«Play,
Create, Share» («играй, твори, делись
придуманным») - под этим лаконичным и звучным девизом три года назад состоялась
премьера игры LittleBigPlanet
- эксклюзивного PS3-платформера,
воплотившего в жизнь концепцию Game
3.0 (когда играющий не просто играет, но сам принимает активное участие в
создании игры: делает собственных персонажей, выдумывает уровни и обменивается
ими с членами комьюнити, общается). Этот подход к созданию видеоигр получил
развитие, пусть пока и не очень большое: недавно британцы из Media Molecule
анонсировали сиквел, LittleBigPlanet
2, в котором обещают ещё больше возможностей самореализации («вы сможете
создавать не просто уровни, но целые игры!»), а в конце мая на прилавках
магазинов появилась игра ModNation Racers
от канадской United Front Games. И снова акцент на творчестве самих игроманов,
снова PS3-эксклюзив,
снова слитное написание названия. И снова высший класс, только теперь в жанре kart racing, то есть гонок на
картах.
Игра встречает нас оригинальным главным меню: круглая
площадь с постаментом посередине, по бокам - домики с режимами игры: быстрая
гонка, карьера, сетевая игра, редактор трасс и автомобилей, красочные щиты,
рекламирующие новинки мира ModNation
и пьедесталы с выставленными на показ самыми популярные гонщиками и картами. По
площади можно свободно кататься, нарезать круги вокруг постамента и
использовать его в качестве трамплина, тренировать прыжки и дрифт, а если
консоль подключена к сети, то здесь же можно встретиться с друзьями и договориться
о совместной гонке: очень удобно. Но начинать знакомство с игрой стоит всё-таки
не с сетевых баталий, а с карьеры: тут познакомят с основами гонок, посвятят в
тонкости управления, развлекут сюжетом. Это удивительно и даже немного странно,
но в ModNation есть
история - смешная и ненавязчивая, она именно такая, какая нужна этой игре.
Начало и конец каждого из двух десятков сюжетных заездов
сопровождается заставками на движке игры - коротенькими юмористическими
сценками из жизни начинающего, но очень амбициозного гонщика Тэга и его друзей.
В диалогах герой неизменно безмолвствует: за него говорит его мимика. «Всё
написано на лице» - это про персонажей игры. Забавны его перепалки с
соперниками: то пригрозят друг другу жестами, то ногу отдавят, то рожицы
скорчат - как дети, честное слово. Потому и задания в сюжетных гонках - не
только финишировать первым, но и, скажем, насолить особо злостному оппоненту.
Способов множество: можно пульнуть самонаводящейся ракетой, ударить молнией,
столкнуть в пропасть - каждый, кто когда-нибудь играл в Mario Kart или любой другой
картинг, быстро освоится с местными «стрелялками». По трассам щедрой рукой
разбросаны капсулы с «пауэр-апами» - проехав через такую, получаешь в
распоряжение бонус - «стрелялку» или ускорение. Если собрать ещё одну или две
капсулы, то мощность «пауэр-апа» увеличивается: если это «стрелялка», то она
становится масштабнее и разрушительнее, если ускорение, то оно делается
суперускорением, что логично.
Возможность апгрейдить оружие - не единственное отличие
игровой механики ModNation
от мариокартовской. Например, энергия турбо (или, как она тут называется -
энергия форсажа) здесь зарабатывается не только дрифтом и трюками в воздухе, но
также пополняется во время драфта (это когда неотступно следуешь за соперником,
держась у него на хвосте) и даётся за атаку вражьих картов. Расходуется турбо,
понятное дело, на ускорение, но не только на него: впервые за всю историю жанра
картингов у играющего появилась возможность обороняться: нажатие кнопки «круг»
вызывает щит, который (при должном запасе энергии) способен защитить от
неприятельских снарядов. Такое нововведение расширяет простор для тактических
манёвров и делает исход гонки меньше зависящим от везения и больше - от
мастерства.
Чего ещё так не хватало в Mario Kart, и что есть в ModNation, так это - возможность таранить соперников. За это
действие отвечает правый аналоговый стик: накопил турбо, нагнал оппонента,
поравнялся с ним и тут, бац! - вынес его с трассы куда-то к чёрту на кулички.
Поэтому за линейкой энергии необходимо внимательно следить: дрифтовать,
драфтовать и всячески её пополнять, стараясь не расходовать до конца. Впрочем,
расклад позиций всё равно может в любой момент измениться - на трассах полным-полно
всевозможных ловушек, пропастей и обрывов. Упасть в один из них или быть
подбитым «пауэр-апом» - проще простого, и с первого места легко оказаться на
последнем. Игре далеко до идеальной сбалансированности: атаки на высоких
уровнях слишком сильны, щит спасает далеко не всегда и быстро заканчивается, а
от везения по-прежнему зависит слишком многое. Но таков жанр, таковы его
правила и условности. Картинг-гонки - это не реалистичный симулятор, а весёлая
аркада, в которой у каждого должны быть шансы на победу. И с этой точки зрения ModNation Racers - игра почти
идеальная.
Но ведь это не только игра, а ещё и инструмент
самовыражения. Местный редактор осваивается за несколько минут, позволяя быстро
и без особых хлопот создавать интересные трассы, красивые автомобильчики и
прикольных персонажей. Свои творения можно выложить в сеть, где их оценят
другие пользователи. Лучшее попадает на первые страницы рейтингов. Среди лидеров
хит-парада - очаровательные и до уморительности точные копии Человека-Паука,
Роршаха из Watchmen и
Снейка из Metal Gear Solid - не скачать невозможно. Их сделали сами пользователи,
которым не страшны копирайты. Можно попробовать перенести в игру героя любимого
фильма (в надежде на то на то, что правообладатели не затаскают United Front Games по судам), сделать ему
уникальную, не похожую ни на одну другую, машинку, придумать безумную трассу. И
наматывать круги в своё удовольствие!
Игр жанра картинг - много, но по-настоящему хорошие игры можно
пересчитать по пальцам , а добившихся всемирной известности и продавшихся
миллионными тиражами - ещё меньше. Бессменным лидером в этой сфере уже давно
является Mario Kart,
и понятно почему: раскрученная торговая марка, доведённая за два десятилетия
почти до совершенства, игровая механика, всеми любимые и знакомые с детства
персонажи. Но ModNation Racers,
похоже, сумеет составить монарху конкуренцию в его королевстве. Объединив в
одной игре лучшее от Mario Kart
и LittleBigPlanet, United Front Games удалось внять духу
времени и поймать тренд: поступательное и мощное, быть может, неотвратимое
движение видеоигр в сторону всё большей казуализации, социализации и
кастомизации. За этими сложными терминами на самом деле прячется простейшая,
даже элементарнейшая игра, которую с лёгкостью освоит и семилетний ребёнок. Это
не просто «ещё один картинг с HD-графикой»
- это явление нового времени: смесь социальной сети и видеоигры - сочетание,
способное увлечь очень и очень надолго.
