Перед разработчиками из студии Torn Banner стояла непростая задача. С одной стороны, им было необходимо сделать достойную наследницу Medieval Warfare — неидеальной, но любимой многими игры почти десятилетней давности, заложившей современный канон PvP-сражений в средневековом сеттинге. С другой — убедиться, что сиквел выглядит достойно и актуально на фоне вышедших за эти годы аналогов, в том числе и на консолях нового поколения. Результат оказался не лишен контрастов и противоречий. Chivalry 2 это игра с очень крепкой геймплейной основой, способной подарить немало веселья, и проблемами, которые могут начисто уничтожить удовольствие от процесса.
На первый взгляд Chivalry 2 может показаться лишь осовремененной версией предшественницы. Мятежный Орден Мазонов по прежнему сходится с Рыцарями Агаты в не обремененных сюжетными хитросплетениями PvP-зарубах. Как правило, одна из сторон осаждает какую-то локацию, а другой приходится отбиваться. С погружением в атмосферу средневековых баталий игра справляется на ура. Воздух на полях сражений разрезают крики и лязганье металла, кровь льется рекой, а сочные звуки рассекаемой сталью плоти ласкают слух. Основу геймплея все еще составляет рукопашный бой в формате «стенка на стенку» с упором на тайминги и предугадывание поведения противника. Рубить врагов на куски и вовремя уходить от их атак все так же увлекательно. Но вот сама боевая система и классы бойцов претерпели ряд крайне важных изменений.
Отряд к бою готов
Все четыре представленных в оригинальной игре класса — стрелок, боец авангарда, пехотинец и рыцарь — получили по три саб-класса, что в сумме дает двенадцать основных билдов. Каждый из них обладает своим арсеналом и имеет как пассивные, так и активные способности. К примеру, стрелок теперь может быть лучником, арбалетчиком и воителем. С первыми двумя все более-менее понятно, а вот третий класс — один из самых интересных в игре и представляет из себя гибридный билд. Его главное оружие — дротики и метательные топоры — сгодится как в дальнем, так и в ближнем бою, наносит солидный урон, но имеет крайне скудный боезапас. При этом лучник умеет расставлять на поле боя ловушки с шипами и жаровни, от которых можно поджечь стрелы; арбалетчик имеет в распоряжении переносное укрытие, за которым можно спрятаться даже в чистом поле, и устанавливает знамена, восстанавливающие здоровье соратников. Воитель же носит при себе небольшой щит и способен атаковать в прыжке с разбега, заставляя врагов пошатнуться.
Где-то возможности бойцов пересекаются, но в целом каждый из них ощущается действительно уникальным и предлагает своеобразный стиль игры. Хотите врываться на передовую на огромной скорости, сметая ближайших врагов? Обходить их с фланга? Поддерживать прорыв вторым темпом? Сдерживать передовую линию с башенным щитом наперевес? Или, может быть, шкериться поодаль за укрытиями, подло расстреливая формирования противника? В Chivalry 2 вам в любом случае найдется место на поле боя, и это прекрасно.
Головорез кажется одним из самых сложных в освоении билдов
Сиквел сохранил привычную основу рукопашного боя (три типа атак, каждую из которых можно усилить, плюс пинок и бросок), но многие механики были сильно переработаны. Уворот и возможность однократно подлечить себя стали доступны всем классам. Получив смертельную рану, можно восстановить здоровье, нанеся пару точных ударов или получив помощь от союзника. Арсенал атак пополнился быстрым тычком, способным прервать вражеское комбо. Каждый тип оружия ближнего боя получил по спецприему, который долго заряжается, но если попадет — мало не покажется. Самым же главным и наиболее неоднозначным изменением стала новая система блокирования. Теперь ваш герой способен удерживать блок не пару мгновений, как в первой части, а в течение нескольких секунд.
Некоторые фанаты заранее обвинили разработчиков в оказуаливании игры, но на самом деле в новой механике есть свой баланс (не говоря уже о том, что она попросту логичнее). Во-первых, при поднятом оружии расходуется запас выносливости, а заблокированные удары снижают его еще сильнее. Опустошите шкалу — готовьтесь получать по забралу. Во-вторых, вам все еще придется нацеливаться на оружие противника для удачного блока, а контратаки и парирование по-прежнему требуют точного тайминга, так что требовательность к игроку никуда не делась. Тем не менее, знатокам Medieval Warfare потребуется время на привыкание к расставленным по-новому акцентам. Скажем, обманные движения уже не так сильны, как раньше, зато гораздо важнее стало умение грамотно перемещаться вокруг противника, атакуя незащищенные части тела. Но в целом боевую систему Chivalry 2 будет одинаково легко освоить как новичку, так и ветерану. А вот достичь в ней совершенства окажется гораздо сложнее.
Вот такие массовые атаки дарят самые эпичные моменты в игре
Расчет дистанции в Chivalry 2 не менее важен, чем расчет таймингов. Это игра не только про скорость реакции, но и про пространственное мышление. Понимание того, на каком расстоянии, при каком типе атаки и положении тела удар достигнет цели — ключевый навык успешного рыцаря. Для этого, разумеется, желательно выбрать себе арсенал по душе, а в этом плане игре есть, что предложить. В ассортименте Chivalry 2 несколько десятков типов оружия со своими наборами движений, преимуществами и недостатками. Для того, чтобы как следует научиться владеть каким-либо из них, его необходимо прочувствовать в руках, ощутить вес и габариты. Благо с передачей ощущения оружия и ударов у игры все в порядке. А за ряд анимаций разработчикам просто хочется поставить памятник: усиленная атака гросс-мессером вообще должна находиться в парижской палате мер и весов как пример видеоигрового искусства.
Умение управляться с боевыми машинами потребует практики
О тонкостях баланса по паре дней игры судить сложно, но серьезных перекосов в этом плане замечено не было. Что касается расчета попаданий и столкновений, на этом фронте игру редко можно в чем-то упрекнуть. За 14 часов геймплея ситуации, в которых хотелось возопить: «Да какого ж хрена я не попал?!» возникали лишь изредка. На такие случаи не помешала бы функция повтора, в котором можно было бы доподлинно разобраться — это игрок ошибся или движок игры так странно сработал? Но гораздо чаще в случае смерти приходится пенять на себя. Зато эмоциональный баланс помогают восстановить эпизоды, когда в одиночку удается выкосить сразу несколько врагов подряд.
А как же Mordhau?
Следящие за жанром игроки не поняли бы, если бы мы не сравнили новинку от Torn Banner Studios с самым популярным средневековым онлайн-слэшером за последние годы. Если вкратце, то Chivalry 2 — не замена Mordhau, но альтернатива. При всем внешнем сходстве игр, они отличаются друг от друга примерно как также относящиеся к одному жанру стелс-экшены Splinter Cell и Metal Gear Solid (аналогия с FIFA и PES приходит на ум первой, но ставить эти игры в один ряд с FIFA было бы слишком неуважительно). Mordhau с ее сложной боевой системой и огромным пространством для построения билда на долгой дистанции, пожалуй, окажется разнообразнее и глубже. Chivalry же — гораздо более масштабная, красочная и доступная, следующая золотому правилу геймдизайна «легко научиться, сложно стать мастером». И разница в скилле игроков в ней не чувствуется не настолько сильно. Здесь вы с гораздо меньшей вероятностью встретите противника, способного в одиночку вырезать половину вашей команды, попутно отплясывая танец с саблями. Кому-то Mordhau покажется неоправданно усложненной и неудобной, а кому-то Chivalry — слишком казуальной. Выбор между этими двумя проектами это в первую очередь вопрос предпочтений. А вот что эти игры объединяет, так это внушительный простор возможностей для веселья...
Скучать на поле боя не приходится, больно уж много в игре способов себя развлечь. Привычные стычки разбавляет использование боевых машин, ловушек и разрушаемого окружения. Уронить на головы сразу нескольких противников огромную люстру — мало с чем сравнимое удовольствие. А кроме собственного набора оружия можно подбирать то, что обронили противники или просто подвернувшиеся предметы. В умелых руках оружием может стать и камень, и подсвечник, и даже живая курица! В Chivalry 2 можно забить врага насмерть буханкой хлеба. Можно выстрелить своим сопартийцем из катапульты. Можно отрубить у противника руку, вырвать из нее еще не успевший остыть клинок и с особой жестокостью добить искалеченного супостата. Если он, конечно, не умудрится отбить атаку уцелевшей конечностью. Сцены в духе «Монти Пайтона» здесь — отнюдь не редкость. Наконец, можно подбадривать напарников боевыми кличами, смеяться над униженными и оскорбленными врагами и даже отпускать шутки про мамаш — для этого даже не придется открывать чат, они буквально привязаны к определенной конфигурации клавиш! Словом, геймплей Chivalry 2 представляет из себя настоящую кладезь чистого фана. Тем обиднее, что многое из того, что построено вокруг этого геймплея, вызывает определенные нарекания.
Но какой ценой
На релизе в игре маловато контента. Восемь карт, лишь пять из которых представляют из себя действительно просторные локации. Три режима: осада с выполнением заданий, командный бой насмерть и FFA. Есть дуэльные серверы, но они работают буквально на честном слове: этот все тот же FFA-режим, в котором игрокам предлагают самим разделяться на пары и следить за правилами. Набор, прямо скажем, небогатый. Отдельно хочется пожаловаться на ограничения по формату битв. Сейчас их вариантов ровно два: «20 на 20» и «32 на 32». Масштаб сражений впечатляет, а в ощущении себя лишь маленьким винтиком в огромной средневековой мясорубке есть свой шарм. Но чем больше игроков участвует в матче, тем сложнее повлиять на его исход. Порой хочется для разнообразия разыграть более камерную партию, в которой почувствуешь себя действительно значимой частью команды. Формат «10 на 10» или, скажем, режим Elimination, в котором у каждого игрока была бы только одна жизнь на раунд, игре явно бы не помешали.
Микротранзакции на месте, но большинство косметиков можно открыть в процессе игры
Но все это ничто по сравнению с главным бичом Chivalry 2 — автоматическим балансом команд. Когда сталкиваешься с ним впервые, может показаться, что это нелепая шутка. Когда это происходит по нескольку раз в час, становится не до смеха. В любой момент сражения игрок может увидеть перед собой надпись «Автобаланс» и попасть в другую команду прямо по ходу матча. По идее это сделано для того, чтобы уравнять силы сторон и у проигрывающей стороны был повод доигрывать матч до конца даже в случае явного перевеса оппонентов. На деле же это самый нечестный и издевательский способ перечеркнуть все усилия игрока и увести у него прямо из под носа заслуженную победу. Представьте, что вы на протяжении минут так двадцати тащите свою команду к победе, взбираетесь на первую строчку по показателю убийств, и когда до победы остаются считанные минуты, обнаруживаете себя в рядах противоположной команды, которую уничтожали весь матч и, конечно же, проигрываете. Иногда у вас будет возможность вернуться назад, а иногда нет — серверы-то не резиновые.
Бессмысленный и беспощадный
Выходит, что игра буквально наказывает вас за то, что вы играете в нее слишком хорошо. Это стыд и позор, пародия на серьезную попытку сделать сражения более равными, которой не место в такой игре. И эта механика должна умереть. К сожалению, на официальных серверах это вряд ли произойдет в обозримом будущем (похожая система была и в первой Chivalry, так что это явно принципиальная позиция разработчиков), вся надежда на пользовательские. Конечно, если вы способны получать удовольствие от процесса игры без оглядки на результат, для вас это не станет проблемой. А вот тем, кто привык играть только на победу и рыцарям с обостренным чувством справедливости следует подходить к Chivalry 2 с осторожностью — они рискуют сгореть так, что от них стрелы можно будет поджигать.
22 минуты геймплея Chivalry 2. Источник: Rubhen925
Плюс к тому — вагон и маленькая тележка мелких недочетов. Некоторые карты явно дают преимущество одной из сторон и требуют перебалансировки. В меню кастомизации персонажа нет разделения на подклассы, поэтому милишникам приходится проматывать длинный список оружия, пока они не найдут то, что им нужно. К слову о меню: лучше сразу забудьте о функции быстрого поиска игры и подбирайте матч вручную, иначе велик риск загреметь на какой-нибудь далекий сервер с чудовищным пингом. В матчах формата «20 на 20» в каждой команде почему-то все время появляется пять-семь ботов, даже в том случае, когда сервер заполнен. Из-за этого режим командного боя насмерть порой превращается в истребление компьютерных болванчиков на скорость — абсолютно беспомощный ИИ способствует быстрому набору фрагов.
Кроме того, в день релиза от игроков поступало немало жалоб на проблемы с матчмейкингом и дисконнекты. Отметим, впрочем, что нам пришлось столкнуться с разрывом соединения лишь единожды. Ну и отдельное нарекание вызывает отсутствие на релизе кросс-платформенного мультиплеера, при том, что разработчики давно обещали и даже тестировали эту функцию. Теперь обещают завезти позднее. Может, и другие проблемы решат?
Chivalry 2 — неограненный алмаз. Это крутой, масштабный, веселый и вместе с тем доступный симулятор средневекового рубилова с парой серьезных проблем. Если добавить в нее больше контента, карт и режимов, убрать трижды проклятый автобаланс и исправить ряд мелких проблем — получится без оговорок потрясающая игра. Пока же она все еще требует полировки.