Казалось бы, нет ничего проще, чем сделать продолжение успешного сериала.
Все наработки на руках, персонажи - известны и любимы публикой, ресурсы и
движок - под рукой. Однако Team Ninja, оставшись без своего идейного вдохновителя
Томонобу Итагаки, пошла во все тяжкие. Задумав выпустить продолжение уже
единожды перезапущенного Ninja Gaiden, студия не только не сумела сохранить дух
оригинала, но и наломала таких дров, что страшно стало всем: фанатам за судьбу
сериала, журналистам - за психическое здоровье работников Team Ninja. Ведь где
это видано, чтобы последний оплот по-настоящему хадкорных видеоигр превратился
в беспомощный слешер с QTE, единственное достоинство которого - наличие
знакомых персонажей и катаны Dragon Sword.
Скучная, легкая, откровенно трешовая по части постановки и всего, что
связано с сюжетом - Ninja Gaiden 3 не вызывала ничего, кроме откровенной злобы.
Team Ninja без Итагаки расписалась в своей несостоятельности и в результате
была вынуждена извиниться перед игроками, параллельно пообещав исправить все
допущенные ошибки. Правда, форму извинений компания выбрала более чем странную:
руководство решило выпустить расширенную версию Ninja Gaiden 3... для Wii U -
новой консоли от Nintendo. Дескать, именно на этой системе геймер сможет
увидеть новые приключения Рю во всей красе. Стоит ли овчинка выделки? Забегая
вперед, скажу: лишь отчасти.
Прежде Ninja Gaiden - что в своем пиксельном, что в полигональном варианте
- был на удивление честной игрой. Высокая сложность обуславливалась отнюдь не
низким порогом вхождения. Чтобы персонаж начал побеждать, геймеру приходилось
учитывать множество факторов: от доступного вооружения (его комбинации
подбирались ситуационно) до учета особенностей конкретной арены. Находясь в Москве,
Рю (главный герой всего сериала) вынужден пересекать несколько минных полей,
попутно уходя из-под автоматного огня, а потом забираться по шестерням вверх на
башню, чтобы сразиться с одним из слуг короля тьмы.
В такие напряженные моменты ярче обычного проявлялась другая особенность
Ninja Gaiden: в отличие от слешеров своего поколения, обычный противник по силе
был равен самому герою, а боссы и вовсе находились на одну-две ступеньки выше
Рю. Все примерно как в Demon's Souls от From Software (да простят меня
поклонники NG за такую аналогию): не успел заблокироваться - смерть, поспешил -
смерть, подставил спину горстке ниндзя в смешных нарядах - ну, вы поняли.
Ситуация работала и в обратную сторону: любой враг - от вервольфа до клоуна в
нелепом капюшоне - при должном умении уничтожался за несколько секунд. На
боссов уходило чуть больше времени, но и только.
Помню, как в сентябре 2009 ко мне в руки попал диск с Ninja Gaiden 2 для
Xbox 360. А еще хорошо помню, как застрял на мосту, где одноглазый монстр
наводил шороху на всю округу. Приходилось не только стрелять в «светлые» очи
гадине размером с хорошую пятиэтажку, но и маневрировать по уровню, что крайне
непросто из-за сильно ограниченного пространства. И, если бы не опыт, связанный
с предыдущими играми в серии, то, боюсь, NG 2 я так бы и не прошел. А потом
была Венеция, Москва, туннели и ленточный червь, покои короля тьмы, которого,
казалось, вовек не победить. Из таких вот элементов и складывался трехмерный
Ninja Gaiden. С одной стороны, крайне недружелюбный по отношению к обычному
геймеру, а с другой - максимально честный.
В интервью журналистам сотрудники обновленной Ninja Team рассказывали, что
Ninja Gaiden 3 станет полной противоположностью всему тому, что студия
выпускала прежде. Дескать, современный игрок не любит, когда ему сложно,
поэтому Рю у нас станет супергероем. Ну а чтобы игрок не заскучал, то мы
(очевидно, на манер Ninja Blade) добавим QTE-сценки. В итоге получилось
странно: Рю бежал по очевидно прямоугольной арене да выполнял какие-то нелепые
добивания (в особенности комично все это смотрелось в сражениях с боссами).
Сложности ноль, честности - тоже. Из оружия один меч. С магией та же история:
один лишь огненный вихрь - и привет. Конечно, Ninja Team спохватилась и
выпустила DLC, добавляющие кое-что по мелочи, но проблемы это не решило, ведь в
Ninja Gaiden 3 изначально поломано все, что можно было сломать.
Сразу после анонса Wii U, когда показали джойпад, но саму консоль оставили
в тайне, представительство Team Ninja объявило, что переиздаст Ninja Gaiden 3
для этой системы и уж в этой версии не облажается. В Ninja Gaiden 3: Razor's
Edge Team Ninja обещала убрать QTE, повысить уровень сложности, вернуть кровь,
дополнительное оружие и магию (на этот раз никакого DLC!), а также добавить
кампанию за девушку по имени Аянэ.
По факту работа проделана, и Team Ninja действительно не лукавила, говоря,
что Razor's Edge станет лучшей версией Ninja Gaiden 3 ever. Проблема-то в том,
что сама игра от всей этой пластики лучше не стала. Глубинно это все тот же
Ninja Gaiden 3, просто почти все раздражающие элементы из первой версии пустили
под нож, оставив то, что пусть и отчасти, но работает. Вот, например, уровень
сложности. Будучи чудовищно низким в оригинале, в Razor's Edge он вырос, вот
только за счет самого убогого и затасканного дизайнерского приема из всех
возможных. Разработчики просто взяли и увеличили число противников. В
результате в Ninja Gaiden 3 впервые за всю историю сериала появился элемент
случайности. Если же переключиться на Easy, то повторится ситуация с оригиналом
годовой давности.
С дополнительным оружием и новой магией ситуация схожа. Конечно, по факту
все это доступно изначально, и никто не попросит выложить сумму в долларах за
еще один клинок, однако Team Ninja не стала переделывать механику, поэтому
единственным по-настоящему эффективным оружием остается катана. И стоило
изгаляться?
QTE - не панацея
Первоначально в Ninja Gaiden 3 на использовании QTE было завязано вообще
все - разительный контраст между первой и второй полигональными частями, где
всего этого как раз не было. Рю уклонялся от снарядов с помощью QTE, добивал
боссов, нажимая попеременно определенный набор клавиш. Все это выглядело
безумно глупо и дешево. Razor's Edge, казалось, должна эту проблему исправить,
да не тут то было. QTE никуда не делись, просто стали менее навязчивы и
проявляются в каноничной своей форме во время сражения с крупными противниками.
Эпизоды за Аянэ - вот единственное по-настоящему свежее дополнение. Они
вплетены в историю игры, что достаточно важно, поскольку button masher за Рю
надоедает уже спустя полтора часа после начала прохождения. Девушка гораздо
быстрее Рю, но по факту насладиться этим едва ли не успеваешь - на эпизоды с
Аянэ выделен где-то час из общего хронометража Ninja Gaiden 3.
***
В Razor's Edge Team Ninja попыталась исправить ошибки оригинального релиза.
И это ей почти удалось: сложность вернулась (пусть и таким «необычным» путем),
QTE-сценки глаза не мозолят. Вот только вся эта пластика едва ли сделала Ninja
Gaiden 3 достойным продолжением известной серии. Да, кстати, уже известно, что
Razor's Edge переиздадут для Xbox 360 и PlayStation 3. Вряд ли от этого она
станет лучше, но чем черт не шутит.