышения градуса напряжения лучше всего говорит то, что House of Ashes стала первой игрой линейки The Dark Pictures, которую я прошел залпом за один присест, а не растянул на два раза. От прошлых я успевал утомиться, от этой — лишь под самый конец, перед финальными титрами.

В игре много коллектаблс, которые объединены в сюжетные линии. При первом прохождении я не нашел их все, хотя внимательно изучал локации; кажется, остальные найдутся только в других прохождениях

Однако, как мне кажется, игра все еще пасует в главном. Содержательно она представляет собой эдакое поппури из множества заимствований, отсылок и откровенной копипасты оригинальных трудов — и нагромождения из переваренных чужих идей здесь выстраиваются такие причудливые, что за ними не видно никакой самостоятельной ценности. Пробежать, получить свою порцию фана и забыть. Очень жаль, что вместо создания собственных историй Supermassive Games решила пойти более надежным путем и стала пересказывать чужие.

Как было сказано в начале рецензии, House of Ashes — это все еще отличное приключение на один или два вечера. Supermassive Games провела работу над ошибками, смогла грамотно обновить геймплей и наконец-то превратила свое интерактивное кино скорее в игру, чем фильм. Однако в этот раз истории критически недостает самобытности, а цитирования и отсылки все больше похожи на откровенный плагиат. Впрочем, границу между забавным фансервисом и злостной копипастой мы все-таки предлагаем очертить самостоятельно. Безотносительно этого, серия The Dark Pictures наконец-то начинает набирать обороты, а вкупе с халфпрайс-ценником House of Ashes точно не станет плохой покупкой.

Игры в материале:

Комментарии (9)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Kir8895
1
22.10.2021 20:03
Ну вот по теме все эти заигрывания с Чужими мне точно ближе, придется купить все-таки)
Galactrix
Критик критиков
73
22.10.2021 09:06
Понятно. Значит жду халфпрайса.
Wetgoose
GURU team
69
22.10.2021 12:38
Он и так халфпрайс, $30.
Galactrix
24.10.2021 09:12
Я обе прошлые игры брал на скидках примерно за 8-9 $
Wetgoose
GURU team
69
25.10.2021 13:18
Это уже 1/6-прайс 😅
SolomA
24.10.2021 13:54
За те деньги, что просят вполне норм как мне кажется.
KIll.sPeAk
3
22.10.2021 08:35
очень жаль, что они очень быстро ушли от игронии к чему-то излишне претенциозному
Pedro
3
21.10.2021 14:56
Я так не в один из Меданов не поиграл. Подскажите, стоит ли брать все? По скидке мб.
Toyo
21.10.2021 17:24
Бери смело, под пивко самое то.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?