The Elder Scrolls: Blades — качественная мобильная игра, четко работающая по всем канонам free-to-play. Она может понравиться как незнакомым с серией игрокам, так и фанатам «свитков», но лишь с условием, что они не будут ждать откровений и с пониманием отнесутся к таким особенностям жанра, как гринд и пейволл.
Начать стоит с того, что The Elder Scrolls: Blades находится в раннем доступе, так что стоит приготовиться к редким вылетам и багам. Несмотря на то, что доступ изначально выдавался по инвайтам, за первые дни на iOS игру скачали более миллиона раз, а заработок на микротранзакциях составил почти 500 000 долларов. Короче, релиз провалом уж точно не назовешь, так что давайте разберемся в ее плюсах и минусах.
Глобально весь геймплей The Elder Scrolls: Blades делится на две составляющие: простенький бейсбилдинг и зачистка подземелий в духе классических данжен-кроулеров с видом от первого лица.
Да, все обещания Тодда Говарда стоит забыть, но на то они и обещания Тодда Говарда. «Клинки» не стали полномасштабным продолжением серии, на деле игра оказалась «типичным» спин-оффом с сильно упрощенными механиками и линейной историей, за что фанаты ругают разработчиков почем зря. Но это отнюдь не делает The Elder Scrolls: Blades плохой игрой, особенно учитывая особенности платформы. Наоборот, у Bethesda получилась одна из лучших мобильных ААА-игр на рынке.
По традиции начинается все с редактора персонажа — упрощенного, но по-прежнему дающего довольно гибко настроить свой виртуальный аватар. У каждой расы остались привычные особенности вроде улучшенного владения конкретным классом оружия или сопротивления конкретному виду урона, однако теперь они только боевые — другие тут просто не нужны, так как открытого мира нет, а перемещение от «базы» до «миссии» происходит через экран загрузки. По поводу внешности вашего героя можете сильно не переживать: позже ее можно будет изменить у одного из городских NPC.
Сюжет в игре, конечно, есть, но вся его смысловая нагрузка — объяснить игроку, с какой стати он должен в одиночку отстраивать свою родную деревню после загадочного пожара, пока остальные лодыри бесцельно шатаются между обугленных руин. Лично меня это абсолютно не отпугивает: не за гениальные плоты и твисты обрела серия The Elder Scrolls народную любовь. Конечно, самые преданные фанаты очень кропотливо относятся к лору и знают все события по эрам, но если вы просто хотите убить время в бодрой мобильной гриндилке — вряд ли этому сможет помешать отсутствие сложной драматургии.
Начинается восстановление былого величия нашей «фермы» с постройки кузницы. Тут мы будем крафтить новые айтемы и улучшать старые, сбывать ненужный лут или распылять его на ресурсы, а также ремонтировать поврежденные в походах элементы экипировки. Каждая новая постройка требует определенных ресурсов, золота, а также «уровня» вашей деревни, который будет расти автоматически по ходу строительства новых зданий и украшательств вроде статуй, фонтанов и баннеров.
У персонажа, разумеется, тоже есть уровень, и он уже прокачивается в данжах. Опыт дают за все: завершение «сюжетных» миссий, сайд-квестов и челленджей, убийство врагов, нахождение секретных комнат и прочего лута. У игрока есть три показателя — здоровье, мана и выносливость, и если первый увеличивается с каждым новым уровнем, то остальные два прокачиваются на выбор игрока. К ним же привязаны древа умений и перков — их можно открывать и помещать в слоты быстрого доступа в бою на свой вкус.
Награда за успешно пройденные квесты — сундуки (на старте было три тира их «редкости», чуть позже стало пять) и ресурсы (необходимые не только для стройки, но и для крафта). И вот тут многие игроки находят еще один повод для недовольства: пейволл. Сундуки, даже если найдены по ходу зачистки данжа, а не выданы как награда за выполнение квеста, открываются не сразу, а попадают в отдельную вкладку инвентаря. «Взламываются» они в зависимости от тира: самые простые — пять секунд, покруче — час, еще круче — шесть часов, и так далее.
Одновременно кулдаун можно запустить лишь на одном сундуке, но процесс этот можно ускорить за премиум-валюту, которая не только падает из врагов или является наградой за новый уровень, но и покупается за реальные деньги. Но делать это совсем не обязательно, если у вас нет цели играть в мобилку круглые сутки. Если уделять игре в общей сложности по часу в день, а все остальное время открывать сундуки в фоновом режиме, накопиться и забить инвентарь под завязку они просто не успеют.
Боевка в The Elder Scrolls: Blades довольно необычная, но удобная и достаточно глубокая, учитывая особенности платформы. В игру одинаково комфортно играть как в «альбомном», так и в «портретном» режиме, причем механика перемещения меняется. Держа телефон одной рукой вы будете автономно переходить с места на место, указывая тапом лишь конечное назначение, примерно как в современных VR-играх, а в горизонтальном положении вас ждет полноценный виртуальный геймпад.
По факту, при зачистке данжей геймплей тоже делится на две половины: эксплоринг и драки. Вы неспешно изучаете довольно простые и как правило подземные лабиринты, собирая различный лут и сундуки, а также пополняя запас здоровья разбросанной по столам и бочкам едой (ее в инвентарь положить не выйдет — либо ешь, либо не ешь).
Но как только дело доходит до файта, игра практически становится пошаговой: парируешь — атакуешь — парируешь — применяешь скилл/спелл — парируешь/хилишься — атакуешь… Хорошо, что все это происходит одним тапом. UX предельно понятный и опрятный, а разнообразие врагов не дает заскучать и заставляет чередовать разные атаки.
Описанный выше принцип подходит к схваткам против прямоходящих врагов, которые так же как вы могут уклоняться, парировать щитом и использовать суперудары. Если же перед вами крыса, волк, паук или еще какая тварь — тут лучше использовать магию, так как атакуют эти ребята с разбега, и чтобы попасть обычным ударом придется четко выверять тайминги. Кстати, если прожать кнопку парирования прямо перед вражеской атакой, противник на пару секунд будет оглушен, что позволит беспрепятственно провести более сложное комбо.
Не спешите завершать квест, одолев необходимое количество врагов или собрав необходимое количество ресурсов (поначалу это два главных типа заданий). Даже если игра говорит, что пора возвращаться до хаты, вы вполне могли не успеть собрать все ценности, разбросанные по уровню. Как правило, в одном данже, помимо того, что обещано за его прохождение, лежит два базовых сундука. Если вы нашли только один — не поленитесь проверить еще раз каждый уголок: иногда сундуки спрятаны за какой-нибудь перегородкой или неочевидным поворотом.
Все элементы оружия и брони, как и сундуки, имеют разные уровни редкости, что существенно влияет на геймплей. Как-то мне выпал более мощный, но менее редкий (не обладающий дополнительным магическим уроном) двуручный боевой молот. В следующий данж я отправился с уверенностью, что стал мощнее, но чуть не отлетел: до этого гоблины падали с двух-трех приемов, а теперь перестали даже с пяти. Недооценил дополнительный магический урон — хорошо, что успел перед выходом накрафтить в Алхимической лаборатории поушенов со здоровьем.
Помимо «сюжетного» режима в The Elder Scrolls: Blades есть так называемая «Бездна» — мод, в котором игроку предлагается зачищать подземелья уровень за уровнем, получая все более крутые награды за убитых врагов. Выйти с налутанным можно в любой момент, так что не стоит сразу же тратить все имеющиеся аптечки и свитки возрождения, поначалу лучше несколько раз сходить за базовыми наградами.
Что касается графики, то для мобильной игры все более, чем достойно. Конечно, картинка похуже, чем в Skyrim, но получше, чем в Oblivion, особенно если не рассматривать стены в портретном режиме. Отдельно хочется отметить красоту и детальную проработку итемов, но с этим у Bethesda проблем не было никогда. Была бы возможность настроить угол обзора камеры — вообще было бы хорошо, но тут, видимо, учитывался размер экранов игровых устройств, поэтому FOV — «консольный», что может немного раздражать привыкших к 120 кряхтящих пекарей.
The Elder Scrolls: Blades — отличный пример адаптации большой игровой франшизы для мобильных платформ, который учитывает ее особенности, при этом не скатываясь в высасывание донатов. Пэйволл здесь сбалансирован, и если игрок не планирует получить весь контент игры за пару дней, заносить совсем не обязательно.
Да, в игре нет многих элементов, к которым мы привыкли в TES, но это не делает Blades плохой игрой, просто к ней не стоит относиться, как к полноценному члену семейства «Свитков». Скорее, это симпатичная молодая кузина.
А вы уже попробовали Blades? Что скажете про игру?