Есть
мнение, чти КРИ - не что иное, как отражение отечественной индустрии в целом.
Если это действительно так, то дела в индустрии плохи. На этот раз выставка
сжалась до каких-то смехотворных размеров. Wargaming.net,
которые обычно правят балом на таких мероприятиях, выставку попросту
проигнорировали, проведя собственные презентации и пресс-конференции за день до
нее. Стендов было откровенно мало, а их оформление в целом порядком уступало
даже тому, что было на КРИ в прошлом году.
Выделялся
разве что мрачный бункер Vostok Games,
в котором всем желающим рассказывали про Survarium
и даже давали поиграть в его раннюю альфа версию. Графика в шутере, в целом, неплоха,
а в локациях повсеместно угадывается фирменный стиль S.T.A.L.K.E.R. А вот с разрушением дела обстоят довольно скверно.
Автоматный огонь не способен повредить даже тоненькую фанерную перегородку. Привыкаешь
в игре довольно быстро, и уже через пятнадцать минут можно чувствовать себя
вполне вольготно. Смутил меня, наверное, только паренек, переживший примерно 60
прямых попаданий из АК-47. Это, впрочем, можно смело списать на альфа-версию.
Зато в игре есть необычный режим с захватом артефактов, аномалии, расположенные
на карте и не совсем типичная система подбора снаряжения, что для Free to Play
проекта совсем неплохо. Вообще, игра явно имеет определенный потенциал, поэтому
хочется верить, что у ребят все получится. Особенно на фоне практически полного
отсутствия разрабатываемых «Больших» игр на территории СНГ.
На
другом крупном стенде ожидаемо показывали War
Thunder. Здесь был даже свой бар, на котором прессу и жюри угощали
бесплатным мохито. Угощали, впрочем, весьма скромно, напрочь игнорируя самих
разработчиков. Стенд Mail.ru
запомнился девочкой, пинающей виртуальных монстров из расширенной реальности,
которая проецировалась на большом экране прямо за ней. Также он запомнился тем,
что там так и не показали с таким пафосом представленную на прошлой КРИ отечественную
разработку Skyforge. По ней, правда,
нам обещали прислать информацию лично. В остальном же смотреть тут было
совершенно не на что. Не считать же серьезным достижением российского игропрома
казуальную проект, отгадывающий игры по наводящим вопросам. Сам я загадал NFS: Porsche Unleashed,
а хитрая софтина выдала ответ «Need
for
Speed», тем самым, поставив в один ряд
шикарную пятую часть с провальным Most
Wanted (2012).
Из
светлых моментов запомнились очень интересные интервью с людьми, глаза которых
буквально горели азартом и любовью к своему делу. Речь, конечно же, идет о CCP.
С ними общаться было как всегда очень интересно. Также порадовал Mail.ru со своим Archеage. Лично я еще не видел ММО с
таким поразительным количеством возможностей. Здесь тебе и настоящие морские
сражения как друг с другом, так и с монстрами вроде гигантского кракена, и
хитрая система осад и замков, и возможность лично разводить питомцев, и облагораживание
собственного дома с садиком и еще куча всего остального. Если к релизу проект
ничем не испортят, то, чувствую, я рискую на какое-то время выпасть из
привычной жизни с этой феерией возможностей.
Что же
до выставки в целом, то, как бы печально это не звучало, она, кажется, доживает
в таком формате свои последние дни. Даже тема главного круглого стола звучала
как «Закат игровой индустрии как мы ее знали - есть ли выход?». Да и по себе
скажу, что, даже полных два дня на выставке делать было по большому счету
нечего. Именно поэтому значительную часть своего времени в Москве я провел
возле Фонтана Дружбы Народов на ВДНХ, почитывая книжку, подаренную мне
Мосткусом (кстати, в качестве закладки я использовал промо-ключ на пиратский
фрегат из EVE Online - вероятно, это
было первое в истории использование фрегата подобным образом). Возможно я и не
прав, и выставка просто перейдет в какой-то другой формат. Так, один знающий
человек сказал мне, что все дело в том, что разработчикам больше не нужно
искать друг друга на выставке, потому что теперь куда проще сделать это с
помощью Skype и Facebook.
Как бы то ни было, нам остается лишь
пожелать отечественным разработчикам удачи, и надеяться, что крупные AAA-игры
не выродятся совсем, уступив место казуалкам на iOS да Free to Play браузеркам.