Что первое приходит вам на ум при упоминании словосочетания «славянское фэнтези»? Разумеется, речь про игры. Нам сразу вспоминаются богомерзкий «Волкодав» и отличное «Златогорье». Кто-то наверняка назовет серию «Аллоды» или даже «Ведьмака», хотя сам пан Сапковский не раз утверждал, что его творение со славянами и их культурой связано весьма посредственно. В общем, к чему это: игр с русским духом столь ничтожно мало, что любой новый тайтл тотчас попадает в фокус внимания. И, конечно, к проектам в таком сеттинге всегда будет формироваться особое отношение еще до первого запуска. Еще бы — это ж про нас, славян. Сегодня мы разберем на составляющие нашумевшую игру Black Book, которая каждым своим скриншотом, каждой строчкой описания буквально кричит: «Да, я — славянское фэнтези, подивитесь!»
Black Book — это вторая игра российской студии «Мортёшка». Да-да, именно так, это не опечатка. За разработкой и релизом дебютного их продукта под названием «Человеколось» я следил давно, когда и студии-то никакой не было. The Mooseman, к слову, получился прекрасным образчиком российского инди-игростроя, настоятельно рекомендую как минимум к ознакомлению с этой интересной вещицей. На второй проект команда собирала средства на Kickstarter, и ей удалось скопить порядка двенадцати миллионов рублей. Отличная сумма для разработки такого уровня игры, как мне кажется. Ну что же, давайте открывать эту Черную книгу.
Игра встречает нас статичной заставкой из красивых артов. Увы, все последующие арты будут куда более посредственными и словно нарисованными на коленке
Протагонист игры — девушка Василиса из семьи колдунов. Ей предначертано стать векшицей, но она наотрез отказывается от своего призвания: в силу возраста ей куда интереснее проводить время со своим возлюбленным, нежели за изгнаниями всякого рода нечисти и зельеварением. И все бы ничего, да только суженый-ряженый неожиданно для всех лезет в петлю и вроде как добровольно кончает со своей жизнью.
По старой православной традиции, всех самоубийц хоронят исключительно за пределами кладбищ, а это значит, что душа жениха будет навечно заточена в аду. Но Василиса с таким ходом событий мириться не собирается: она просит своего приемного деда таки сделать из нее настоящую колдунью. А помочь ей в этом должна та самая Черная книга — древний артефакт, способный выполнить любое желание, если его владельцу удастся сломать все семь печатей, что раньше никому сделать не удавалось.
Знакомьтесь — Василиса
Игра позиционирует себя как смесь адвенчуры, квеста, визуальной новеллы и карточно-ролевой игры. С ходу стоит сказать, что от квеста и визуальной новеллы здесь одно лишь название. Квест как жанр в Black Book только обозначен: загадок и головоломок мало, а те, что есть — очень простые и решаются за несколько секунд. Элементы визуальной новеллы применяются только в диалогах, но скорее только «на глаз», потому что от ответов и выборов игрока сюжет глобально никак не поменяется. А вот термины адвенчура, и, тем паче, карточно-ролевая игра подходят для «Черной книги» как нельзя лучше.
После небольшого интро нам сразу передают в руки управление Василисой. Двигать по локациям с фиксированной на одной сцене камерой девушку можно как кликами мыши, так и клавишами WASD. Второй вариант предпочтительнее, потому что в первом случае героиня частенько тупит и застревает в препятствиях, из которых выбраться самостоятельно не может — приходится брать ручное управление.
Простой графический стиль иногда играет на руку. Присмотритесь: в рамке всего три пятна, но мы прекрасно понимаем, что именно здесь изображено
Игрок волен бродить по сценам и тыкать по заранее подсвеченным местам, чтобы услышать комментарий от векшицы или описание какого-нибудь интересного предмета. Периодически при получении новых знаний после просмотра какой-то точки интереса, знания эти переносятся в личную записную книжку девушки. И информация впоследствии действительно может пригодиться. Либо в ролевом смысле — например, можно узнать, как бороться с определенным видом чертей и получить подсказку для диалога, — либо в рамках прогрессии обзавестись вполне реальными очками опыта, необходимыми для повышения уровня.
После того, как дед Егор инициирует Ваську в векшицы, игрока бросают в первый несложный бой и объясняют, по каким правилам в «Черной книге» проходят сражения. Все выглядит довольно просто и без изысков. У персонажей игрока и противников существуют очки здоровья и «брони». Пока не пробьешь защиту — до хитпоинтов не доберешься, хотя есть особые карты, позволяющие проникнуть к красным сердечкам, минуя синие щиты. Игрок имеет в своем распоряжении колоду карт, часть которых случайно сдается игроку на первом ходу, а в последующих — все так же случайно докидывается в руку. Первый ход, как правило, делает Василиса: она читает от одного до трех колдовских слов (выкладывает нужны карты) и передает ход сопернику.
Основной экран битвы. В кадре — Василиса и противник/противники. Внизу доступные для использования карты, вверху — три активных слота для них
Карты могут быть разных типов. Какие-то наносят урон, какие-то восстанавливают защиту и здоровье, какие-то накладывают баффы и дебаффы. Некоторые виды заклинаний усиливают другие аналогичные, если они выложены на стол одновременно. Другие — остаются на столе в течение нескольких ходов, не занимая один из слотов заклинания. Чтобы разобраться в механиках, потребуется время, а колоду стоит составлять из взаимодополняющих друг друга карт. Это главный ключ к успеху в сражениях, особенно на высоких сложностях. Кроме того, без затраты очков действия можно применить активируемый предмет, который восстановит здоровье, даст брони или нанесет урон врагу.
Над головами противника (или противников) можно увидеть значок, показывающий, какое действие они хотят совершить в следующем ходу — это всегда нужно учитывать. Если враг собирается совершить особо мощную атаку, стоит заранее выложить на стол карты, увеличивающие показатели брони. Если противник применяет долго заряжающуюся способность, то лучше вложиться в урон, чтобы убить его до конца зарядки. В бою против нескольких супостатов есть смысл сперва загасить «саппортов», накладывающих на своих союзников щиты, восполняющих им здоровье и призывающих дополнительных чертей, и потом уже концентрировать урон на дэмедж-дилерах.
Бой вместе с напарником Николаем. Пока Василиса потеет, вояка спокойно себе покуривает трубку
Как гласит одна из подсказок на загрузочном экране в World of Warcraft, «чтобы победить сложного врага, необходимо поддерживать свое здоровье на уровне выше нуля, при этом доведя до нуля очки здоровья противника. Проверено — работает всегда!». Собственно, так и здесь. Стараемся не умирать, вовремя применяя защитные и восстанавливающие хит-поинты заклинания, и не забываем поливать нечисть картами на нанесение урона. Все довольно просто: эффективность полностью зависит от силы колоды и рандома, а поэтому заставляет импровизировать на ходу. И, стоит отметить, это хорошо. Чересчур перегруженная боевая система выглядела бы в «Черной книге» неказисто.
Каждый эпизод игры — это отдельное небольшое приключение. Василиса с дедом Егором как правило начинают его в своей избе. Дедушка — это советчик и идейный вдохновитель героини. Сам-то он тоже колдун, да только старый уже, и силушки в нем почти не осталось, а потому помочь может только своими наставлениями. В дом к знатким приходят разные персонажи, которых обязательно нужно выслушать — без этого основной сюжет эпизода не начнется. Они приходят с заданиями и просьбами: некоторым можно отказать (это окажет влияние на персонажа), а другие проигнорировать не получится. Можно считать, что всегда есть какой-то глобальный для эпизода квест, но можно нагрузить себя дополнительными задачами, шире раскрывающими мир игры и дающий награды для развития векшицы.
При появлении в тексте незнакомых слов, можно, жмякнув на них, получить пояснение. За такие сноски игра получает еще один плюсик
Пополнив журнал списком миссий, можно отправляться в путь. Открываем условную карту и выбираем направление; Василиса переместится в нужное место мгновенно. Но погулять по локациям дают редко, чаще всего при посещении локации открывается диалоговая сцена с каким-нибудь персонажем или происходит какое-то случайное событие, по завершении которого вернуться сюда снова будет уже нельзя. Как пример, на какой-то локации героиня увидит, что жители одного дома ночью сидят снаружи и боятся заходить внутрь, потому что там развелись черти. Васька вольна проигнорировать эту сцену или помочь бедолагам, изгнав нечисть, и получив за это дополнительные рублики в придачу к огромной благодарности.
Как видим — маршрут линеен, а ответвления для посещения не обязательны
В других местах нужно сделать выбор. К примеру, при встрече с поющим бесом можно либо сразу на него напасть и убить, либо дослушать песню до конца, тем самым получив знания о нечисти и очки опыта, но в таком случае противников станет на одного, а то и на двух больше. Периодически Василиса имеет возможность взять к себе в напарники какого-нибудь персонажа, который может помочь раз в несколько ходов без затрат карт, и сражаться с бесами приходится уже не в одиночку. Первым таким доступным напарником становится Николай — рослый детина, ветеран войны, вернувшийся на гражданку. У него есть личная просьба к колдунье: помочь избавиться от банника, особого духа, живущего, как не трудно догадаться, в банях. И до завершения задания можно довольствоваться компанией Николая и его особой способностью.
Получая очки опыта, Василиса повышает свой уровень и получает очки способностей, которые может потратить по своему усмотрению на усиление тех или иных навыков и получения новых перков. Ветки развития, надо признать, называются весьма красиво — не банальные «атакующие» и «защитные», а «чернобайство», «знаткость», «книжничество» и «чертознание». Все эти крутые словечки здорово отражаются на атмосфере игры.
Система прокачки не перегружена десятками перков, что дают сомнительные бонусы. Тут все четко и понятно
Совершая «плохой» выбор, колдунья получает очки грехов, которые в будущем обязательно повлияют на концовку. К примеру, я получил свой первый «грех», когда запросил аж трех чертей вместо одного в услужение у местного «сотоны», что делает Василису ведьмой. Жадность наказуема! Встречается такое в игре и дальше: периодически игрок будет встречать всяких проходимцев, умоляющих проклясть, допустим, соседа за деньги. Самую крупную роль в накоплении грехов играют бесы, что даны нам в услужение. Избавиться от этих зловредов нельзя, а цель у них только одна — делать всем вокруг плохо. Василиса может просто держать их у себя в корзине, и тогда плохо они будут ее мучать — накладывать дебаффы, снижая максимальное количество здоровья или урон, например. От негативных бонусов можно избавиться, отправив чертей устраивать всяческие козни обычному люду. Это палка о двух концах: плохо будет в любом случае, игрок волен лишь выбрать, кому именно — колдунье или обычным селянам.
И так, шаг за шагом, эпизод за эпизодом, необходимо весьма линейно идти к своей основной цели — открытию всех печатей и освобождению души возлюбленного от вечных мук в аду. Иногда может показаться, что у Василисы есть несколько вариантов развития событий, но то лишь пыль в глаза: ответвления от основной дороги и возможность выбора влияют на общую картину очень скромно, а чаще всего вообще никак. И на это можно было бы закрыть глаза, пожав плечами и сказав, что игра, дескать, не про сложный нелинейный сюжет, а про русский колорит и карточные баталии. Так-то оно так, если бы разработчики не обещали эту самую нелинейность перед тем, как начали сбор средств на кикстартере. Поэтому не припомнить им такие обещалочки нельзя.
Пейзажи — отличные, не будем лукавить
Зато с тем самым русским колоритом и визуалом проблем в «Черной книге» никаких нет. Ребята из «Мортёшки» явно хорошо потрудились, собирая материалы о мифологии Пермского края, о преданиях и древних сказках, передававшихся из уст в уста через многие поколения. Частенько, когда в диалогах проскакивает старорусское слово, незнакомое современному человеку, появляется сноска с объяснением этого самого слова. А Василиса может в любой момент заглянуть в свою книгу, чтобы почитать что-нибудь интересное о мире, в котором она живет, и о существах, что в нем обитают. Игра буквально вынуждает читать энциклопедию, и делает это интересно. К примеру, все тот же квест с напарником Николаем. Он рассказывает историю о его встрече с нечистью, а колдунья должна внимательно прочитать свои записи, чтобы точно понять, с кем имеет дело. Таким образом российская студия делает изучение русского этнического наследия полноценной механикой.
Небольшая занудная ремарка: несмотря на словосочетание «славянские мифы», что встречается в описании игры разработчиками, она рассказывает о бытности коми-пермяков, а этот народ принадлежит к финно-угорской, а не славянской языковой группе. Но славяне и финно-угры встретились и смешивались друг с другом задолго до таймлайна игры, поэтому корректнее будет говорить именно про общее «русское» наследие двух народностей, а не относить его к конкретным языковым группам незапамятных времен. Скорее всего, слово «славянский» было использовано в описании игры из-за куда более частой упоминаемости: так рядовому игроку будет проще и понятнее.
Не ждите от «Черной книги» некст-ген графики. В этом плане здесь все очень просто: картинка незамысловатая, умышленно упрощенная, но вполне себе яркая и сочная. Визуальный стиль отличный: в пейзажах природы и селений отчетливо ощущается тот самый русский дух, а интерьеры и экстерьеры явно собраны по реальным концептам убранств и архитектуры тех лет, а не вытащены из фантазий авторов. Срубные домики, сени, печки и красные углы — все выглядит так, как и должно выглядеть. То есть — аутентично и круто.
Детальнее взглянуть на Black Book можно в записи нашего редакционного стрима. Кстати, они идут по средам в 19:00
Из прочего стоит отметить неплохую русскую озвучку, без которой читать тексты было бы тяжело. И в то же время слабый саундтрек. Музыка на фоне часто эмбиентная, а было бы неплохо вставить побольше мелодий с классическими русскими инструментальными мотивами. Гусли, балалайка, домра, гармонь — всего этого в аудиодорожке ой как не хватает.
Что получаем в итоге? «Черная книга» — это самобытный и во многом уникальный инди-проект, который точно заслуживает внимания игрока, если его хоть немного интересует народный колорит. Здесь можно с головой погрузиться в детальный русский этнос и пополнить копилку знаний старорусскими мифами, обычаями и обрядами. Словом, побывать в другом времени. Если вам по душе размеренный неторопливый геймплей, то игра точно придется по вкусу. Однако, на желание пройти игру повторно лучше не рассчитывать: во второй раз сюжет уже удивить не сможет, а карточные баталии довольно скоро встанут поперек горла, так как они монотонны и репетативны, без какой-то яркой изюминки и особой заявки на инновации в привычных формулах ККИ.
Как бы там ни было, разработчикам из «Мортёшки» можно пожелать успехов в дальнейших начинаниях, ведь инди — это среда, где творчество и уникальность продукта решают больше, чем бездушные тренды рынка. Не стоит забывать и о том, что создатели «Черной книги» — наши соотечественники, простые работяги из Перми, а не огромная бюрократическая машина коммерческого игростроя, в которой издатели идут на все, чтобы выжать из потребителей как можно больше прибыли. Таких молодцев точно стоит поддержать, а «Черная книга» целиком оправдывает вложенные в покупку деньги. Стоит она по нынешним меркам весьма скромные 599 рублей. За 30 часов приключений в мире славянского культурного наследия — это оправданная стоимость.