Что связывает игру про человека в обтягивающем черном латексе, у которого в друзьях собака с шестью лапами и ученый с усами как у Мюнхгаузена, и космический боевик, в котором сластолюбец спасает галактику от гигантских механических кальмаров? Правильно (будто вы так сразу угадали, ага) — Кэйси Хадсон. Этот канадец начал свою головокружительную карьеру как технический художник, работавший над MDK 2, а уже затем успел внести свой неоценимый вклад и промелькнуть в титрах таких игр, как Baldur's Gate 2, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Jade Empire и, конечно же, посидеть в кресле исполнительного директора Mass Effect.
Игровая индустрия знает много удивительных серий, некоторые из которых отметили двадцать пятую или даже тридцатую годовщину; черт возьми, есть серии, которые относительно молоды, но они уже успели пережить несколько поколений игровых систем и насчитывают с десяток инсталляций. Тем не менее немногие могут и хотят рассказывать интересные истории, которые не только крепко связывают сразу несколько игр воедино, но и ухитряются оставаться захватывающими, что нынче довольно сложно, учитывая количество сиквелов, приквелов и попурриквелов.
Первая часть задала неплохой тон для всего повествования — в ней были и лихие перестрелки на бластерах, политические интриги, обманы, предательство, интимные страсти с инопланетянами, высадки на разные планеты, поездки на вездеходе, а также вагон и маленькая тележка всяких мелочей, которые заставляли верить в происходящее на экране, жить героями, искренне радоваться их победам и сокрушаться из-за неудач. Ну и, конечно же, утомительно долгие поездки на лифтах, которые скрывали загрузки уровней.
Вторая часть повысила ставки, выведя на сцену энигматичных коллекционеров, опустошающих человеческие колонии и явно замышляющих что-то недоброе. Чем больше игрок узнавал о своих врагах и их мотивах, тем больше у него возникало вопросов и тем сильней был удар от неожиданной и пугающей развязки.
Но именно Mass Effect 3 возвела все в абсолют, повысив ставки до небывалых высот и поставив на кон жизнь целой вселенной. Многие считают, что третья часть получилась несколько скомканной, принятые на протяжении всей трилогии решения Шепарда не нашли должного отклика, а концовка так и вообще получилась ужасной. С последним трудно спорить, особенно учитывая тот факт, что в BioWare, боясь испепеляющего гнева сотен тысяч фанатов, были вынуждены её малость расширить. Но с другой стороны, третья часть стала достойным завершением трилогии, заставляющей игрока принять немало сложных и эмоциональных решений, стать свидетелем многих шокирующих событий и сыграть решающую роль в судьбе целой галактики. Игрок посредством Шепарда становится частью всего этого, разделив с ним немалый груз ответственности.
Но Mass Effect запомнилась не только миром, героями и их удивительными историями, но и игровым процессом. Бравый солдафон, топящий врагов в плазме и способный с ухмылкой стоять под шквальным вражеским огнем; инженер, который играючи взламывает вражеские системы и полагается на автоматические турели для защиты собственной задницы; или адепт, способный разрывать своих врагов в клочья мощными биотическими способностями — игрок сам решал, кем быть Шепарду.
Вселенную спасать всяко веселей в команде, поэтому Шепард всюду таскал с собой разношерстных (в буквальном смысле) товарищей, каждый из которых обладал не только набором уникальных способностей и умений, но имел свою собственную мотивацию и любил почесать языком с главным героем на различные темы. Ближе к концу игры таких болтливых вояк набиралось достаточно, чтобы организовать свой оркестр, а с некоторыми можно было даже предаваться любовным утехам.
Любовные утехи для многих фанатов (для автора этих строк так точно) вообще стали визитной карточкой серии — герои ведь не обязаны спасать вселенную 24/7, должно быть и личное время для отдыха. Успокаивать нервы и готовить главного героя к опасному сражению всегда приходили те члены команды, с которыми Шепард на протяжении всей игры пытался устраивать теплые, больше чем дружеские взаимоотношения — вел задушевные разговоры, поддерживал советом и всячески давал понять, что они ему небезразличны.
Но наш бравый капитан не только сластолюбец, он ещё бывалый искатель приключений, исколесивший (пролетевший?) всю галактику вдоль и поперек, причем не один раз. Жажда новых познаний и открытий неоднократно приводили капитана к давно заброшенным колониям, болтающимся в пустоте космоса автономным лабораториям и комплексам, из которых герой часто драпал на всех парах, подгоняемый лазерными импульсами и биотическими взрывами их недружелюбных обитателей.
Что примечательно, часто в такие передряги бравого капитана втягивала не его любознательность, а верные товарищи по команде, которые по тем или иным причинам искали повода потеребить воспоминания о своем прошлом или просили Шепарда помочь им зарыть своих скелетов в шкафу. Хотя выслушивать их стоны о трудном прошлом и вытирать им сопли было вовсе необязательно, подобные дополнительные задания всегда помогали больше сблизиться с командой и узнать больше о вселенной самой игры, так как некоторые задания были напрямую связаны с врагами Шепарда и могли помочь ему заполучить новых союзников.
Война галактических масштабов и боевая подготовка
На протяжении всей основной трилогии капитан Шепард неустанно обучался новым приемам и тактикам ведения боевых действий. Оно и понятно, ведь уровень угрозы с каждой инсталляцией в серии нарастал по экспоненте, на сцену выводились все большие толпы все более опасных врагов, а ставкой были уже не жизни нескольких сотен колонистов и помпезных обитателей нескольких планет.
Если в оригинальной Mass Effect стычки были какими-то вялыми и протекали так, будто пожилая пара пенсионеров, которым за 70, играет в твистер, то уже к третьей части все стало куда более динамичным и напряженным, а некоторые конфронтации с врагами начали напоминать толкучку в супермаркете в «Черную пятницу», особенно в многопользовательском кооперативе (но об этом позже).
Враги тоже стали куда разнообразней. Если в первой части игрок в основном имел дело с легкой пехотой и изредка с крепышами, закованными в толстенную броню, то в Mass Effect 3 появились настоящие летающие и шагающие колоссы. Схватки с разными типами врагов всегда протекали по различному сценарию: кто-то предпочитал держать дистанцию и поливать Шепарда плазмой из-за надежных укрытий, другие лезли на рожон с дробовиками наперевес, третьи представляли из себя настоящие боевые платформы на крепких ногах, которые могли похвастаться не только впечатляющей огневой мощью, но и усиливали товарищей, заставляя их вести себя более слаженно, эффективно и временами даже дерзко.
К третьей части в BioWare решили продлить знакомство с игрой на неопределенное время, добавив кооперативный режим, в котором команда игроков должна противостоять постоянно усиливающимся волнам различных врагов, начиная с солдат Цербера и заканчивая техно-органическими гротесками Жнецов. Если откинуть в сторону прикрученную по заказу EA платную лотерею с сундучками, то разработчики смогли сделать действительно интересный кооператив, поощряющий только слаженную командную работу, оставляя хвастунов и одиночек валяться в пыли с продырявленной головой и со жгучей болью чуть ниже копчика.
Вселенная игры
В BioWare смогли создать действительно огромную и интересную вселенную, полную загадок и неразгаданных тайн, а затем заселить её многими, совершенно непохожими друг на друга расами, каждая из которых занимает определенную нишу в обществе. Кто-то предпочитает честно зарабатывать на хлеб с маслом бартером или торговлей, другие подаются в чиновники и бюрократы, третьи становятся быдлом и наёмниками. Есть и более интересные личности, которые перебиваются случайной работенкой, а в свободное время помогают плести заговоры или просто праздно шатаются без дела, пока не наткнутся на Шепарда.
Но качества разных видов не заканчиваются на манерах поведения и характерах. Дизайнеры хорошо потрудились и над внешним видом представителей различных планет. Кто-то не вышел ростом и вынужден все время ходить в вакуумном скафандре, чтобы привычное для многих давление не разорвало его тушу в клочья, другие похожи на костлявые гибриды гигантских крыс и рептилий. Внешний вид часто передает и натуру: так здоровяки кроганы любят хамить и бахвалиться, но на поле боя они незаменимы; азари отличаются свой убийственной красотой и мощными биотическими способностями.
Что в итоге?
Трилогия Mass Effect смогла оставить в индустрии свой след. Её вряд ли забудут в ближайшее время, если забудут вообще. Andromeda была лишь вопросом времени, ведь многие не хотели прощаться с уже полюбившимися героями, но учитывая то, на какой ноте закончилась Mass Effect 3, BioWare пришлось поступить по хитрому и смастерить совершенно новую историю с новыми героями и даже новой галактикой.
Из того, что мы успели увидеть в Andromeda, можем смело заявить: новая серия обещает быть не менее интересной, чем оригинальная. Разве что пока до конца не ясен масштаб разворачивающихся событий и нет пилота-мужеложца, но в остальном эта та же, горячо любимая многими Mass Effect.