Летняя распродажа в Steam
обычно совершенно не трогает вашего покорного слугу по одной простой причине:
интересующие игры я покупаю сразу после релиза. Так, в общем-то, было и в этот
раз. До тех пор, пока случайно на глаза мне не попалась Total War: Shogun 2 со скидкой в 75%. После ее выхода на мне,
кажется, висело сразу несколько других проектов, затем времени тоже не было. В
результате, про игру я попросту забыл. И вот сейчас, летом, когда с новинками
дела обстоят довольно печально, «Сёгун 2»
стала той самой находкой, которая помогает коротать дождливые июльские (а вот такой
у нас в этом году июль) вечера. Несмотря на специфическую восточную тематику,
игра получилась все тем же Total War,
в котором можно часами продумывать всего пару ходов, героически одолевать
превосходящие силы противника с помощью кучки ветеранов и с интересом лезть в
«Википедию», чтобы почитать про тот или иной исторический период.
Одним словом, играть
в хорошую стратегию оказалось все так же интересно, как и десять назад. В таком
случае становится совершенно непонятно, почему в прошлом стратегий на рынке
было превеликое множество, и играли в них практически все, а сейчас в этом
жанре, грубо говоря, осталось всего несколько серий, большинство из которых
зародилось в те самые далекие времена? И почему в персональном топе
среднестатистического игрока стратегий, скорее всего, не будет вовсе?
Чтобы ответить на
этот вопрос, давайте для начала посмотрим, какие игры этого жанра есть у нас
сейчас. Во-первых, это, разумеется, сама Total War, которая всегда была
и остается символом качественной исторической игры с максимальной степенью
контроля над всеми областями жизни государства.
Во-вторых, Civilization и Sim City, которые, по сути, остаются единственными
представителями собственных маленьких поджанров. В-третьих, StarCraft,
которая выезжает, главным образом, на тщательно привитой обществу ностальгии и
превосходной киберспортивной составляющей. На этих столпах, по сути, сейчас и
держится жанр. Есть и еще неплохие игры, такие как совсем свежая Company of
Heroes 2 или XCOM: Enemy Unknown. Всяческие поделки вроде Omerta в расчет я не беру,
потому что их влияние на популярность стратегий минимально. Однако все это -
капля в море по сравнению с тем, какое количество шутеров, казуалок, RPG и
MMORPG появляется каждый год.
Но вернемся к перечисленным играм: большинство из них -
всевозможные продолжения, дополнения и ремейки, в которые игроку проще
вернуться не только потому, что он уже знает, о чем именно пойдет речь, но и в
которые играть ему, вероятнее всего, тоже будет легче, ведь он примерно
представляет себе механику и особенности их геймплея. Итак, стратегий стало
меньше, а те, что есть, рассчитаны в основном на фанатов, да и от них требуют
куда меньше усилий на освоение. И все-таки: почему? Причин, как водится,
несколько.
Человек - по природе своей существо довольно
ленивое. И необходимость принимать массу сложных решений, часто возникающая в
стратегиях, может доставить неудобства. Если раньше думать и принимать решения
заставляли в большинстве игр (вспомним, хотя бы, Fallout или Freelancer), то сейчас появилась возможность наблюдать за
сюжетом в очередном интерактивном кино. А, к примеру, вечером после работы
уставший человек с куда большей охотой включит тот же The Last of Us, чем сядет разбираться в хитросплетениях политики Shogun 2. Ведь ответственности и сложных заданий ему хватает
и в офисе.
Ритм жизни постоянно ускоряется. Причем
происходит это в геометрической прогрессии. Сегодня большинству из нас все
сложнее выделить несколько часов на кампанию в Civilization. Ведь постоянно нужно куда-то бежать и спешить. Конечно, существуют
сохранения, но ведь через несколько дней вспомнить всю геополитическую ситуацию
будет на порядок сложнее. Куда проще сыграть пару коротких раундов по захвату
флага в Call of Duty, после чего с чувством выполненного долга
отправиться по своим делам.
Как ни
печально это признавать, но главной причиной спада популярности стратегий можно
смело назвать консоли. Не секрет, что самым удобным контроллером в стратегиях
была и остается компьютерная мышь. Подробно о том, почему именно здесь не
подойдет геймпад, лучше всего, вероятно, расскажут корейцы, совершающие порядка
200-300 кликов мыши в минуту на очередном чемпионате по StarCraft
2. Кроме того, на западе многие воспринимают консоли в качестве развлечения
для вечеринок, а под этот формат стратегии также вписываются едва ли. Creative Assembly и подавно объясняют PC-эксклюзивность грядущего Rome 2 заоблачными требованиями к железу, которые
окажутся слишком высокими даже для следующего поколения консолей. А так как
балом правят именно приставки, разработчики попросту не хотят связываться со
стратегиями, которые с большой вероятностью окажутся для них менее прибыльными,
чем очередной шутер или «кино».
Вот мы и разобрались, что же
произошло с одним из самых популярных ранее жанров. Так или иначе, множество
стратегий навсегда вошло в историю видеоигр. Кто-то запомнит Jagged Alliance с его зубодробительной сложностью, кому-то
вспомнится Dune в качестве одной из первых игр,
в которые он играл, кому-то придут на ум Тесла-танки и Юрий из незабвенного Red Alert, а некоторые и подавно
ассоциируют весь жанр с Heros Might and Magic III.
Невероятно атмосферный «Блицкриг»,
чертовски технологичная и вариативная по тем временам «В тылу врага», душевные «Космические
рейнджеры» - все эти стратегии были хороши и доказали всему
миру, что в России тоже умеют делать первоклассные игры. Ну а мы, вместо того,
чтобы горевать по былым временам, лучше подождем ремейк C&С (Generals 2) и
многообещающий Rome 2 и будем надеяться, что увидим
еще много умных, затягивающих и разнообразных стратегий.
