Обзоры и превью

Могучий некстген или глупый фурри-мультик? Обзор Ratchet & Clank: Rift Apart

Пока Microsoft хвастается запуском старых игр в 4k@120 fps, Sony раз за разом выпускает эксклюзивы, которые называют «первым настоящем некстгеном». Впрочем, после выхода Ratchet & Clank: Rift Apart странный флешмоб должен закончиться — это не ремейк проекта с PS3 или финский bullet hell, а просто потрясающе красивая игра, которая не будет работать без сверхскоростного SSD. Но она выглядит как мультфильм про космического грызуна с другом-роботом, и непонятно, а будет ли интересно взрослым играть в такое? Сегодня поговорим не только об этом, но и о том, куда нужно смотреть, чтобы увидеть некстген.


Прошло чуть больше полугода после выхода Marvel's Spider-Man: Miles Morales, а Insomniac Games уже готовится выпустить новый системселлер для PS5. Многие могли забыть, но раньше калифорнийская студия была известна не по блокбастерам про Человека-Паука, а по серии экшен-платформеров о мультяшных героях галактики. Выстрелив в свое время на PlayStation 2, Рэтчет и Кланк подсдали на PlayStation 3: многочисленные выпуски заинтересовали только самых верных поклонников.

Начавшаяся в 2002-м серия насчитывает уже 14 частей (не считая переизданий и ремейк), а крайний полноценный релиз был летом 2013 года. Ratchet & Clank: Rift Apart ловко встраивается в таймлайн, продолжая прерванную восемь лет назад историю, но в то же время оставаясь доступной тем, кто познакомился с героями только в перезапуске.

Игра начинается с праздника, посвященного подвигам Рэтчета и Кланка. Дело происходит спустя несколько лет после Ratchet & Clank: Into the Nexus, и, соответственно, спустя много лет после Ratchet & Clank (2016), где герои познакомились. Находясь на заслуженном отдыхе Рэтчет размяк и уже даже не хочет искать своих исчезнувших сородичей ломбаксов в других измерениях. Но Кланк все равно дарит ему Измеренитель — разрушенный в прошлой части гаджет, который открывает порталы между мирами.

Идиллию портит злодей Доктор Нефариус — он отнимает ценный девайс и направляется в измерение, где Рэтчет и Кланк никто, а сам Доктор стал императором и правит галактикой железной рукой. В ходе этого Измеренитель успевает взорваться, повредив связи между мирами: везде начали появляться неконтролируемые порталы в другие измерения, а Рэтчет и Кланк застряли в альтернативной вселенной без возможности выбраться. К тому же они успели еще и потеряться, а Кланка украл некий ломбакс, удивительно похожий на Рэтчета…

В качестве пасхалки разработчики вставили в рейтресинговые отражения модель Рэтчета из оригинальной игры 2002 года! (конечно же нет)

Альтернативные версии персонажей из параллельной вселенной стали одной из особенностей новой игры. Фанатам будет интересно взглянуть на изменение знакомых героев, хотя эта тема начинает работать на полную лишь к финалу. Так можно сказать про всю Rift Apart — у нее скомканное начало и провисающая середина. После сумбурного вступления игрока неспешно проводят по нескольким планетам и знакомят с парой действующих лиц, но никаких особых событий не происходит. Сюжет не блещет шокирующими поворотами и вторым дном — это совсем не тот случай, когда создатели сделали интересно и детям, и взрослым, как это было в мультсериалах вроде Gravity Falls или Adventure Time.

Еще до выхода разработчики все-таки признались в том, что белый ломбакс Ривет — это женская версия Рэтчета из другого измерения. В отличие от размякшего спасителя галактики, она выживала без своего Кланка и вынуждена всегда справляться самостоятельно, а поэтому заимела стойкий, нордический характер. Впрочем, в геймплее разницы между ними нет: у Рэтчета и Ривет одинаковые способности, общая прокачка, ресурсы и прогрессия. В игре это объясняется… Никак это не объясняется, но зато не запутаешься. На половине планет дают поиграть за одного персонажа, на другой — за второго, и переключать самостоятельно их нельзя.

Различий между Рэтчетом и Ривет всего три: разные актеры озвучки, молот вместо разводного ключа (не оказывает никакого влияния на геймплей), а также цвет меха, который все равно не видно под броней.

Ratchet & Clank по своей сути всегда были платформерами, и набор возможностей у Рэтчета и Ривет соответствующий: прыжок (в том числе двойной) и возможность медленно планировать, уворот, стрельба, ближний бой и ракетные ботинки для быстрого перемещения (не было в серии с 2013-го). Акробатика простая, но приятная – изредка встречается бег по стенам, есть возможность подтягиваться на энергетическом лассо к разрывам в пространстве и специальным точкам. На самом деле в игре всего несколько сцен, в которых придется заниматься акробатикой и платформингом на уровне Принца Персии, в остальное время исследовать локации можно довольно вальяжно.

Так работает один из видов оружия — ороситель

Ближний бой еще проще, завязан на одну кнопку и несколько приемов. Основа боевой системы — стрельба. Серия известна благодаря необычному арсеналу, попадающему в лапы главного героя. В Rift Apart количество видов оружия приближается к трем десяткам, среди которых есть необычные экземпляры вроде оросителя, превращающего врагов в покрытые зеленью скульптуры, рикошетного ружья, стреляющего щита и тому подобных вещей. Впрочем, даже обыденное оружие вроде снайперской винтовки, пулемета и дробовика сделаны с выдумкой, давая возможность стрелять из разных дул или радуя необычным паттерном.

Стрельбу заметно улучшили со времен ремейка, сделав более современной — особенно хорошо изменили режим прицеливания, при котором теперь меняется положение камеры и появляется красивое боке на фоне. В кассу пришелся и DualSense с функционалом адаптивных курков и точечной вибрацией: даже сами разработчики шутят, что этот геймпад придумали специально для перестрелок в Ratchet & Clank.

Как и раньше, оружие можно прокачивать. Для этого нужно сначала накопить опыт с конкретным типом (просто им пользоваться), а затем за болты купить улучшения у торговца. В игре несколько видов коллекционных предметов: это и упомянутые обычные болты, выступающие валютой, и большие золотые болты, которые открывают модификаторы игрового процесса вроде фильтров изображения, и броня, части которой дают собирать из разных комплектов.

Хорошие герои пушистые, плохие — нет. Исключений практически не бывает

По своей структуре проект напоминает предыдущие части: это сюжетная игра с легким налетом метроидвании. Доступно девять планет, на каждую из которых после выполнения основной миссии можно вернуться и поискать спрятанные предметы или выполнить дополнительные задания. Последних всего по одной штуке на каждую планету, а их прохождение займет буквально 10-15 минут. Основной сюжет тоже достаточно короткий — по традиции серии, его можно пройти за 6-8 часов, после чего останется развлечений еще на пару. Среди них поиск карманных измерений (небольших локаций с пространственными аномалиями), сражения на арене, ну и сбор коллекционных предметов.

В отличие от сюжета, игровой процесс имеет все шансы быть интересным для всех возрастных категорий — как детям и неопытным игрокам, так и взрослым насмотренным геймерам. Правда, при высоких значениях сложности урон врагов не увеличивается, а они сами становятся живучее. С одной стороны, это хорошо — заставляет вас почаще менять оружие и пользоваться широким арсеналом, а с другой — затягивает битвы и делает врагов губками для пуль.

Эта планета существует в двух измерениях одновременно. Вторая версия успевает подгрузиться за время удара молотом по кристаллу. Слава SSD!

Rift Apart очень хочет быть разнообразной: имеется и «хоррор-уровень», и планета с открытым миром по типу Uncharted 4 и The Lost Legacy, и несколько способов передвижения. Также дают поиграть за небольшого бота, который борется с вирусами внутри компьютера на манер геймплея за дронов из Watch Dogs. Таких сцен даже больше, чем отрезков за Кланка: в этой части он решает головоломки в стиле леммингов, направляя поток своих копий в верное русло.

Зато не очень разнообразны боссы. Не считая нескольких сюжетных, в основном приходится сражаться с одними и теми же командирами отрядов Нефариуса, здоровенными пиратскими роботами и местными динозаврами. Сами бои динамичные и яркие, с кучей взрывов и спецэффектов, но в первой половине игры их не так уж и много. Ближе к концу, когда игрок уже достаточно умел и прокачен, разработчики выпускают просто толпы врагов, устраивающих на экране настоящую феерию. Здесь стоит отметить, что даже в предрелизной версии фреймрейт не проседает никогда.

Несмотря на то, что я сторонник «кинематографических» 30 кадров в секунду в большинстве игр от третьего лица, вынужден признать — Ratchet & Clank: Rift Apart 60 fps делают только лучше. Мультфильм же нельзя испортить еще большей «мультяшностью», верно?

Помимо альтернативных версий персонажей, игру продвигали с упоминанием разломов между мирами. Это то средство, которое было призвано продемонстрировать всю мощь нового SSD. Есть порталы, которые нужны чтобы во время боя быстро перемещаться по арене. Функционально они не отличаются от балок, к которым можно притянуться энергетическим лассо, но ощущения от перемещения совершенно иные. Разработчики рассказывали, что для разрывов рендерят одновременно две сцены, и в момент перемещения накладывают одну на другую.  В принципе, это и есть самая значимая особенность игры: благодаря фишкам и мощностям японской консоли нового поколения Ratchet & Clank: Rift Apart дает прочувствовать привычные вещи немного по-другому.

Модель Рэтчета из катсцены в Rift Apart и в Ratchet & Clank (2016)

Геймпад дополняет ощущения от рывка и ракетных ботинок: каждый толчок при разгоне ощущается через вибрацию и сопротивление курка. SSD теперь тоже нужен не только для того, чтобы избавиться от загрузок (а их, конечно, и в помине нет). Вы можете влететь в разлом на ракетных ботинках в портал, который приведет вас в карманное измерение или другой конец уровня — никаких признаков подгрузок не будет. Разработчики смогли избавиться даже от тормозов при перемещении между мирами, которые были в дебютном геймплейном ролике!

Разумеется, нельзя пройти мимо поразительного качества графики. Создается ощущение, что Insomniac просто позволила себе все технические излишества, которые только пришли в головы разработчикам. Это касается что использования SSD в качестве RAM, что Кланка, который постоянно отражает окружающий мир с помощью рейтрейсинга — пришлось даже сделать текстуру его металла более матовой, чтобы это смотрелось реалистично. Причем, благодаря особенностям работы с текстурами, размер игры удалось сделать довольно скромным: на диске будет занято порядка трех-четырех десятков гигабайт.

Запредельное качество моделей мы уже видели в Miles Morales, а Rift Apart поражает объемностью освещения, дальностью прорисовки и качеством эффектов. Мы попали в интересную ситуацию: сиквелы игр с PS4 на PS5 теперь будут выглядеть так, как мы запомнили оригиналы, хотя на самом деле между ними качественная пропасть, что видно при детальном сравнении. Окончательно добивает анимация — именно плавные, отчетливые и адаптивные движения окончательно меняют ощущения от персонажа и показываю разницу между ремейком с PS4 и некстгеном.

Нельзя обойти стороной и звук. В самом начале Рэтчет ищет в оживленном городе ночной клуб, ориентируясь только на еле слышимую музыку. Благодаря точному позиционированию даже в самых простых наушниках-затычках это сделать легче легкого, но сам факт поражает:  ориентирование по звуку еще не было настолько точным и возможным без 7.1 геймерской гарнитуры.

Русская озвучка выполнена в стиле дубляжа «больших» мультфильмов, которые показывают в кинотеатрах — оригинал звучит более сдержанно. С одной стороны это усиливает ощущение просмотра ленты Disney или Dreamworks, а с другой — перевод потерял пару (и без того немногочисленных) шуток, к тому же Ривет в оригинале говорит голосом женской версии коммандера Шепарда (Дженнифер Хэйл).

Ratchet & Clank: «Сквозь Миры» (официальное русское название) была бы просто еще одним хорошим платформером от Sony по сниженной цене со старта (Ratchet & Clank 2016 года на выходе стоила 40 долларов), но так случилось, что игре выпала честь показать всем «настоящий некстген». Грань в графике между поколениями размылась, но не дайте себя обмануть: она все еще огромна, особенно с учетом того, что новинка во всех режимах работает в 4К (на старте будет вариант и с 60 к/с). Игрокам, незаинтересованным в серии, придется особенно тяжело. Да, это продукт на острие технологий, с лучшей графикой на данный момент и один из немногих настоящих некстген-проектов. Но это еще и короткий платформер за пять с половиной тысяч рублей. 

Ценовая политика Sony не в первый раз вызывает вопросы, но если подойти к игре формально, то подкопаться до чего-то еще не получится. Геймплей увлечет и детей, и взрослых, и даже бывалые геймеры найдут чему порадоваться; сюжет ко второй половине раскручивается, появляется хороший юмор; технически игра поражает, это самый настоящий взгляд в будущее. Тем, кто решит не трогать фурри-приключения сейчас, остается только радоваться тому, что ждет нас в грядущих проектах — похоже, потенциал у нового поколения действительно огромный.

Комментарии (13)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
я так понял по геймплею то же самое что и первая?
Gxpx
6 дней назад
Ну хоть кто-то не облизал с ног до головы эту пустышку.
Denkinst
6 дней назад
что то на скриншотах и близко нет некстгена. и судя по тексту и игра фуфло. Неужели так сложно было сделать двух героев действительно разными , со своими особенностями. Почему разработчики должны пояснять , что один герой это женская версия другого, то есть в игре это не обьясняется. Пишете что сюжет короткий, но при этом скомканый , да еще умудряется провисать.. Все какой то халтурой отдает. Но не подлизать сонивскому экслюзиву вы конечно не могли.
игра - хороший платформер с крутой графикой, но канеш дело в подлизывании сонивскому эксклюзиву лол. Единственная проблема - космоценник
Джексон 
4 дня назад
Обычный платформер на раз.
Сюжет в играх иногда просто служит функциональной прокладкой для мотивации действия игрока и персонажа. Это как рельсы, их функция - сделать возможным передвижение поезда из точки А в точку Б. Условно, если рельсы ржавые - это плохо, если они хромированные - круто. Здесь они... Ну, самые обычные такие рельсы.
Дайте, пожалуйста, список требований к некстген-скриншотам, мы передадим Insomniac, может, хотя бы к следующему Человеку-Пауку исправятся. Про подлизывание эксклюзивам - мне игра зашла средне, но я просто не мог не отметить поразительный уровень графики и бодрую вторую половину. Оценки остальной прессы, что нашей, что зарубежной, мне тоже не очень понятны.
Speed Demon
6 дней назад
Скриншоты не передают всех прелестей, увы.
Консоль делает их в честном 4К, но скотски жмет. Впрочем, на Youtube все еще хуже
I.komarov GURU team
6 дней назад
Так вот он какой - некстген =)
Demonizer 
7 дней назад
у прошлой части тоже графен шикарный был
Baego GURU team
6 дней назад
Все познается в сравнении - освещение и реалистичные материалы сильно все меняют
Комментарии на сайте