Неформат: RetroGuru №3. Шпионка, которая меня любила
Спецы и мнения

Неформат: RetroGuru №3. Шпионка, которая меня любила



Сегодня в это сложно поверить, но еще в конце
прошлого века компания Monolith Productions находилась в незавидном положении.
Авторы таких хитов, как Aliens vs Predator 2, F.E.A.R., Blood и Condemned:
Criminal Origins - на закате девяностых Monolith  хвасталась не конкретными наработками, а...
движком. LithTech второй версии, если верить словам работников студии, был
просто обязан взорвать весь рынок, а что до самой игры, то это какой-то боевик,
где какой-то агент борется с комичными злодеями, пришедшими из бондианы 60-х
годов. Той, где балом заправлял сам сэр Шон Конери.



Такой коктейль, очевидно, завораживал. Геймер той
эпохи, конечно, был привычен ко всему: его солдаты топтали пустынную землю
планеты Аракис, его армия уничтожала орков, а комичное альтер эго кадрило
девочек и пыталось понять, что же хочет черный экран с подсказкой «ты проснулся
рано утром, за окном благодать - пойди на север и найди незнамо что». Короче,
появлением еще одного шутера от первого лица человека, повидавшего своими
глазами и полураспад, и импов в Doom,
не удивить.



insertLinkedImg



Другое дело когда авторы в прямом смысле рвут все
возможные шаблоны. Комичные злодеи? Так до гротеска. Шпионские гаджеты? Так в
форме губной помады. Злобная парочка начальников? Так... хм, думаю, про
существование «Горбатой горы» слышали все. No One Lives Forever хороша именно
этим сочетанием визуального безумия и отличного игрового процесса. Поэтому и
удивительно, что изначально Monolith как бы нехотя рассказывала про свою новую
работу. «Ну да, 60-е, но вы на движок-то
посмотрите
!».



Требовательность



Вторая версия LithTech (на первой построен сиквел Blood - прим. автора) действительно
способна поразить. Причем в плохом смысле. Рекламируемый как манна небесная и
новый вид «Несквика», мотор No One Lives Forever отличался изрядной
неторопливостью. Некоторые актуальные на середину двухтысячного года
конфигурации он просто вешал намертво. В местном компьютерном клубе, где толпа
подростков собиралась, чтобы сразиться в Counter Strike 1.3 или Half-Life, приключения Кейт Арчер можно было
оценить исключительно на машине администратора, за которую, понятно дело, еще
нужно умудриться сесть. Вот и приходилось наблюдать из-за плеча, как сутулый
парнишка лет 16-и гоняет красотку по виртуальным уровням, пытается найти
связного, а потом проникнуть в охраняемый вражескими солдатами бункер.



insertLinkedImg



Позже, когда у меня появился свой собственный
компьютер, знакомый продавец дисков подогнал на время бокс с игрой. Два CD, пиратский перевод (No One Lives
Forever
в
России никто так официально и не
издал), где глупостей и ляпов больше, чем здравого смысла - в общем, обычная такая
картина российского игровой действительности начала века. Но даже это не смогло
отбить желание узнать, чем же закончилась история, подсмотренная из-за плеча
администратора компьютерного клуба. А посмотреть было на что.



Завязка No One Lives Forever проста как две копейки. По всему
миру загадочным образом погибают секретные агенты правительственной разведки.
Грешат, как водится, на зловещую организацию, скопированную - я не устану это
повторять - со «Спектра» Яна Флеминга.



Проснувшись утром под звуки бодрой музыки, бывшая
воровка Кейт Арчер отправляется на работу. Опоздав и получив нагоняй от
начальства, она узнает о новом задании. Вместе со старым агентом, списанным в
штаб, но не желающим протирать штаны на управленской должности, Кейт
отправляется защищать одного эксцентричного президента. Начальство Кейт думает,
что на него планируется покушение. Прибыв на место, г-жа Арчер узнает, что
угроза реальна и за все стоит некий Волков - местный вариант флеминского
Блофельда.



insertLinkedImg



Три
в одном



После прохождения небольшого обучающего эпизода
становится ясно, что Monolith явно тесно в рамках одного жанра. Классический
шутер от первого лица представляет собой набор неких коридоров, по которым
ходит определенный набор противников и во множестве разбросаны аптечки, бронежилеты
и новые виды оружия. Valve
значение
этого термина расширила, упростив структуру уровней в сторону линейности и
расставив акценты таким образом, что сюжет и сценарий в целом занял
главенствующую роль.



Консольное ответвление экшнов - Metal Gear и
сотоварищи - во главу угла поставило уже другую особенность: скрытное
прохождение. В этих играх уже не требовалось зачищать уровень за уровнем -
охрану можно обойти, но если попался, то готовься делать ноги, поскольку здоровье
в стелс-экшнах тает быстрее, чем снег за окном в плюс тридцать.



Сегодня насладиться No
one lives forever легко. Игра запускается на любой современной операционной
системе и идет без заметных багов. Единственное замечание: бегите как от чумы
от русских версий. Даже самые лучшие из них не способны и в десятой доле
передать весь юмор оригинала. Шутки здесь как никогда важны




В No
one
lives
forever
Monolith
Productions
смешала
в равных долях и скрытое прохождение, и ураганную зачистку уровней. Чаще всего
в начале каждого эпизода перед г-жой Арчер стоит ряд определенных задач,
завершить которые надо, не подняв тревоги. Важно то, что это условие -
опциональное. В 90% всех ситуаций решение открыть огонь или проползти мимо
лежит на совести самого геймера. И лишь изредка появляется необходимость
действовать в соответствии с заданными нормами.



 



Вторая важная особенность - разнообразие игровых
ситуации вообще. Вот Кейт снимает снайперов из винтовки с оптическим прицелом,
вот обезвреживает бомбы, спасает заложников и стремится нагнать ускользнувшего
в последний момент Волкова. И все это - в рамках одного эпизода, небольшой
мини-истории. Дальше - больше. Арчер вынуждена искать информаторов, выбивать
парашют из рук бандита, командир которого - рыжий Шотландец - явно положил глаз
на авантюристку. В общем, разгуляться есть где. «Не бойся, мы дадим тебе такое задание, которое ты точно не завалишь», -
зло говорит один из двух начальников Арчер. Не бойся, командир, - она не подведет.  



А  мы по-тихому



Местная стелс-механика состоит из нескольких  важных аспектов. Во-первых, это полное
отсутствие тени как фактора скрытности. Для того чтобы отвлечь противника, в
арсенале у Кейт есть несколько довольно хитрых приспособлений - тот самый
привет к фильмам из 60-х годов.  Например,
кинув монетку, шпионка может отправить «бдительных» охранников исследовать
дальний угол комнаты, а с помощью еще одного гаджета - проскользнуть незаметно
мимо камер слежения, представляющих единственную по-настоящему серьезную
угрозу. Ну и, конечно, если дело доходит до прямого столкновения с солдатами
противника, то на помощь приходит специальный состав, позволяющий растворять
трупы.



insertLinkedImg



Во-вторых, уровень сложности выстроен таким образом,
что, зачастую, просто нажимать на гашетку не выгодно. Там, где требуется
пробраться незамеченным, проще так и сделать. В противном случае линейка
здоровья поредеет настолько быстро, насколько это вообще возможно даже с учетом
такого фактора, как наличие бронежилета и легкого уровня сложности. Все это -
скелет, на котором держится геймплей No One Lives Forever. На другой стороне медали
находится такая, казалось бы, «мелочь» как юмор.



Угорать
не запрещается



Критики не зря проводят параллель с фильмами про
Остина Пауэрса. Этот комичный персонаж - пародия на (кто бы мог подумать-то,
а?!) Джеймса Бонда. Никогда не бреющей подмышки и считающий, что презервативы
используют исключительно моряки, этот типаж надолго поселился в мире
кинематографа. No One Lives Forever
- его менее скабрезный видеоигровой аналог.  



insertLinkedImg



Здесь есть все: чудаковатые агенты, костерящие,
почем свет стоит, человека, придумывающего глупые шпионские отклики, профессор,
желающий свалить на запад, шотландец в юбке и с сигарой в зубах. Но главное -
прекрасный английский язык и поистине великолепное озвучение. По этим уровням
просто интересно бродить, слушать забавные диалоги NPC и
размышлять, почему так мало существует пародийных боевиков.



***



Сейчас, как в конце девяностых, Monolith Productions
находится в незавидном положении. Прошлая работа студии - Gotham City Impostors
- получилась крайне слабой. На следующую (Guardians of Middle-earth) надежды
немого. Все это крайне негативно сказывается на образе этаких новаторов,
привносящих в жанр FPS
что-то
свое. После успеха No One Lives Forever последовало продолжение
(не менее удачное), а следом за ним - аддон. Вот только на этом приключения
авантюристки, шпионки и красавицы Кейт Арчер закончились. А продолжатся ли -
неизвестно.



Игры в материале:

Комментарии (9)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Alex Volkberg
1
18.11.2014 15:31
Я-то думал статья про то, что решили НОЛФа 3ю часть запустить, эх..хорошая игруха была) У меня до сих пор лежат два розовых лицнзионничка)))
Hunter
Легенда GameGuru
1
23.03.2013 15:06
Отличная статья.
Мазафакер
1
21.03.2013 20:43
Хех в статейке не одной ссылки на ''карточку'' с игрой)
Shooltz
1
21.03.2013 18:36
да игра была хорошей и как времена меняются ,какая сейчас графа ,а какая была тогда и мы тогда орали )))) Спасибо за статейку ,просто ностальгию нагнали
Михаил Бочаров
GURU team
38
21.03.2013 18:02
Первая <3
GoodGamer
1
21.03.2013 16:47
В заключении ...надежды немого... опечатка или так и задумано?
Wiitality
1
21.03.2013 16:26
Во вторую только играл. Крутая была.
я не смотрел Горбатую гору, там, что про альпинистов, да?
Lola Li
1
21.03.2013 15:38
Ох помню помню с каким упоением играла в эту игру, спасибо за статью, такие замечательные воспоминания нахлынули :)

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?