Киберспорт, каким бы массовым он ни был в глазах экспертов и фанатов, не то чтобы интересен обычным игрокам. Люди смотрят два-три чемпионата в год — крупные ивенты, где сражаются сильнейшие игроки планеты. Тем самым любители соревновательного гейминга упускают менее масштабные, но куда более подходящие им турниры.
Просмотр турнира как форма терапии
Один из таких турниров — это Кубок России по киберспорту. Его вторая официальная серия стартовала аж в сентябре, после чего отгремели два этапа: отборочный и основной. Но вряд ли вы слышали о них. И, если бы не эта статья, то упустили бы и финал поистине народного чемпионата, что пройдет 15-16 декабря в Тюмени.
А узнать про Кубок вам, по иронии, помешала та самая народность. В отличие от The International и Epicenter, организаторы чемпионата не стремятся к грандиозному коммерческому шоу с приглашением мировых звезд. Ивент от Федерации компьютерного спорта России метит «в любителей и полупрофессионалов» — в общем, всех, кто делает первые шаги в киберспорте.
Зрители смотрят, как сражаются такие же обычные ребята, как они. В этом, как считает один из организаторов Кубка, кроется магия ивента. Публика может «сопоставить себя и игроков, понять, что это вполне реализуемая задача, а дальше попытаться выиграть миллион рублей и в довесок получить настоящие разряды по спорту». И да, речь о настоящих деньгах и титулах, которые достанутся таким же игрокам, как вы, только более смелым.
Обычный просмотр ивента превращается в терапию: все, кто боятся выступать сами, видят, как другие преодолели страх. А заодно наблюдают тактики, задумываются над возможными контр-схемами… Зритель начинает понимать, что киберспорт он, в общем-то, для всех. А играть можно не только на «Интернейшенеле», но и у себя в стране. Ну а Федерация киберспорта постарается утолить этот голод следующими Кубками и чемпионатами России по киберспорту.
Пришел любителем — ушел с деньгами и разрядом
К сожалению, никто не отменял правило «чтобы понять — надо гонять». И чтобы увлечься Кубком нужно знать дисциплины, в которых он проходит. Сделать это непросто, ведь каждый раз список игр, хоть чуточку, да меняется. В этот раз повезло всем, кто увлечен Dota 2, Hearthstone, StarCraft 2 и Clash Royale. Да, мобильная игра — одна из дисциплин Кубка. Мы тоже дивились этому, пока не услышали объяснение от организаторов.
«Мы давно проводим соревнования на мобильных платформах — по той же Hearthstone. И не планируем на этом останавливаться. Clash Royale хорошо зарекомендовала себя в мобильном киберспорте, она отвечает всем киберспортивным требованиям и обеспечивает равенство условий всех участников соревнований».
Исходя из этого, ФКС России принялась искать проект, который не только есть на каждом втором телефоне, но и подает надежды как дисциплина. Выбор логично пал на Clash Royale, ведь та бурно развивается в последнее время. Кто не в курсе, в «Рояле» появилась своя профессиональная лига — прошли уже два чемпионата мира. Чтобы ощутить масштаб одного из них, достаточно посмотреть на его призовой фонд — $400 000.
То, что в СНГ проспали киберспортивный бум Clash Royale, не повод не включить ее в Кубок России 2018. Так было решено: дисциплина выступит на равных с остальными, а победитель заберет 250 000 рублей — столько же, сколько сильнейшие игроки в StarCraft 2 и Hearthstone. И лишь в Dota 2 призовые обогнали и «Рояль», и оба проекта Blizzard, предложив 1 000 000 рублей. Но и тут все справедливо: награда же делится на пятерых.
Если объединить все призовые места всех дисциплин, то получится 3 500 000 рублей. Пускай каждый решает сам, много это или мало. ФКС России работает с государством, согласовывает даты и сами мероприятия, но не посягает на бюджет страны.
«Мы не получаем дотаций от государства. Вся наша деятельность, все турниры проходят за наш счет».
Как и каждый бизнес, полагающийся на свои, а не бюджетные деньги, ФКС России вынуждена быть экономной. Взглянув на свои внутренние процессы, федерация установила комфортные для нее же призовые. Такие, чтобы продолжать работу, проводить другие ивенты и вернуться в следующем году с новым «Кубком».
К счастью, с Кубком работает вселенский принцип: где-то убыло, а в чем-то прибыло. Так чемпионат похудел в плане призовых, зато набрал вес в титулах, которые впервые разыграют в нынешнем ивенте. Так все, занявшие места с первого по шестое, получат первый разряд по спорту. Иными словами, это второй по крутизне базовый ранг, выше которого лишь Кандидат в мастера спорта. К сожалению, последний пока не предусмотрен в киберспорте и его нельзя получить, ни за победу в Кубке, ни The International, ни над господом богом.
В начале пути
Все финалисты Кубка начали свою дорогу к 3 500 000 рублей с малого — отборочных турниров. Они вылились в два напряженных месяца, с сентября по октябрь, в течение которых свыше 27 000 человек (включая горстку из основного этапа, о котором — позже) бились за то, чтобы пройти дальше.
Ради экономии времени, денег и других ресурсов, а также удобства участников, квалификации часто проводят по сети. Подобные отборочные были и в Кубке России 2018: каждый мог записаться в один из восьми онлайн-турниров по каждой дисциплине. На кону каждого отбора было одно место в основном этапе Кубка, получить которое было очень непросто.
В каждом отборе могли участвовать 100, а то и больше участников. Как бы ни хотелось оценить каждого из них по достоинствам, это невозможно: так Кубок 2018-го мог перетечь на 2019-й, а то и 2020-й год. Чтобы не затягивать «квалы» (впереди же еще основное блюдо!), пришлось создать жесткие, но справедливые условия: соперники определялись жребием и играли серию на вылет, до первого поражения.
Побеждал в итоге тот, кто выжил во всей куче-мале и не проиграл ни одного матча, вплоть до последнего. Жестче только отбор младенцев в Спарте! Хотя и Кубку России есть чем ответить жестоким грекам: организаторы пускали не только любителей с начинающими киберспортсменами, но и профи. Причем не только отечественных, а со всего мира.
За здоровье нации — мы против сегрегации!
Как и с Clash Royale, здесь мы снова удивились и пережили шок. Чтобы избавиться от этих чувств, пришлось понять, почему организаторы не видят проблем ни в профи, ни в иностранцах.
Логика проста: когда профессиональные коллективы сталкиваются с менее матерыми — это огромный опыт для вторых. ФКС России не отсеивает корифеев киберспорта, ведь их выступление всегда интересно. По ее мнению, то же самое чувство должны испытывать обычные игроки: когда еще они встретятся с титанами?
Разумеется, вылететь из-за профи — это обидно. Любитель может разозлиться не на шутку, и ФКС России придется гасить негатив, работая с человеком напрямую. Однако не все расстраиваются, проиграв профессионалам: кто-то наоборот рад вступить в противостояние со звездой, пускай и получив от нее на орехи.
Тем более, что участвующие профи — это, скорее, исключение для Кубка. Крутые киберспортсмены вовсе не выстраиваются в очередь к мероприятию. Даже наоборот, чаще всего чемпионат не может заинтересовать серьезных коллективов и игроков — не тот у него масштаб. Киберспортивных турниров в последние годы стало так много, что крупным командам приходится жертвовать менее масштабными в пользу более масштабных.
История же с иностранцами еще более простая, чем с профи. По части интернациональности, все киберспортивное сообщество — настоящая мечта социалиста. В одной команде запросто могут состоять и русские, и украинцы, и казахстанцы и много кто еще. Раз они сыгрались друг с другом, не разлучать же их ради Кубка!
Выходит, как и весь остальной киберспорт, ФКС России «вне политики и не обращает внимания на национальности». Значит ли это, что она игнорирует другое — тот факт, что проводится Кубок РОССИИ?
Вовсе нет, ведь полное название, сокращенное для удобства, учитывает и открытость, и международность турнира — Международные соревнования по киберспорту «Открытый Кубок России».
В следующей части мы расскажем, к каким последствиям привело участие профессионалов и иностранцев, почему турнир по StarCraft стал слишком душным, и какая жара началась в основном этапе!