Лучшая стратегия года? Обзор Age of Wonders: Planetfall
Обзоры и превью

Лучшая стратегия года? Обзор Age of Wonders: Planetfall

Age of Wonders: Planetfall — спин-офф одной из старейших серий пошаговых стратегий от Triumph Studios, которая, в свою очередь, была идейным наследником Master of Magic. Обычно, на двадцатилетие такие франшизы делают что-то вроде перезапуска, но «триумфаторы» решили пойти другим путем, радикально, но с присущим почерком сменив сеттинг, сохранив и приумножив свои лучшие идеи.

Многие, кому понравилась Age of Wonders: Planetfall, проводят параллели с серией XCOM — мол, боевая составляющая явно вдохновлялась подобными пошаговыми тактиками. Человеку, незнакомому с историей серии Age of Wonders, действительно так может показаться: тут вам и разные укрытия, и фазы атаки, завязанные на очках действия, и несколько типов орудий/умений у каждого юнита, и даже виртуальный ассистент обращается к игроку знакомым позывным Commander

Однако, это не совсем так, а скорее — не так вовсе. Несмотря на то, что Age of Wonders стратегия в первую очередь глобальная, еще в девяностых первые ее части отличались от прочих наличием куда более комплексных, чем в каких-нибудь «Героях», сражений на тактической карте. Хоть система укрытий появилась лишь в Age of Wonders 3 (2014), когда серия возродилась в 3D, уже в первой Age of Wonders (1999) зарождались характерные механики. Поля битв были геометрически разнообразнее и больше, а также учитывали расположение армий на стратегической карте перед битвой и позволяли сражаться не отрядом на отряд, а сразу всем, кто столкнулся краями гексагонов, причем необязательно всего двум игрокам за раз. Во второй же части на вероятность и точность попадания влияли как непосредственные препятствия, так и относительная высота расположения отрядов. В общем, как для стратегии, так и для тактики — просторы.

Planetfall — это не смесь XCOM с «Цивилизацией», а скорее нечто, похожее по замыслу на Civilization: Beyond Earth, когда на многолетние наработки попытались примерить новый сеттинг. В случае с Age of Wonders, сделать это получилось куда удачнее и, как бы это сказать, по-человечески.

Игрокам предлагается как более ориентированная на сюжет, персонажей и энкаунтеры кампания, состоящая из разных по уровню сложности и выбору расы «планет», так и классические сценарии, где можно играть против ИИ, в онлайне, и, что самое важное, — в режиме hot seat. Главная прелесть игры — она пошаговая, а значит не требует скорости реакций, давая возможность тщательно обмозговать каждый свой шаг, как в бою, так и в глобальных дипломатически-стратегических историях. А для всех, кто с жанром знаком плохо, предусмотрен довольно подробно описывающий основные механики туториал, являющийся по совместительству вступлением к сюжетной кампании.

Sci-fi сеттинг очень ловко лег на наработки Age of Wonders 3: вместо замков — космические колонии, вместо крепостей — форпосты, вместо маунтов — вездеходы, а вместо маны и заклинаний — энергия и операции. Даже расы практически полностью дублируют всем знакомые по фэнтези прототипу: тут вам и люди, и нежить, и дварфы, и роги, и инопланетные жуки (да-да, они встречались в прошлых частях серии то ли в виде DLC, то ли пользовательских модов), и даже оркоподобные друиды-амазонки. Все это очень интересно переплетается, ведь можно не просто иметь героев и города рас, отличающихся от титульной, но и возводить уникальные постройки или получать уникальных юнитов, захватывая новые земли с определенными бонусами или даже торгуя с представителями нейтральных неиграбельных рас, управляемых ИИ. Добавьте сюда возможности прокачки героев в разные билды и снаряжения каждого юнита универсальными модификациями — и получите такую глубину, которой те же «Герои» или «Цива» позавидуют вместе взятые.

Каждый отряд на глобальной карте состоит максимум из шести юнитов, причем совсем необязательно иметь в нем пионервожатого героя. Куда логичнее разделять их по специализациям: вот отряд быстрых летающих разведчиков, вот танки (как в прямом, так и в переносном смысле), а вот тут будут снайперы и поддержка. Юниты, кстати, улучшаются не только обвесом модов, но и сами по себе, зарабатывая в боях опыт и продвигаясь по рангам, получая дополнительные очки и бонусы.

Освоение карты теперь происходит чуть комплексней, чем в предыдущих частях серии, хотя по-прежнему довольно интуитивно и даже более интересно. Если раньше вы по классике получали новые города и земли путем строительства замков/крепостей и/или отвоевывая их у врагов или нейтралов, то теперь вся планета более-менее равномерно покрыта зонами. Колонизация происходит по принципу ромашки: колония (город) — это райцентр. Все зоны, примыкающие к «столичной» при накоплении достаточного количества населения и колонистов в соответствующем городе, могут быть по очереди присоединены. Самое интересное — выбирать, в каком порядке вы будете это делать, ведь у каждой зоны свои уникальные бонусы, диктуемые ландшафтом, нейтральными постройками и наличием разных «природных» факторов, вроде пространственных разломов или ионных бурь.

Этот же набор предопределяет и силу нейтральных отрядов, охраняющих те или иные POI: на кучке ресурсов вы вряд ли встретите серьезное сопротивление, тогда как стратегически важные объекты или крутые артефакты (моды на новый лад) будут хорошо опекаемы. Также, в зависимости от того, как вы ведете себя с нейтралами — уничтожаете ли всех на своем пути, либо пытаетесь договориться за очки дипломатии — меняется и ваша репутация. Причем как у «добряка», так и у «злодея» есть свои бонусы и штрафы (это помимо бонусов и штрафов классовых, которые вы выбираете перед сессией).

Помимо стратегических механик, есть в игре и ролевые составляющие, и это не только уже упомянутая прокачка, но и квесты, которые делятся на два типа. Первый — случайные события, которые генерируются, как правило, под видом поручений от нейтральных фракций, а за выполнение вы не только получаете ценные награды, но и улучшаете отношения с квестгиверами, тогда как при отказе в помощи репутация теряется. Второй — глобальные задания, которые скорее напоминают «дэйлики»: первым основать несколько колоний/присоединить n-ное количество земель, встретить всех игроков, выполнить несколько квестов/убить несколько отрядов одной фракции, исследовать юнитов последнего уровня и так далее. Бонусы от этих квестов могут быть как в виде конкретных наград типа ресурсов, юнитов или артефактов, так и в виде перманентных бонусов к производству, обороне городов или чему-то еще.

Ах да, ресурсы! Здесь их всего четыре типа: энергия (вместо золота), космит (вместо маны), знания (тратятся на исследования) и убеждение (очки дипломатии). В свою очередь у колоний тоже четыре типа вырабатываемых ресурсов: продовольство, энергия, производство и наука. Также они накапливают (или теряют) довольство населения, что влияет как на его прирост, так и на появление «праздников» или, напротив, бунтов. Это критически важная механика, ведь без достаточного населения вы не сможете разблокировать очередной слот под присоединяемую к колонии область.


Полтора часа геймплея Age of Wonders: Planetfall. Источник: GameGuru


Если с энергией и космитом все работает по аналогии с прошлыми частями, их мы тратим на любые приобретения, постройки, крафт и так далее, то научные исследования теперь разделены на две ветки: военную и общественную. Также теперь более гибко работают «заклинания» верховного героя. Есть три сущности: тактические операции, стратегические и доктрины. Первые работают как боевые спеллы, вторые — как глобальные, а третьи дают различные пассивные баффы вам или дебаффы врагам.

Главное новшество в боевой системе Age of Wonders — появление уже привычной для пошаговых тактик механики overwatch, здесь переведенной как «охрана». Это когда ваш юнит не используете фазу «стрельбы» на своем ходу, а встает в защитную стойку, открывая встречный огонь на ходу противника, если тот попадает в зону видимости. В остальном все осталось как в третьей части и даже незнакомые с ней фанаты жанра без труда разберутся в интуитивно понятном интерфейсе, который по аналогу с играми серии XCOM неплохо работает даже с геймпадом.

В общем, в детали Age of Wonders: Planetfall можно вдаваться бесконечно, ведь не только много, но и они крайне интересно переплетены. Но какой в этом смысл — лучше попробовать все своими руками. Советуем это сделать даже тем, кто в жанре не опытен, но любит приключения в далеких галактиках. Надеемся, наш обзор сподвиг вас это сделать!

А вы уже поиграли в Age of Wonders: Planetfall? Как оцените тактическую и стратегическую глубину игры? Или космический сеттинг испортил ощущения от фэнтези-серии?

Игры в материале:

Комментарии (0)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?