Японская киберпортивная ассоциация JeSPA добилась того, что с 2018 года местным киберспортсменам начнут выдавать профессиональные лицензии. Пока на нее смогут претендовать люди, выступающие в пяти дисциплинах: Winning Eleven 2018 (местное название PES 2018), Street Fighter 5, Tekken 7, Puzzle & Dragons и Monster Strike. Позднее список пополнится и другими, более популярными играми. То есть гораздо больше профессионалов будут признаны местными законами.
Почему важно отделить настоящих профессионалов от любителей? Это требуется для того, чтобы одолеть безумные японские законы, которые давно приравняли азартные игры и киберспорт. Местная слепая Фемида не видит между ними разницы: для нее соревнования по видеопокеру и Tekken 7 — одно и то же. Поэтому киберспортивные турниры страдают от ограничений: например, не могут пополнять призовой фонд за счет денег, вырученных с продажи билетов. Да и сами суммы, которые можно выиграть, сильно ограничены. Подобная идиотия мешает умелым игрокам получать высокий доход, то есть жить за счет хобби, а не постоянной работы. К счастью, JeSPA поняла, как обойти местные законы: всего-то нужно выдать лицензии кибератлетам. Остроумная идея должна протоптать тропинку для дальнейшей легализации индустрии.
Ситуация становится еще более парадоксальной, если углубиться в историю: киберспорт был популярен в Японии еще в 1980-е, когда по телевидению можно было следить за первыми турнирами. В стране восходящего солнца появилась популярная площадка задолго до стримов на Twitch, во «Вконтакте» и подобных сайтах. Но местные законы запороли первые шаги прогресса, пытаясь побороть видеопокер. Последний, как и прочий азартный бизнес, приносил огромные доходы якудзе. Чтобы перекрыть поток преступных денег, были изданы указы, которые навредили не только бандитам, но и киберспорту. Чиновники дали чересчур широкое определение игорному бизнесу, отчего пострадали компьютерные состязания, легальные в остальном мире.