За несколько десятилетий существования игровой индустрии разработчики успели произвести на свет великое множество знаковых серий. И, конечно же, уместить их все в одном материале — значит, превратить лаконичную статью в аналог диплома, а то и целой диссертации. Поэтому мы решили наполнить данную десятку лишь теми сериями, что остаются на плаву или, по крайней мере, в последний раз заявляли о себе относительно недавно.
Uncharted
Как поговаривал Нейтан Дрейк, бессменный протагонист серии — великое начинается с малого. И первая часть Uncharted, вышедшая в 2007 году, запомнилась всем как просто отличная игра без претензии на что-либо гениальное. Боевка, подсмотренная у Gears of War и акробатика, сильно упрощенная по сравнению с Tomb Raider. Казалось бы, ничего необычного. Но за плечами у Drake’s Fortune были еще два важных достоинства. Во-первых, прекрасная графика, наконец-то выставившая возможности PS3 в лучшем свете. Во-вторых, великолепный сюжет в лучших традициях «Индианы Джонса». С колоритными персонажами и изрядной долей юмора. В общем, все, как полагается. Однако вышедший спустя всего 2 года сиквел настолько поднял планку всего и вся, что буквально взорвал индустрию, установив новые стандарты постановки и технического исполнения. Увы, в Uncharted 4: A Thief’s End Дрейк ушел на покой (в смысле, оставил приключения в прошлом), хотя и концовка содержала в себе несколько заделов для возможных продолжений. Будем надеяться, что Naughty Dog просто прячет козырь в рукаве и не спешит им делиться.
DOOM
Эпохальное детище id Software не было первой игрой в жанре first person shooter, однако именно DOOM удалось грамотно объединить былые наработки и вывести все это на новый уровень. В результате на шутер равнялись еще очень долго, а в 2005-м студия переизобрела серию, добавив хоррор-элементы. Данное решение разделило фанатов на два лагеря, хотя и не помешало DOOM 3 стать хитом продаж. А в 2016-м серия вернулась к истокам и стала антиподом современным представителям жанра, в массе своей заставляющих геймера подолгу сидеть в укрытиях. Новый DOOM заставлял постоянно находиться в движении, поскольку враги материализовались буквально перед носом или пускались в погоню за Думгаем. А в последней на данный момент части с подзаголовком Eternal, вышедшей в 2020-м, акцент был смещен в сторону платформинга, благодаря чему динамика боев стала еще более безумной. Жаль, что нелепый скандал оставил серию без тяжелого рока в исполнении Мика Гордона, ставшего визитной карточкой последних частей.
Metal Gear Solid
Можно по-разному относиться к Хидео Кодзиме как к человеку, но чего у него не отнять, так это геймдизайнерского таланта. Оригинальная Metal Gear фактически сформировала новый жанр — стелс-экшен, где необходимо втихаря убивать врагов. Занятно, что к такому решению Кодзима пришел из-за технических ограничений тогдашних игровых платформ. И, конечно же, страсть к часам кат-сцен и философии тоже пришла гораздо позже — с выходом Metal Gear Solid, когда графика в играх хоть сколько-нибудь стала походить на реальные кадры. Для того чтобы даже вкратце рассказать о том, до каких масштабов в итоге разросся лор серии, потребуется отдельный материал. Поэтому скажем для тех, кто не в теме — тяга к графомании и спорным сюжетным ходам как раз и привела к появлению мема про «гения Кодзиму».
Resident Evil
Самая долгоиграющая и узнаваемая серия хорроров, начавшая свой путь в 1996 году. Возможно, многие удивятся тому, что изначально Resident Evil задумывалась в качестве ремейка малоизвестного японского ужастика Sweet Home, вышедшего на Famicom еще в 1989-м. Позже геймдизайнер Синдзи Миками обратил свое внимание на Alone In The Dark и решил в корне пересмотреть концепцию. А точнее — сдуть почти что под копирку. Получилось, конечно, не очень красиво по отношению к французам, ведь их детище тихо стухло к концу 90-х, а все дальнейшие попытки вернуть серию к жизни успехом не увенчались. Зато первая часть Resident Evil, пребывавшая в двух шагах от плагиата, стала хитом и породила целую франшизу. Последняя номерная часть серии вышла всего месяц назад, обзор которой от выпускающего редактора Александра Никитенко доступен по ссылке.
Grand Theft Auto
Несмотря на новаторскую концепцию и казавшуюся в далеких 90-х безграничную свободу действий, мало кто мог представить, что экшен про бандита с видом сверху и простенькой графикой станет одной из самых популярных и влиятельных игровых серий. Уже третья часть GTA, вышедшая в 2001-м, перевернула индустрию с ног на голову, а пятая и вовсе стала одной из самых продаваемых игр всех времен, уступив лишь «Тетрису» и Minecraft. К счастью или сожалению, Rockstar не торопится анонсировать шестую часть, хотя GTA 5 вышла еще в 2013-м и с тех пор получила несколько переизданий для более мощных платформ, нежели Xbox 360 и PS3.
Mortal Kombat
На протяжении двух десятилетий файтинги были уделом японских разработчиков. Несмотря на свою ориентированность на западную аудиторию, Street Fighter, Tekken, Virtua Fighter и иже с ними вышли из-под пера девелоперов из страны Восходящего солнца. Лишь двум американским сериям было по силам тягаться с таким натиском. Правда, Killer Instinct умерла еще во второй половине 90-х, если не считать довольно быстро забытый игроками камбэк из 2013-го. А вот Mortal Kombat все эти годы жила и здравствовала и в какой-то момент даже перехватила лидерство. Рецепт успеха оказался предельно прост — одиночную кампанию превратили в захватывающее интерактивное кино, которая по уровню постановки легко положит на лопатки любую из существующих экранизаций файтингов.
Mass Effect
Творческий тандем геймдизайнера Кейси Хадсона и сценариста Дрю Карпишина громко заявил о себе еще 20 лет назад, когда вышла первая часть Star Wars: Knights of the Old Republic — одного из лучших переложений саги Джорджа Лукаса в формат видеоигры. Прошло всего несколько лет, и парочка решила создать свой аналог «Звездных войн». Конечно, таким масштабом серия Mass Effect похвастаться не может, хоть и со временем она стала целой франшизой, включающей в себя не только игры, но и аниме на пару с комиксами. После того как Хадсон покинул BioWare, а Карпишин посвятил себя созданию новой игры по «Звездным войнам», Mass Effect сразу же плюхнулась в грязь из былых князей. Речь, конечно же, о провальной Andromeda, которая не понравилась ни критикам, ни фанатам. Но право на ошибку дано каждому, поэтому будем надеяться, что в Mass Effect 4 разработчики исправят былые недочеты и смогут удивить так же, как когда-то в 2007-м, когда вышла первая часть.
Silent Hill
В девяностые все так любили сталкивать лбами Resident Evil и Silent Hill, хотя общего у двух серий примерно столько же, сколько и отличий. Да, геймдизайн во многом схож, однако в творении Konami акцент в большей степени смещен в сторону головоломок, иной раз способных вызвать истерику даже у заядлого фаната адвенчур. Ну и, конечно же, сценарий. Silent Hill (по крайней мере, первые три части) отличалась мрачными историями про безумие, поэтому в первую очередь пугала не очередным зомби, притаившимся за углом, а давящей на игрока атмосферой. Особенно это касается Silent Hill 2 — лучшей, по мнению большинства фанатов, части серии. Таким психологизмом и хитросплетенным сценарием в ту пору могли похвастать лишь редкие триллеры — чего уж говорить про индустрию. Жаль, что на серии давно поставили крест, хотя сеть периодически сотрясают слухи о том, что Konami готовит ребут.
Need for Speed
Одна из первых трехмерных гонок и уж точно самая узнаваемая гоночная серия, претерпевшая массу возрождений то в виде стритрейсинга, то серьезного симулятора. Увы, от былого величия, когда тинейджеры хором напевали «Э-рон-дон-дон», не осталось и следа. За последние шесть лет вышло три игры для консолей и PC и ни одну из них нельзя назвать хитом. После того как EA объявила об отключении серверов для старых частей, можно предположить, что Need for Speed потихоньку готовятся проводить на тот свет. Что, конечно же, не есть хорошо — качественных аркадных гонок на рынке и так почти не осталось.
Call of Duty
Как и в случае с Resident Evil, серия Call of Duty началась как откровенный клон другой именитой серии военных шутеров — Medal of Honor. Но по итогу вышло так, что первая принялась завоевывать сердца игроков стахановскими темпами, а «Медаль» стала отходить на второй план. Причина кроется в том, что создатели Call of Duty сделали больший акцент на эффектной постановке и не боялись экспериментировать с сеттингом, отправляя солдат воевать то в будущее, то во времена Второй мировой войны. Со временем название серии и слово «школота» практически стали синонимами. Но кто бы что ни говорил — своей бешеной славой Call of Duty обязана не только востребованностью у юных геймеров, но и великолепным исполнением.