Эпоха восьмидесятых в поп-культуре — это время контрастов, буйства красок и бросающей в пляс музыки. Это расцвет видеоигровой индустрии с приставками NES и Sega Genesis. Наконец, это зарождение футуристического Голливуда с развивающейся компьютерной графикой и саундтреком, написанном с помощью синтезатора и драм-машины. Что будет, если талантливые разработчики соединят все вышеперечисленные элементы в современной видеоигре, да еще в жанре постапокалипсиса? Мы знаем ответ: получится RAD от Double Fine Studios.
RAD — это постапокалиптический экшен с элементами «рогалика». Человечество пережило не одну, а целых две масштабных катастрофы. Да еще какие-то сверхразумы понастроили футуристических подземных тоннелей и оставили после себя различную непонятную технику с крайне ограниченным сроком годности. Очистительные системы выходят из строя, Пустошь кишит различными непонятными тварями и спасти людей могут лишь отважные дети. В конце концов, именно у них должно быть больше желания сохранить для себя матушку Землю.
Завязка, конечно, звучит серьезно, но Double Fine в своих лучших традициях разбавляет атмосферу юмором и яркими красками. RAD кишит отсылками к эпохе 80-х: игроков с начальных титров встречает пафосный анонсер в духе боевиков тех лет, саундтрек заставляет покачивать головой в такт музыке, а главными героями сделали десять местных «балбесов» с именами известных персонажей кино, каждый из которых готов задать всяким тварям жару с помощью бейсбольной биты.
Как и другие roguelike игры, RAD живет по известному правилу, оформленному в слоган одного из фильмов Тома Круза. Live, die, repeat — живи, умри и повтори. Отчаянный мальчишка или девчонка отправляются в Пустошь, купаются в радиоактивных лужах, бьют бейсбольной битой местных обитателей и после нескольких десятков поверженных врагов встречаеют свою смерть — и это неизбежный итог. Но каждый выход в Пустошь будет восприниматься как новый сразу по нескольким причинам: генерируемые уровни и мутация.
RAD следует главному правилу «рогаликов» и имеет процедурную генерацию уровней: регионы разделены на два подуровня, которые каждый раз создаются практически заново. У них есть определенный шаблон местности и активностей (например, NPC с дополнительными испытаниями), но при перепрохождении локация будет выглядеть как новая, хотя и узнаваемо.
В отличие от коллег по жанру, RAD не позволяет игрокам прокачивать героя стандартным способом — путем выбора интересных способностей и улучшения любимого оружия. Развитие персонажа завязано вокруг главной фишки RAD — мутаций. Это способности, получаемые героем случайным образом в результате убийства достаточного количества противников или активации различных устройств. В результате у персонажа могут вырасти крылья, которые помогут уворачиваться от противников, или появится отросток на голове, похожий на воздушный шар, позволяющий левитировать. Еще могут появиться огненные руки для бросков файерболов по врагам, усиленные ноги, живое существо, растущее в спине и стреляющее про противникам, в общем — много чего.
Каждый раз изменения героя случайны и игрок никак не может на них повлиять. Это добавляет RAD реиграбельности, но одновременно может являться серьезным недостатком для многих игроков. Мало того, что смерть заставляет прокачиваться и проходить уровни заново, так еще и хорошие мутации могут обойти стороной. Вместо погибшей машины для убийств можно получить ребенка, пукающего непонятными газами и оставляющего после себя цветущий сад.
Всего доступно три активных мутации для боя и достаточно большое количество пассивных изменений вроде сопротивления различным статусам. Со временем над мутациями можно получить небольшой контроль — специальная машина на базе позволяет их модифицировать при наличии возможностей для апгрейда. Или же заменять нелюбимую мутацию на другую, но, опять же, случайную.
Геймплейный трейлер RAD, приуроченный к запуску игры.
После прохождения каждого региона игрок может класть в банк найденные на карте дискеты и кассеты, которые являются своеобразной местной валютой. Это слегка снижает уровень страданий при повторном прохождении после смерти персонажа. К тому же открывается доступ к магазину и другим автоматам, помогающим делать героя сильнее. Чем дольше персонаж живет, тем больше у него возможностей получить мутации и апгрейды, которые хорошо сочетаются друг с другом.
Ознакомиться с RAD определенно стоит, хотя бы ради нескольких часов задорного геймплея, отличной музыки и яркой ретро-картинки. Это местами сложная, но в целом довольно хорошая и даже необычная для жанра «рогаликов» игра. Даже легкий сюжет иногда делает интересные и неожиданные повороты.
Не каждое новое прохождение будет легче и приятнее предыдущего, несмотря на заучивание любимых приемов у врагов. Случайные мутации добавляют игре глубины, а спустя несколько часов даже на стартовых локациях можно получить новые способности. Вопрос лишь в том, готовы ли вы начинать свой путь заново не из-за того, что где-то ошиблись сами, а потому, что игра решила выдать вашему герою набор бесполезных умений.