Metro 2033
- амбициозный шутер по одноименному роману Дмитрия Глуховского, имел счастье появиться на свет в очень
комфортных, для
постоветской игры, условиях.
Даже если отмести в сторону все эти индустриальные формальности про крупного
западного издателя THQ, подвернувшегося украинской 4A Games в
нужное время и общий жанровый опыт девелоперов (костяк команды составляют
выходцы из GSC - авторы
S.T.A.L.K.E.R.), остаток все равно получается завидный. Во-первых, книга про постапокалипсис, оккупацию людей в
московском метро и психологические тяжбы выживших, вкупе с богатой фауной, включающей в себя
гигантских плотоядных крыс - сама по себе гигантское подспорье для
качественного душевного запева со стрельбой. Ради справедливости стоит заметить, что несмотря на все
атрибуты типичного русского «гитарно-водочного» шутера, многие выбранному разработчиками жанру
неподдельно удивились: «подземка с широкими тоннелям, интригующие вылазки на воздух, войны группировок, торговля, социум в ограниченных условиях...да это
же плотный материал для классической RPG!», -
было рядовой репликой таких людей. Тем не менее, фраза PR-представителя проекта на нынешнем
«Игромире» недвусмысленно утвердила: «Мы делаем линейный, насыщенный
боевик по лекалам известных жанровых представителей и ничего кроме».
По большей части, именно эта цитата лучше всего характеризует Metro 2033 в его финальной версии с
минимальными лирическими отступлениями. Артем, главный герой,
смелым самаритянином носится по станциям проржавевшего темного царства
вставших электричек и раздробленных шпал, вступает в прямолинейные диалоги, услужливо вертит вентили и дергает
рычаги перед иными попутчиками,
поражает крупной очередью плоды, без сомнения, прекрасной
фантазии господина Глуховского,
но главное - постоянно жаждет спасения остатков людского рода в рамках
своей благородной миссии. Если конкретнее: все вертится вокруг особого вида
монстров под названием Черные,
которые, в
подражание всем злодеям психологических триллеров наносят вред внутренней, а не внешней оболочке человека. Сохранить душевное здоровье
населения - вот основная задача Артема.
Над сюжетом поработали основательно. История, как и в книге, подается от лица самого
протагониста и также умело закручена. Многие скажут, что особых похвал сценаристы проекта
не заслужили, аргументируя
мнение фразой: «Много ли ума надо, чтобы стянуть сюжет у популярного автора?» Конечно, отчасти они будут правы, но украинцам надо отдать
должное - не многие умеют так заботливо и кропотливо работать с первоисточником!
Некоторая часть геймплея подается через воспоминания, некоторая - в реальном
времени. Так или иначе, но
первое что бросается в глаза - неожиданно глубокая проработка окружения и
вообще, приятное
внимание к деталям. До сих пор,
в среде отечественных разработчиков отчего-то считалось, что насытить действие - значит либо
навалить в бессвязную кучу массу безвкусного интерьерного хлама, либо исписать сотню листов
первостепенным сценарным бредом,
который, впрочем, все равно будет отдан на
откуп блестящим от бэмп-мапинга куклам. 4A Games же, подошли
к делу со всей ответственностью каких-нибудь Monolith: каждая печатная машинка, каждый ящик, каждое ружье, каждая настольная лампа располагаются
на лучшем для них месте.
C постановкой
дела обстоят еще лучше: cut-сцены
шикарны, а режиссура, если и не вызывает
культурной «кодзимовской» эйфории, то как минимум впечатляет. Первое же поднятие из душных
коридоров на просторную площадку производит неизгладимый эффект. Вроде бы еще
минуту назад вы, на
пару с трафаретным русским мужиком Мельником крались через залитый красноватым
светом тамбур, собирая
патроны и цепляясь за лестницу,
а вот уже на вас валит частый снежок, через секунду летит дикая помесь гаргульи с летучей мышью, а еще через секунду несутся
странные наземные существа. Внезапно камера отрывается, взмывает чуть выше уровня глаз героя и
выхватывает удивительный кадр,
где тот самый «птеродактиль», размером со среднюю собаку хватает когтями многотонный
автомобиль и бросает его где-то неподалеку.
Этот ощущение,
сродни чувству первой вылазки из убежища в Fallout, - прекрасно, но оно же и обманчиво. После подобных вышеописанному моментов начинает казаться, что вся игра в дальнейшем
будет строиться на удивительных контрастах, однако по ходу прохождения все отчетливее понимаешь что это не так. Все охотнее геймдизайнеры
бросают нас в узкие помещения,
заставляя ориентироваться по компасу и прислушиваться к таинственному
шороху вон в той решетке, откуда, скорее всего никто и не вылезет
- ждите гостя в следующий, более
неожиданный раз! Забыли упомянуть: c саспенсом разработчики играют отменно.
Вообще, в
свои «замкнутые» моменты Metro
2033 напоминает не столько даже прогулки в закрытых помещениях
«Сталкера», cколько
брожение по кораблю в годовалой давности «Анабиозе»: те же постоянные нервы, флэшбеки, любование мрачным окружением и
наслаждение густой атмосферой,
а также схематичное взаимодействие с некоторыми активными объектами
вроде клапанов. Правда,
если в проекте Action Forms исследование
судна в поисках живых душ было делом гиблым, то в «Метро» остатки человечества все же встречаются. Живут
люди в неуютных бараках, что
видимо совсем не подрывает их искреннюю любовь к жизни. Мужчины обсуждают
детали нынешнего положения и иногда смеются, девушки хихикают,
дети играют. Торговцы угрюмо ждут свою копейку; у них, кстати, можно разжиться броней либо новым
оружием.
Конечно, не
все так хорошо - как и в любой критической ситуации, место нашлось и для жестоких бандюг.
Они, как правило, держатся группами и шастают
повсеместно. Как и в пресловутом «Сталкере» на борьбу с преступностью
приходится тратить чуть ли не больше сил, чем на сражения с мутантами: в силу довольно неплохого, хоть и не выдающегося ИИ
они очень коварны и явно закончили если не ВУЗ, то ПТУ как минимум. Убивают в два
счета - стоит только
выглянуть из-за укромной стенки. Здоровье, кстати, восстанавливается
автоматически, но очень
уж медленно. Избалованный Modern
Warfare геймер наверняка первое время будет злоупотреблять выданными медпаками, пока не выработает
собственную тактику.
Да-да, несмотря
на простой, местами
примитивный и скучный (оружие почти не ощущается, баллистика отсутствует как класс, враги
плохо реагируют на выстрелы) шутер, Metro 2033 все же позволяет
ощутить себя умным и расчетливым борцом за торжество народа. К примеру, здесь очень интересно
предаваться старейшему жанровому развлечению - перестрелкам в темноте со
включенным найтвиженом. Выглядит это так: мы, оснащенные вышеуказанным прибором, вбегаем в оккупированную комнату, подвергаемся
кратковременному свинцовому насилию и мигом, не доводя дело до собственной смерти, выбиваем все лампочки. Дальше - дело
техники. Противники перешептываются и бродят по окружающему пространству, выдают забавные и несмелые
очереди в пустоту, пока
неведомый враг методично вышибает им мозги из дробовика.
Ну и конечно,
аплодисментов заслуживают постановочные сценки - неизменный атрибут
рельсового шутера. Появление монстров в кадре тут вызывает очень живые эмоции, до сих имевшие место разве
что в Silent Hill или FEAR: превосходные звуковые
эффекты, кинематографичные
ракурсы, оригинальный
вид самих существ, в
конце концов! Закрепляет все превосходный уровень графического исполнения, c которым до последнего не
было все ясно: одни трейлеры поражали спецэффектами и красивыми моделями, другие - отпугивали мутными
текстурами. Выяснилось, что
Metro 2033 это тот
редкий случай, когда
оптимисты оказались правы. На консолях проект выглядит не хуже последних частей
Call of Duty, на ПК - почти также, разве что комплект дополняется
поддержкой беспрецедентного DX11.
Metro 2033 - очень атмосферный, местами неровный, качественный блокбастер с
не совсем идеальной стрельбой, по прекрасному литературному произведению, который неукоснительно
следует заветам первоисточника и именно поэтому способен порадовать
увлекательной и завораживающей историей.