Наступил первый день Нового года, а GameGuru заканчивает подводить итоги игрового 2020-го. Вместо того, чтобы в очередной раз называть лучшие игры, как это принято в игровой прессе, мы вспомним вообще все, что случилось в 2020-м. Лучшие из наших авторов дадут критическую оценку или постараются найти положительные стороны в каждой из тем, которых мы коснемся — так вы получите максимально объективное освещение событий. Тон оценочных суждений вы сразу сможете опознать по цветам профилей. В первый день 2021-го мы обсудим крепкие среднячки прошлого года. И открывает наш топ выход консолей нового поколения, который оказался именно таким.
2020 год стал не просто трудным, а по-настоящему шокирующим — так еще и вместо долгожданного праздника нам подсунули самый скучный запуск консолей нового поколения за всю историю. К тому же подстегнутый пандемией дефицит и вовсе лишил многих возможности обновить давно устаревшее железо. С другой стороны, многие решили и вовсе пока попридержать коней: лонч-тайтлы новых приставок никогда не были настолько уж привлекательными, но хотя бы было из чего выбирать. В этот раз получилось совсем жидко. Спин-офф и ремейк для PlayStation 5 и… ничего для Xbox Series X. Microsoft предлагает пока поиграть в старые игры с улучшенным качеством и производительностью по программе обратной совместимости.
Новогодний трепет — приятное и ценное чувство, которое частенько приписывали к знаковым игровым событиям года. Таким трепетом для нас была выставка Е3, которая окончательно расщепилась на ивенты попроще, или вот релиз долгожданной видеоигры от польских разработчиков, которым в 2021 году суждено гонять по судам и отбиваться от исков, наконец — релиз игровых консолей. Вот то немногое, что должно было подарить чувство восторга и новогодний трепет. Год выдался настолько не таким, как надо, что последствия всемирной пандемии вкупе с высоким спросом сделали все, чтобы основная масса игроков так и не дождалась новых железячек от Sony и Microsoft. Уповаем на предновогоднюю ревизию, обещают — хватит если и не на всех, то на многих. Убрать бы из этого уравнения перекупщиков и спекулянтов — и всем жилось бы намного лучше. Так что у консольщиков-то? Да там все классно!
Во-первых, новенькие PlayStation 5 и Xbox Series X|S порадовали с порога: не самая бедная комплектация, отличные упаковки и многими отмеченный удобный и быстрый трансфер данных с прошлых консолей на новые. Во-вторых, даже при малозаметной разнице между новыми консолями и премиальными версиями пастгена PlayStation 4 Pro и Xbox One X — вау-эффект все же есть. Поклонники белого японского обелиска заценили крутейшие эксклюзивы Astro's Playroom и ремейк Demon's Souls, адаптивные триггеры и точечную вибрацию на новом геймпаде DualSense, а также объемный звук Tempest 3D и непривычно быстрый SDD. Адептам Microsoft и владельцам нового чёрного «холодильничка» повезло ничуть не меньше: новая версия геймпада, молниеносный запуск видеоигр на SSD даже с «холодного старта», а также уже привычная поддержка не менее крутого объемного звука Dolby Atmos и изничтожающей фичи Quick Resume, которая позволяет переключаться между играми на ходу и держит в памяти последний момент, на котором вы остановились — можете хоть через неделю вернуться в середину катсцены без дополнительных сохранений и долгих загрузок. Функция эффектная, но нужно прочувствовать самому.
Обе консоли вводят стандарт 4К-разрешения и 30/60/120 fps в зависимости от режимов, плюс в PlayStation 5 и Xbox Series X на вырост сделали поддержку 8К-разрешения, которое станет новой планкой качества. Здесь же и обратная совместимость с предыдущими поколениями — поддержка игр PlayStation 4 на PlayStation 5 и поддержка Xbox Original, Xbox 360 и Xbox One на Xbox Series X|S. На новых консолях Microsoft доступно автоматическое включение HDR в тайтлах с SDR — оцените сами, как круто теперь выглядят ваши любимые старые игры! На десерт самое вкусное, но пока редкое и доступное либо не везде, либо с компромиссным выбором между «качеством» и «производительность» — и речь о технологии трассировки лучей. Рейтрейсинга в 2020 году было мало, зато в 2021 ждем софтверного обновления до версий с рейтрейсингом в играх вроде Control и Cyberpunk 2077. Последняя так и вовсе запускается на Xbox Series X уже сейчас в близком к 4К-разрешении качестве, что делает новый Xbox единственным уголком для игры в «киберпанк» на консольных максималках, как бы жутко это словосочетание не отзывалось в сердцах владельцев PC, для которых наши пиететы SSD-дискам и лучам RTX — уже как прошлый век. Но мы счастливы, знайте это.
Если в этом году вы решили во что бы то ни стало купить новенькие PlayStation 5 и Xbox Series X, то у меня для вас плохие новости. Вам срочно нужна консультация профессионального психотерапевта. Почему не надо покупать консоль нового поколения сейчас? Победивших в гонке некстегена нет. Sony производит невероятное впечатление своим новым геймпадом. Когда вы впервые возьмете в руки их контроллер, сразу поймете, что такое геймплей на кончиках пальцев. Он кряхтит-пердит и вообще классный. Правда? Все фишки используются только в одной игре — Astro's Playroom, которая просто демонстрирует возможности новой приставки. Microsoft отлично подошла к сервисной составляющей. Сейчас на «боксе» есть во что поиграть. Обратная совместимость с самым первым Хbox очень воодушевляет, и все некогда флагманские игры «мелкомягких» отлично играются на новом поколении. Sony же до сих пор не сделали ремастер Infamous, которая была одной из главных игр PlayStation 3.
Но все сказанное выше — вкусовщина. Пандемия смазала впечатление от вхождения в новую эпоху. Новые монолитные коробки попросту некому было производить. Стояли заводы. Мы с вами сидели в четырех стенах. А логистика отечественных отделений не просто оставила желать лучшего. Это полный провал. По моей информации в Россию доставили всего несколько десятков тысяч коробок, которые в порядке живой очереди разлетелись по предзаказам жадных перекупов, которые взвинтили цену до 100 000 рублей за штуку. Отдавать такие деньги за консоль на которой нет новых игр или эксклюзивов, а отличие только в производительности и менее мыльной картинке — глупо. Рекомендую задумываться о покупке к концу 2021 года. К этому времени каждая из приставок уже обзаведется более или менее приличной библиотекой игр. А если вы уже сейчас переплатили 50+ тысяч рублей, то вы не самый дальновидный человек и лучше бы купили корги.
Mafia: Definitive Edition вполне могла появиться в другой нашей статье об итогах 2020 года — «Неожиданных сюрпризах». О создании ремейка одной из самых любимых геймерами всех возрастов игр не ходило никаких слухов, а затем внезапно выстрелил анонс. 13 мая 2020 года фанаты узнали, что авторы Mafia 3 готовят для них напрашивающееся переиздание, а вышло оно вскоре после — менее чем через полгода. Шедевра никто не ждал, и получился именно он: крепкий среднячок с 79 баллами на Metacritic от журналистов и немногим меньше от геймеров.
Помните это время, когда едва ли не каждую новую игру мы ждали с нетерпением? Эти чудесные деньки давно прошли, но были настолько прекрасными, что запрос на те самые законсервированные эмоции сохраняется и по сей день. Издатели грамотно используют ситуацию в своих целях, выпуская на рынок ремейки классики один за другим. Поэтому переиздание первой Mafia напрашивалось давно. Вот оно вышло… и оказалось ни хорошим, ни плохим. Это крепкий среднячок как он есть.
Дело в том, что для создания шикарного ремейка нужно не только показать новую обертку старой истории, но и переосмыслить механики оригинала так, чтобы они сумели воспроизвести схожие ощущения от геймплея. Это очень сложная задача, решить которую получилось у Capcom с Resident Evil 2, а вот у Hangar 13 — нет. Движок Mafia 3 дал нам максимально условный и плоский геймплей, лишенный какого-либо реверанса к оригинальной Mafia. Но стрелять можно, ездить на машинках — тоже. Что еще нужно для того, чтобы прокатить геймеров на аттракционе старой доброй истории? Только история тоже вышла не старой доброй (хотя, к слову, ремейк и не обязан воспроизводить ее точь-в-точь). Гангстерская жизнь Томми Анджело получилась все еще драматичной, но совсем другой. Если герой оригинала наделал ошибок, о которых потом жалел, то новый Томми знал, на что идет, и особо не парился по этому поводу, соскочив только ради безопасности жены и детей. Это другая история о других героях — и они тоже стали ощутимо более плоскими, как и геймплей.
С другой стороны, главным героем игр серии Mafia всегда была эпоха — и в исполнении Hangar 13 город Лост-Хэвен стал гораздо более глубоким, детальным и атмосферным. Да, это не идеальный ремейк, но и однозначно не плохая игра. Просто до славы оригинальной Mafia ей очень и очень далеко. Одним словом — крепкий среднячок!
Любой геймер знает — раньше игры были лучше, трава зеленее, а солнце ярче. Поэтому выход ремейков неизбежен. Но подходы к их созданию могут быть разными. Даже если мы на секунду забудем о существовании новых Resident Evil 2/3, а также Final Fantasy 7 — Mafia: Definitive Edition похожа на пощечину фанатам. Не хлестскую, а легенькую и с предварительным унизительным поглаживанием щеки, по которой наносится удар. Ремейк «Мафии» Вавры оскорбителен безотносительно сюжетных изменений. Во-первых, это вкусовщина, а во-вторых, ремейки не обязательно должны повторять оригинал один в один. Проблема Mafia: Definitive Edition в другом — Hangar 13 держит игроков за идиотов. У меня нет ученой степени, но лично мне было немного обидно.
На создание ремейка был выделен хороший бюджет, что видно по арт-дизайну Лост-Хэвена и катсценам. Жаль, что остальные отделы подошли к своей работе без должной ответственности. С момента релиза Mafia 3 прошло четыре года и, кажется, все это время программисты исправляли отражения, за которые им досталось еще в 2016-м. Серьезно, вы четыре года не можете починить странное свечение объектов? Но даже это не самое важное. Ремейк Mafia похож на самостоятельные модификации, которые энтузиасты выпускают для Fallout: New Vegas или Skyrim. У моддеров тоже есть дар к созданию окружения, но зачастую они неспособны залезть в корень игры и полностью изменить механики. В Mafia: Definitive Edition вы играете за переодетого Линкольна Клея — и это просто смешно. На вопрос, стрелял ли Томми когда-нибудь, тот отвечает «нет» — и мастерски за секунду перезаряжает револьвер. На ушах игроков сразу появляется лапша. Это маркетинговые обещания о том, что Анджело — неопытный боец, поэтому он не будет поливать врагов свинцом как ветеран Вьетнама.
В Mafia: Definitive Edition мир выглядит как США 20-30 годов, но работает как свободная Америка конца 60-х. Физика автомобилей, стрельба, поведение ИИ и даже анимации — все было с корнем выдернуто из Mafia 3. Конечно, это была важная игра для Hangar 13, которая, возможно, стояла на пороге закрытия. И понятно, что у ремейка был хороший бюджет, но он все же был меньше, чем у новых AAA-проектов. Но кроме арта и катсцен в игре нет ничего, что показало бы старание разработчиков. Это средний ремейк, который держится на любви поклонников к оригиналу.
Серию Assassin’s Creed либо любят, либо ненавидят (или любят и ненавидят одновременно). Однако Valhalla показала самый мощный старт во франшизе за долгое время — и, что более важно, пользовательская оценка игры на Metacritic впервые с релиза Black Flag выехала из «желтой» зоны. 83 балла от журналистов и 7,7 от обычных игроков — это очень редкий в современной истории случай, когда оценки сообщества и критиков, наконец-то, сошлись друг с другом. Ну, почти. Да, вы все правильно поняли: геймеры больше не в ярости.
Valhalla стала жертвой стереотипов. О Ubisoft, которую по привычке считают империей зла наравне с EA и Activision. А также о серии Assassin’s Creed, фанаты которой относятся к Эцио, как русские к Гагарину. При каждом удобном случае они говорят: «Прости, брат Аудиторе, мы все п******и» Франшиза давно изменилась, но геймеры продолжают думать, что новая AC будет прямо как Hitman, только без огнестрела. Чаще всего подобные претензии высказывают те, кто не играл и даже не собирается. Другие уже давно играют — к Рождеству продажи стали не сильно хуже.
«Вальгалла» — многожанровая игра со множеством отлично работающих механик и увлекательной историей. Пластинка критиков заела на одной и той же фразе: «гринд, вышки, микротранзакции». Они не хотят слышать о хороших персонажах с сильным характером (например, истории Дага и Ивара), увлекательных сражениях (куча холодного оружия со своей анимацией и стилем боя), красоте мира (словно в Ghost of Tsushima на карте регионы со своим временем года) и квестах, в которых сочетаются юмор и драма. Вот мой любимый пример.
Маленькая девочка ждет своего отца. Он сказал, что вернется домой до того, как наступит осень и последний лист упадет с дерева. Эйвор встречает девочку умоляющей листик не падать. Ведь, если он упадет — это будет означать, что папа никогда не вернется. Мы понимаем, что отца уже нет в живых. Valhalla не объясняет игроку, что нужно делать в этом квесте. Я отошел подальше, чтобы девочка меня не видела и сбил листочек выстрелом из лука. Девочка расстроилась, но герой объяснил ей, что листья падают, но жизнь продолжается и ей нужно быть стойкой. Девочка убегает в дом, квест заканчивается. Но, наверное, немногие знают, что можно сделать дальше. Можно подобрать лист и сохранить для себя. А можно зайти в домик к девочке, что уже спит, и положить лист рядом с ней на табуретку. Как напоминание о том, что жизнь идет дальше. Игра не говорит о том, что это можно или нужно сделать. Я люблю этот скриншот больше, чем любой другой. Потому что в нем — маленькая, но трогательная история.
Да, «Вальгалла» — не третий «Ведьмак». Здесь есть не только истории про листик, но и шутки про пердеж и отсылки к Киту Флинту из The Prodigy. Но после PR-провала Cyberpunk 2077 геймеры вдруг начали говорить, что и The Witcher 3 была «так себе». Может быть, нужно прекратить бессмысленные сравнения и просто попробовать игру? Главное — отбросить стереотипы о жадном разработчике и упущенном потенциале серии.
Я ждал «ассасина про викингов» с 2007 года. Как только Альтаир оказался на моем экране, я влюбился в эту вселенную. Вот только игру про бородатых мужиков в рогатых шлемах пришлось ждать 13 лет. Да и от Assassin's Creed в ней осталось очень мало. За эти годы мы получили много игр про убийц в капюшонах. Плавали на кораблях под пиратским флагом, врывались на венецианский карнавал — и даже по гениталиям Зевса нам давали полазать. Но каждый год мы играли в одну и ту же игру. Однотипные механики упакованные в новый исторический сеттинг.
Картина поменялась несколько лет назад, когда серию решили превратить в RPG, вот только получилось это с натяжкой. Ubisoft давно выбрала свою стратегию — стратегию максимального отжора нашего с вами времени. Запуская игры студии, можно сразу попрощаться с 60+ часами своей жизни. А вот стоит ли это делать? Вопрос открытый. Сюжет «Вальгаллы», например, это полный провал. Герой не просто потерял личную мотивацию. Он стал пешкой в руках геймдизайна. Мы оказываемся на огромной карте заполненной знаками вопросов, количество которых точно не уступает «Ведьмаку 3», и выполняем невнятные задания от исторических персонажей, аутентичность образов которых уже давно подвергается критике от людей, не забаненных в Google. Орден Хашашинов вообще ушел на десятый план. А про линию в реальном времени даже говорить не хочется.
Но самое обидное, что играть в это попросту неинтересно. Я очень надеюсь, что на дистанции 5-10 лет франшиза уйдет на покой, и мы увидим наконец-то те самые тайтлы, за которые полюбили Ubisoft в начале нулевых. Вернутся Рэймен и Сэм Фишер. Той же Джейд из Beyond Good and Evil пока удалось пробить гроб «неприбыльных» продуктов. Хашашины — кыш-кыш-кыш!
На этом мы заканчиваем подводить итоги игрового 2020 года. Он уже позади —надеемся, что 2021-й окажется чуть менее богат на самые разные события. Ну пожалуйста.