GameGuru продолжает подводить итоги игрового 2020 года. Вместо того, чтобы в очередной раз называть лучшие игры, как это принято в игровой прессе, мы вспомним вообще все, что случилось в 2020-м. Лучшие из наших авторов дадут критическую оценку или постараются найти положительные стороны в каждой из тем, которых мы коснемся — так вы получите максимально объективное освещение событий. Тон оценочных суждений вы сразу сможете опознать по цветам профилей авторов. Сегодня мы вспомним все оглушительные провалы уходящего года. Можно ли найти в них хоть что-то хорошее?
2020 год оказался так насыщен событиями, что мы почти забыли про вышедший в его начале ремейк Warcraft 3: Reforged, когда составляли список кандидатов для этой статьи. И дело не в том, что он был недостаточно провальным — как раз наоборот. Просто настолько славна была оригинальная Warcraft 3 и настолько ужасным оказался ремейк, что слава оригинала просто вытеснила из памяти сам факт его существования. Однако ни в коем случае нельзя забывать о том, насколько плох был этот ремейк: он показывает отношение современной Blizzard к тем вещам, что до сих пор дороги фанатам ее золотого века. Оценка 0,6 на Metacritic и звание одной из самых низкооцененных игр в истории сполна показывает, как старая гвардия относится к таким недоразумениям.
Возможно, я выскажу непопулярную точку зрения, но Warcraft 3: Reforged настолько плох, что сам по себе даже и не стоит уничижительных оборотов в свой адрес, зато позволяет очень четко увидеть некоторые вещи. По сути это просто провальное переиздание, которое адекватные управленцы забраковали бы и никогда не выпустили, пока не доработали бы до конца. Однако новая Blizzard не такая. Всего за несколько лет компания разбазарила весь свой легендарный статус и уронила репутацию на абсолютное дно. Скорее всего, Activision приложила к этому руку, ведь кому еще могло показаться, что фанаты олдовой легенды охотно слопают... вот это? С иконическими играми нужно обращаться щепетильно, что понимают даже не очень почитаемые в комьюнити ребята из Hangar 13. А руководство Blizzard — нет. И это все, что стоит знать о компетентности топ-менеджмента современных «близзов».
Хотя нет, это еще далеко не все. После релиза Warcraft 3: Reforged компания удалила из магазина оригинальную игру, и теперь приобрести ее можно только в комплекте с этим чудом, доплатив за «ремейк». А лицензионное соглашение переписали таким образом, чтобы новый IceFrog ничего не получил за свою новую «Доту», сделанную в редакторе карт. О чем это говорит? Blizzard не просто выпустила на рынок отвратительную замену оригинальной Warcraft 3, буквально плюнув в лицо фанатам, но и на полном серьезе надеялась, что игроки ринутся в нее с огромным энтузиазмом. А может и наклепают для нее несколько новых выгодных идей, которые впоследствии могут принести выручку. Мы стали свидетелями прекрасного примера: вот что бывает, когда за производство игр отвечают люди, думающие лишь о деньгах — и далекие от реальности настолько, насколько это вообще возможно.
Оригинальная Warcraft 3 была не просто хорошей игрой, но легендой. Понятное дело, что от «перекованной» версии любимого проекта ждали очень многого. К тому же, от кого, а от Blizzard подвоха точно не ждали. На деле же перед нами оказалось чуть ли олицетворение всего плохого, за что многие как раз и не любят ремастеры. Игра дико тормозила, фризила и лагала. Причем от машины игрока это совершенно не зависело. Русская версия смогла похвастаться еще и новым озвучанием, где вместо привычных голосов были новые, привыкнуть к которым сообщество так и не смогло. Некоторые актеры неплохо попали в роль, но ключевые герои вроде Артаса окончательно сломали всю ностальгию.
Более того: «Метелица» пожадничала и отключила привычную пользовательскую поддержку модов, за которую так любили оригинал. При этом старую версию у игроков тоже отобрали, выдав вместо нее новую с худшим озвучанием и отсутствием модов, но зато со старой картинкой, так как за новую им предложили доплатить отдельно, купив переиздание за полную цену. Очень печально, но единственным позитивным моментом от переиздания оказался включенный в комплект мясной фургон, выдаваемый для привязанной к той же учетной записи World of Warcraft — он считается одним из самых крутых средств передвижения в игре. Но лучше бы, право, его продавали отдельно.
Cyberpunk 2077 уже засветилась в статье «Самые громкие события», но и это ее не последнее появление в этом цикле материалов. Что поделать, ведь по-другому охватить ситуацию во всей ее полноте не получится. Здесь мы будем обсуждать один конкретный провал, который сложно простить CD Projekt RED: студия обманом «впарила» владельцам PS4 и Xbox One продукт неприемлемого качества, совершенно ужасным способом скрыв его качество от игроков. Даже более того: не просто скрыла, а нагло обманула геймеров, показав версию для PS4 в ходе Night City Wire — и «работала» она просто безупречно.
То, в каком техническом состоянии вышла в релиз Cyberpunk 2077 — безусловно, катастрофа. Поляки явно переоценили свои возможности, поэтому пришлось и переносы делать неоднократно, и выпиливать половину так и недоработанных механик. А вот то, какая вокруг этого сложилась шумиха — провал маркетинга и отражение современных реалий, но никак не вина этой несмотря ни на что великой игры. Почему-то все забывают, что почти любой масштабный революционно-инновационный проект на выходе представляет из себя далеко не самый отполированный и оптимизированный продукт. Та же GTA 4 на максималках не работала ни у кого в принципе, и только спустя несколько лет среднестатистическое железо стало догонять запросы движка от Rockstar. Однако все ту великую игру плакали и ели, наперебой обсуждая, какая же она крутая, хоть и тормозит. Потому что тогда основную часть гейминг-коммьюнити составляли не дети, как сейчас, да и в вэбе все было куда менее токсично, и никому даже в голову не приходило идти к художнику с позицией «ТЫ МНЕ ДОЛЖЕН» и что-то у него требовать.
Но в 2020 все по-другому, и если бы для базовых консолей «Киберпанк» превратили в картошку уровня «Ведьмака» на Switch с 720p и 30fps — вой был бы не меньше, так что партия была проиграна еще до первого Е2-Е4. Да, корпоративные боссы CD и выбранная ими стратегия замалчивания проблем почти до самого в третий раз перенесенного релиза — это полный провал. Но давайте будем отделять котлет от мух и прекратим лить помои на всех разработчиков скопом. Поверьте, рядовые сотрудники возложили на кибералтарь столько своего здоровья (и продолжают это делать), что заслуживают лишь лучей любви и поддержки, ведь игра, когда работает как надо, просто сносит крышу своей непередаваемой атмосферой, проработкой деталей и уровнем погружения в этот противоречивый мир будущего.
В общем, давайте уже признаем, что на данный момент Cyberpunk 2077 — эксклюзив для high-end PC, и спокойно будем ждать выхода специальных версий для PS5 и XSX. К тому моменту, думаю, и на PS4 Pro с Xbox One X производительность подтянут. А на базовых консолях я вообще не понимаю как кто-то сидит до сих пор: это же как с айфонами — все лучшие и новейшие функции будут работать только на самых свежих ревизиях, а если не хочешь обновляться — страдай и чувствуй себя обделенным. Так уж, детишки, работает наш с вами капитализм.
Я не техноманьяк из Digital Foundry, поэтому не смогу аргументированно утверждать, в чем проблема CD Projekt RED — в неумении оптимизировать свои проекты под нужды консолей, или же в пресловутом «синдроме Crysis», когда игра создается, что называется, на вырост. Забудем про второго «Ведьмака» для Xbox 360 — на момент его выхода системе от Microsoft было уже много лет, да и первый опыт на то и первый. Однако в случае с продолжением сетовать на слабое железо уже было странно. Ведь в 2015-м Xbox One и PS4 стукнуло порядка двух лет. Тем не менее, все прекрасно помнят, насколько неважно обстояли дела с консольными версиями на старте. Другое дело, что тогда еще можно было оправдать кошмарные просадки fps высоким качеством картинки — The Witcher 3: Wild Hunt щеголяла и детализированными моделями персонажей, и четкими текстурами.
В случае же с Cyberpunk 2077 под нож попали все элементы графики, но fps при этом частенько падал ниже 20 кадров, натурально убивая всякое удовольствие от процесса. И ведь случилось это практически в тот же момент, когда вышли еще две игры с открытым миром — Watch Dogs: Legion и Assassin’s Creed Valhalla. И в обоих случаях геймеров не обрекали на близорукость при виде «мыла», до кучи заставляя наблюдать за слайд-шоу. На фоне разразившегося скандала поляки, конечно, принялись исправлять ситуацию, но первое впечатление, как известно, можно произвести всего один раз. Да и, собственно говоря, до конца решить проблемы на базовых консолях не сумел даже патч 1.06 — фреймрейт по-прежнему скачет, хоть и не падает до былых 15 кадров. И, в принципе, те, кто не намерен делать апгрейд или же покупать консоли нового поколения в обозримом будущем, уже худо-бедно могут начинать свое знакомство с неоднозначным долгостроем.
Square Enix казалось, что она ухватила бога за пятку. Сессионная игра по лицензии «Мстителей», раз за разом срывающих кассу на больших экранах, что выходит после завершения саги и как бы становится заместительной терапией для фанатов-игроков. Они супергеройствуют в онлайне, чистят рейды и донатят денежку на косметику, а издательство купается в профитах. Но философский камень рынка оказался обычным булыжником. То ли «Мстители» всем приелись за три части, то ли приелись всем сессионные игры-гриндилки, но Marvel’s Avengers даже не отбила свой производственный бюджет и принесла Square Enix большие убытки. Игроки в лучшем случае просто пробежали кампанию и покинули проект навсегда — как будто досмотрели новый фильм, оказавшийся куда слабее предыдущих. И забыли о нем, как только вышли из кинотеатра.
Несмотря все сумасшествия 2020 года, я все еще сохранил какие-то остатки разума, чтобы не говорить о том, что Marvel’s Avengers — отличная игра. Нет, она плохая, а Square Enix спустила 200 млн долларов в пустоту, хотя могла бы сделать продолжение Deus Ex. Но у меня есть черта, за которую мне, хоть и в шутку, достается от нашего выпускающего редактора. «Да тебе все нравится», — говорит мне Александр Никитенко. И в чем-то он прав. Я пытаюсь разглядеть в играх старание авторов и понять, что могло пойти не так. В Marvel’s Avengers вложено много сил. Проблема исключительно в желании издателя сделать пылесос для денег.
Если купить Marvel’s Avengers на распродаже и пройти ее в компании друзей или соло можно даже получить удовольствие. В игре красочная боевая система со множеством анимаций для каждого героя. Железный человек сражается иначе, чем Черная Вдова или Халк. Делая «пиу-пиу» лазером, можно почувствовать какой-то странный детский восторг. На прохождение «сюжетки» уйдет 8-12 часов, и они будут проведены весело. А 999 рублей (при условии, что игра куплена с 50% скидкой), будет уже не так сильно жалко. Но не об этом мечтала Square Enix, заключая договор с Disney и Marvel. В механики и фансервис Marvel’s Avengers вложено много сил. Уникальные герои, возможности для странной, но все же имеющейся прокачки, огромное количество исторически точных нарядов, что порадуют фанатов комиксов, и многие другие исключительное «гиковские» моменты говорят о том, что Crystal Dynamics и Eidos Montreal старались. Но сверху поступил приказ сделать игру-сервис. Именно здесь все плохо, и починить ее с помощью обновлений будет сложно. Авторы хотели подкармливать игроков новыми косметическими предметами, а также героями. Но ничто не исправит активности. Создание новых кооперативных уровней, не зацикленных на бестолковом гринде, потребует кучу денег, с которой Square Enix, очевидно, расставаться уже не хочет.
Во всем этом есть один важный плюс. Издатели будут внимательнее относиться к играм подобного рода. Лучше сразу смотреть в сторону нелюбимой игроками Ubisoft, которая уже несколько лет держит крепкую фанбазу For Honor, Rainbow Six: Siege и The Division 2 (да, я нарочно забыл про выпущенный ради квартального отчета Breakpoint). Не каждый может исправить ситуацию, как Bethesda c Fallout 76 или Шон Мюррей с No Man’s Sky.
Игры-сервисы отныне — это самый подлый из всех подводных камней, что могут попасться в видеоиграх. И если World of Warcraft держится на плаву и умудряется ставить рекорды с выходом свежих сюжетных аддонов, а сиквел Destiny зиждется на пугающе сильном обожании и поддержке фанатской базы, то у всех остальных попросту не получилось. Обе части Tom Clancy’s The Division пройдены вдоль и поперек, о прошлогоднем провальном релизе Anthem от BioWare с Electronic Arts и вовсе вспоминать уже незачем — поэтому на Marvel’s Avengers были возложены невероятные надежды. Подумать только: совместное производство студий Crystal Dynamics и Eidos Montreal, а также гаранты издателя Square Enix — что могло пойти не так? Оказывается, многое. Но с важной оговоркой.
Нюанс в том, что Marvel’s Avengers как сюжетная однопользовательская игра с упором на постановку в крутых катсценах и акцентом на истории — это один из самых крутых релизов по комиксам Marvel, который был между консольными Marvel’s Spider-Man от PlayStation и его пятичасовым придатком про Майлза Моралеса. Классный и трогательный блокбастер, стартующий как среднестатистический ориджин по комиксам, а заканчивающийся эпическим тим-апом почти всех знаковых персонажей современного Marvel. Это эмоциональное роад-муви в декорациях американских каньонов, сибирской тундры, секретных баз и городских улиц. Но после прохождения Marvel’s Avengers предлагает кооперативные активности в онлайне, и черт побери — иногда лучше вовремя дергать стоп-кран.
Мультиплеерный сегмент Marvel’s Avengers — это скучный и безыдейный, вторичный и несбалансированный атавизм, доступ к которому лучше бы и вовсе не открывали. Играть с напарниками не настолько увлекательно, как это могло показаться по трейлерам. Контента там — кот наплакал. После релиза создатели Marvel’s Avengers обещали подвозить новые мини-кампании с сюжетными арками для персонажей, которые не вошли в оригинальную игру: мы ждали Хоукая и Кейт Бишоп, Черную Пантеру и Человека-паука, Вижна с Алой Ведьмой и Человека-муравья с Доктором Стрэнджем. Но в итоге Клинта с Кейт задержали на полгода, Питер Паркер станет эксклюзивом для PlayStation и появится в 2021 году, а информацию об остальных и вовсе откопали датамайнеры. Перед вами еще одна видеоигра на вырост, поэтому приходите позже. Или приходите только за одиночным опытом без перекатывания в онлайн после прохождения кампании — она здесь и правда отличная.
Вопрос «А Crysis потянет?» в 2020 году стал снова актуальным. Правда, вместо скрытого восхищения и неподдельного интереса за ним теперь стояли совершенно другие эмоции. Простите, что там вообще может «не потянуть»? Игра 2007 года не сильно прокачалась в графике, а вот нормально работать отказывалась даже на самом мощнейшем современном железе. Мемы мемами, но Crysis не стала выглядеть лучше игр нынешнего поколения — и на фоне своей монструозной оптимизации скорее стала выглядеть просто жалко. Никто никогда не вернется в 2007 год, говорил русский классик. Crysis Remastered попыталась опровергнуть его слова и потерпела сокрушительное поражение.
Единственное, что у Crytek получилось сделать по-настоящему хорошо, так это напомнить нам о временах, когда видеоигры развивались семимильными шагами. Crysis ни у кого не идет? Это и понятно: вы вообще видели, какой там графон? В 2008 году я был счастливым владельцем моднейшей бюджетной видеокарты GeForce 8600 GT, которая позволила взлянуть на новое поколение графики буквально одним глазком. На средних настройках я играл в Crysis примерно с 25 кадрами в секунду — но тогда мало кто вообще понимал, что это значит. Можно было переключиться на максималки и погонять в примерно 8 fps, разглядывая красоты в динамичном слайд-шоу. Самое забавное, что прелести «кукурузиса» я не понял, даже будучи 14-летним школьником, забросив прохождение вскоре после появления инопланетян.
Crysis никогда не была прекрасной игрой, но быстро стала символом. Это был предвестник бурного технологического роста и расцвета похожих друг на друга игр-пустышек, которые делают ставку главным образом на впечатляющую картинку. И вот прошло 12 лет, а мы уже доказываем друг другу важность 144-герцовых мониторов, плюемся от 30 кадров в секунду, которые когда-то были невероятно комфортным стандартом, и жалуемся, как сильно скатилась игровая индустрия. Но на самом деле она никуда не скатывалась — просто геймеров нынче много, и они сами выбрали, во что будут играть, проголосовав за это собственным кошельком.
Хорошие игры для старой гвардии все еще выходят. Да, они выходят реже, но и дают гораздо более комплексный и глубокий геймплей, занимающий порой сотни часов. Ах, да. Извини, Crysis Remastered, я совсем о тебе забыл. Но и говорить-то о тебе толком и нечего: ты ведь примечательна именно как символ эпохи, а по факту представляешь собой просто очередной плохой ремейк, системные требования которого явно не соотносятся с качеством картинки.
Честно говоря, игре с такими системными требования, ценой нормального AAA-проекта и подобными амбициями стоило бы дать игрокам хоть что-то новое. Ну, или, как минимум, не испортить старое. В итоге разработчики не справились ни с первым, ни со вторым. Игра нещадно тормозила даже на топовых машинах, а количество багов во время прохождения просто зашкаливало. И если бы Crysis Remastered при этом хотя бы выглядела впечатляюще! Но даже вышедшая два года назад Battlefield 5 со своей парой карт в сеттинге джунглей и в два раза более скромными системными требованиями выдавала НА ПОРЯДОК БОЛЕЕ КРАСИВУЮ КАРТИНКУ при честном рейтрейсинге и, важно отметить, куда более высокой частоте кадров.
Будто бы этого мало, за основу игры взяли урезанную версию для консолей, где попросту отсутствовала часть контента, а возможности кастомизировать управление были неприлично скромными для шутера. Как вы можете догадаться, дополнение Warhead тоже в комплект не вошло. Как и мультиплеер. В общем, если кратко, то мы получили урезанную версию старой Crysis с не шибко улучшенной графикой, зато с выросшими до небес системными требованиями. Добавить здесь, пожалуй, больше и нечего.
На очереди еще три материала из цикла итогов игрового 2020 года. В следующие несколько дней мы вспомним крепкие середнячки, неожиданные сюрпризы и невероятные успехи, свидетелями которых мы стали за последний оборот Земли вокруг Солнца.