Игры в раннем доступе — вещь крайне неоднозначная. С одной стороны, подобный подход к разработке позволяет на самых ранних этапах привлекать игровое сообщество к созданию проекта, изменять его, сообразно пожеланиям действительно заинтересованных пользователей. А с другой — нередко ранний доступ затягивается на неприличное время, нововведения появляются в век по чайной ложке, и проект навсегда остается в незавершенном состоянии, погребенный под горой амбиций разработчиков и разномастных «хотелок» игроков. Дабы не напоминать об этом через каждые пять слов, пишем сразу же: успех новой Master of Orion целиком и полностью будет зависеть от того, смогут ли Wargaming и аргентинский разработчик NGD Studios за время нахождения своего детища в раннем доступе адаптировать его под запросы и ожидания пользователей, а также основательно переделать некоторые геймплейные аспекты. Пока же — это такая заготовка для игры, из которой непонятно, что получится.
Начнем, пожалуй, с хорошего: уже сейчас игра приятно выглядит и неплохо звучит. Именно приятно — особой высокотехнологичностью Master of Orion похвастать не может, но все объекты и интерфейс в ней качественно прорисованы и не вызывают каких-либо нареканий. А представители игровых рас вообще смотрятся просто замечательно, идеально сочетая в своем облике «мультяшность» с долей реализма. Лидер Саккра, правда, излишне потешно ерзает на своем троне, но это мы уже придираемся. Хорошо обстоят дела и в техническом плане: каких-либо критических ошибок обнаружить не удалось, Master of Orion не «тормозит» и у нее вполне гуманные системные требования.
Что же касается озвучания, то голоса актеров удачно вписываются в образ персонажей как в отечественной версии игры, так в ее англоязычном варианте. Только вот почему-то на текущий момент нельзя выбрать вариант с английской озвучкой и русскими субтитрами: хотите слушать Марка Хэмилла и других знаменитостей — миритесь с нелокализованным интерфейсом. Но это уж точно примета ранней версии. Как и, надеемся, скудный словарный запас дикторов галактических новостей и помощников игрока. Новостные сводки выглядят уж слишком топорно и неестественно даже с учетом механической природы ведущих, а советника, при изучении каждой новой технологии заявляющего «наши ученые совершили научный прорыв», через пару часов игры очень хочется выбросить в открытый космос, предварительно избив учебником литературы.
Кстати, о технологиях: древо их развития как под копирку взято из Civilization 5, только с поправкой на космические реалии. Это, в общем-то, совсем неплохо, но вариативность при таком подходе крайне низка, и направить подопечную расу по какому-то уникальному пути не получится. В Civilization 5 такое положение вещей было оправдано «историчностью», но от проекта про космос хочется чего-то большего. Благо, исследования технологий достаточно спорно проводятся с самого начала игры даже у не богатых умом космических мишек Булрати, поэтому в сражениях с компьютерными оппонентами можно просто выбрать какую-нибудь отдаленную технологию в приглянувшейся ветке и забыть об исследованиях и занудных комментариях советника.
А вот ИИ-противники в Master of Orion, к сожалению, пока совершенно непредсказуемы. Не в том смысле, что они коварны и способны к неожиданным маневрам — их действия просто не подчиняются бытовой логике. Вторглись во владения каких-нибудь Саккра? Они объявят вам войну, пресекут попытки хозяйничать в своих владениях... и будут терпеливо ждать, пока вы сколотите собственный флот и начнете громить их колонии. И никаких попыток проявить инициативу. Разгромили весь военный флот Булрати и разнесли половину подконтрольных им колоний? Они ни за что не согласятся на не обремененное условиями перемирие, а будут требовать с вас космических размеров контрибуцию и пару звездных систем в придачу.
И это в том случае, если вы любите активную экспансию и сами ввязываетесь в войны. Если же к конфликтам жажды не питать, две третьих матча другие расы просто не будут обращать на вас внимание, устраивая возню промеж собой, а потом одна из них истребит все остальные под корень и начнет войнушку с вами. И никакими средствами, фаталистам на радость, предотвратить такое развитие событий не получится. Все вышеозначенные проблемы не актуальны, если играть с живыми соперниками, но, согласитесь, это не оправдание.
Вообще, текущая версия Master of Orion страдает от явного недостатка сложности, уровней которой в игре просто нет. Фатально ошибиться в выборе направления исследования технологий или развитии колоний решительно невозможно, разве что вы зададитесь целью специально проиграть. Менеджмент колоний, кстати, довольно рутинен: имея в своем владении больше пары планет, так и хочется включить автоматический режим и не тратить свое драгоценное время. При этом колония обязана что-то строить, нужно вам оно или нет. Построили все доступные здания и вам не нужны корабли? Ну, постойте какой-нибудь кораблик, а потом от него избавьтесь, делов-то.
Есть в Master of Orion и конструктор кораблей, но куцый: на текущий момент пользы от него решительно никакой, разве что очень хочется раскраску своих кораблей поменять. И «Галактический совет» есть, только в нем каждая раса, в лучших традициях «Пиратов Карибского моря», голосует только за себя. В чисто умозрительных условиях можно, конечно, умаслить кого-то настолько, что он отдаст свой голос за вас, или накопить достаточно голосов для поддержания другого кандидата, но в реальности достичь этого практически невозможно, а главное — не слишком-то и нужно.
Если все вышеописанные проблемы легко списываются на детские болезни раннего доступа, то от самой главной, именуемой «Тактическими боями», так просто не отмахнешься. Ладно бы они просто были в реальном времени, а не пошаговыми, как надеялись фанаты первых двух частей серии. Но нет, еще и участие в сражении игрока сведено к минимуму: можно приказать кораблям построиться в боевой строй, использовать какие-нибудь щиты и... и все. Никаких тактических возможностей нет и в помине, вам просто демонстрируют результаты автоматического сражения в форме чахлой космической баталии с невнятными взрывами.
Сейчас Master of Orion выглядит как заготовка для игры: красивые графические материалы и базовый геймплей внушают оптимизм, но этого явно недостаточно. С тактическими боями необходимо что-то делать, сложность и вариативность — повышать. И помощника нужно обучить новым фразам. Или все-таки отправить в открытый космос.