Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Самые громкие события
Спецы и мнения

Итоги игрового 2021 года на GameGuru. Самые громкие события

GameGuru продолжает подводить итоги 2021 года в контексте игровой индустрии. Мы уже перебрали его эпические провалы и невероятные успехи, а теперь вспомним все самые громкие события. Что в последние 365 дней гремело так, что не услышать это было попросту невозможно? И что про весь этот хайп можно сказать теперь, остудив голову?


Лето уходящего года прошло под знаком Кодзимы — ну, или кто там скрывался в итоге под его именем. Все началось еще в апреле, когда в блоге PlayStation был анонсирован сурвайвл-хоррор Abandoned. В июне интернет взорвался: независимые сетевые детективы от нечего делать полезли изучать профили студии Blue Box Games. И оказалось, что там полным-полно различных скрытых деталей, явно намекающих на имя большого японского геймдизайнера. Не будем перечислять все эти безумные совпадения; тем более, что мы уже делали это в отдельном материале по горячим следам. Скажем лишь, что теория выглядела довольно убедительно. Заявления студии о том, что она не Кодзима, лишь раззадоривали аудиторию.

И вот геймеры затаив дыхание ждали, когда Хидео Кодзима выйдет из-за кулис и с торжественным видом признается, что это он так хитренько перезапуск Silent Hill анонсировал… Но не тут-то было. А вернее, не было вообще ничего. Blue Box Games несколько раз обещала выложить трейлер и провести презентацию игры, но эти события все откладывались и откладывались. В какой-то момент это совсем уже перестало интриговать, а на авторов Abandoned геймеры начали смотреть как на юродивых.

На момент публикации итогов 2021 года на нашем сайте никаких внятных материалов по игре никто так и не увидел. Неясно, чем кончится эта история. Например, буквально вчера в сети появилась очередная странная теория заговора — и похоже, что далеко не последняя.

Несмотря на усталость от затертых инфоповодов (из последнего — «Нет пути домой» и Battlefield 2042), каждая новость о Кодзиме и Abandoned до сих пор вызывает у меня искреннюю радость и интерес. Пускай уже стало окончательно ясно, что Хасан просто какой-то мелкий мошенник, а Кодзима занят чем-то своим, это все равно весело. В какой-то момент вся ситуация сложилась в красивую, зрелищную и драматическую историю, в которую поверил даже Джейсон Шрайер — но обладая связями в индустрии он быстро выяснил, что это всего лишь фанатская сказка.

В былые годы Кодзима действительно умел навести тень на плетень и не на ровном месте прослыл мастером мистификации. Хоть с Death Stranding оказалось достаточно таинственных тизеров, еще с пятой Metal Gear Solid легендарный геймдизайнер устраивал выкрутасы с подставной студией и «левыми» интервью Джеффу Кили. Все эти развлечения с поиском кодзимовских игр происходят лишь от того, что народ истосковался по подобным представлениям, тем более скрывающим проект от любимого автора. Надежда будет гореть до последнего, пока Кодзима не расскажет обо всем открыто — вон, у Abandoned обложка изменилась, говорят, в начале 2022-го что-то покажут, может, бурят опять за старое?..


По долгу службы я очень много сижу в Твиттере. Это не только заставляет задумываться о приеме успокоительных, но и помогает быть свидетелем отправления поездов с хайпом. Abandoned — отличный пример для всех, как делать не надо. Студии должны понять, что путь к дешевой славе приведет к разъяренной толпе, которая их растерзает. А игроки — осознать, что они сами воображают себе НЕЧТО, а потом в этом разочаровываются.

Перечитывая материал человека множества талантов Егора Бабина, хочется смеяться и плакать от того, как кто-то видит подсказки в синих коробочках на фото Кодзимы, переводит Hideo на турецкий и находит забытое самим Хасаном фитнес-приложение, где вдруг есть буквы P и T в описании. Люди сходят с ума, стримят провальный запуск приложения Abandoned три дня, а потом приходят в ярость, что студия показала им 10 секунд каких-то ног на движке UE. И самое интересное, что никому уже не нужна Abandoned. Она пшик, ничто и останется ничем на фоне хайпа, который вокруг нее создан.

Но если это действительно окажется Кодзима, то все будут счастливы. Когда на самом деле нужно расстраиваться, что хитрый японец переиграл всех как дешевок. Он продаст свою Silent Hill или что-то там с помощью хайпа, а не таланта своей студии. И это самое позорное, что может сделать человек, которого кличут Гением.


Материал выпущен при поддержке тарифа «Игровой» от Ростелекома

Тариф «Игровой» от Ростелекома — это мощнейший интернет для геймеров, благодаря которому даже самые тяжелые игры будут скачиваться в мгновение ока. Выгрузить игру весом 150 ГБ из Steam за 20 минут? Не вопрос! 

Но одна лишь высокая скорость еще не делает тариф «Игровым». Владелец тарифа получает двойную скидку на сервис облачных игр NVIDIA GeForce NOW, позволяющий запускать самые требовательные игры на практических любых девайсах, а также уникальные преимущества в сетевых играх от крупнейших издателей — Wargaming, MY.GAMES и 4game. Бесконечные премиум-аккаунты, эксклюзивная премиальная техника в World of Tanks, World of Warships и World of Warplane, пушки на особых условиях — абсолютная мощь.

В общем — играй комфортнее, получай больше! Оставляй свою заявку на подключение по этой ссылке или щелкай по картинке ниже. 👇


Южнокорейский сериал до сих пор не выходит из топов просматриваемых шоу на Netflix, ведь там вышел новый дубляж. Тиктокеры показывают, как сделать те самые печеньки, собирая миллионы просмотров. Розовые комбинезоны с масками-фигурами и зеленые спортивные костюмы стали одними из самых популярных нарядов на Хэллоуин. Блогер Mr. Beast потратил $3,5 млн, чтобы провести серию испытаний из сериала в реальной жизни, победитель которых получил $456 тысяч, а ролик собрал еще больше просмотров, чем сам сериал: ажно 179 миллионов.

По другую сторону хайпа критики и зрители плюются от «Игры в кальмара»: сериал довольно нагло заимствует чужие идеи. Все сюжетные линии банальны и вторичны, твисты притаились с грацией рояля в кустах, концовка — звенящая пошлость. Яркая подача, возведенная в абсолют тупость и плоскость — хавай, пипл. 

Это показательно, ведь некого срединного отношения к «Кальмару» нет. Его либо любят, либо ненавидят. А если и игнорируют — то будто бы показательно, с нескрываемым презрением. Как бы то ни было, шума было много, он был невыносимо громким — и не было никого, до кого бы этот шум не дошел. 

Сериал от Netflix разорвал все медиа-пространство, влетел в каждый топ мира и стал не культовым, но очень запоминающимся продуктом из Южной Кореи. Мы можем тысячи раз повторять, что идея не новая, что сюжет где-то списан, а последнее испытание игры было нечестным, однако сериал выстрелил настолько ярко, что тонны сахара начали скупаться для сот, а подрастающее поколение весело пародирует испытания (без крови, конечно), откладывая многострадальческие гаджеты, вылезая из интернета и занимаясь чем-то более реальным.

Феномен «Кальмара», более того, привлек внимание большой аудитории к такому жанру, как дорамы, а многих даже подтолкнул пересмотреть старые-добрые фильмы про выживание и игры на выбывание. От появления этого сериала абсолютно никто не пострадал, а многие даже, наоборот, выиграли.

Стильный, простой и со смыслом.


Нет ничего плохого в неоригинальности произведения. Так или иначе, творцы любого современного энтертейнмента росли на точно таком же энтертейнменте, правда, предыдущего поколения. Поэтому подавляющее число медиа отчасти вторично: автор естественным образом черпает вдохновение из чего-то, что произвело на него большое впечатление в прошлом. Но тут важен сам подход. Где грань между вдохновением и слепым копированием? Можно взять приглянувшуюся идею за основу, умно докрутить, изменить условия, переосмыслить ее, в конце концов. А можно просто сделать банальную компиляцию ярлыков, коей, по сути, и является «Игра в кальмара». 

Буквально за месяц до релиза сериала, по странному стечению обстоятельств, я посмотрел аниме «Кайдзи». На него режиссер и сценарист «Кальмара» Хван дон-Хёк не просто ориентируется, а едва ли не воспроизводит дословно, начиная с общей идеи и заканчивая конкретными сценами. Оба произведения — это триллеры, базирующиеся на чувстве саспенса. Однако «Игра в кальмара» пользуется этим приемом несравнимо хуже, делая ставку на куда более банальную вещь: красочные смерти персонажей в кадре. Некоторые, типа, должны быть эмоциональными, потому что сценарист уже прицепил героев к зрителю крючками экспозиционных трюков. В «Кайдзи» сценарий был куда умнее и удивлял другим: неочевидными и многоступенчатыми идеями главного героя, который пытался выбраться из безвыходной ситуации. В «Игре в кальмара» главный герой просто корчит тупое удивленное лицо, доходя до финала лишь по воле случая. Ему повезло быть героем произведения с посредственным сценарием.

«Игра в кальмара» — это идеальный массовый продукт. Упрощенный до самых примитивных сигналов. Вот жизнь, а вот смерть. Вот жертва, а вот злодей. Вот раб, а вот царь. А вот и огромная куча бабок в качестве главного мотиватора всей движухи. И знаете, ведь Хван дон-Хёк на самом деле достиг своей цели. Невероятный хайп по средненькому сериальчику — это и есть лучшая критика капиталистических ценностей и того общества, которое они формируют.


С таким же успехом победа Team Spirit могла бы появиться в двух других материалах цикла — «Неожиданных сюрпризах» или «Невероятных успехах». Но мы решили выделить ее в категории «Самые громкие события» — ведь стоило двум украинцам и трем россиянам увезти домой «Аегис» и 18 миллионов долларов, как о «сокрушительной победе российской команды на международной киберспортивной сцене» начали трубить изо всех углов. Не остался в стороне даже Владимир Путин.

Еще бы: впервые за десять лет команда из СНГ наконец-то сумела забрать первое место на крупнейшем киберспортивном турнире в мире — если определять по призовому фонду. В последний раз это удавалось сделать Na’Vi на самом первом The International. Таким образом игроки из нашего региона смогли открыть и закрыть целый десятилетний сезон в истории соревновательной «Доты», а пятеро молодых ребят обеспечили себя если не на всю жизнь, то на ближайший десяток лет. Мемы про «Коллапса на Магнусе» знатно повеселили даже тех, кто не сыграл ни одной карты в Dota 2 за всю свою жизнь.

Dota 2 — замечательная спортивная дисциплина, которая по сложности механик и количеству нюансов заткнет за пояс сумму футбола, баскетбола и хоккея, помноженную на десять. И за десять лет серии турниров The International сцена претерпела взрывную эволюцию. Над уровнем организации и скилла самого первого чемпионата, где выиграли Na’Vi, сейчас можно разве что от души похохотать. Теперь в Dota 2 играют настоящие роботы — парни с самой быстрой реакцией и самым грамотным тактическим видением. Прошедший The International в очередной раз доказал, что важнейшее связующее вещество этих двух компонентов — сила духа. Боевой настрой, способный ввести самого сильного оппонента в ступор. Величина яиц, если хотите, но не какого-то конкретного игрока (хотя и это важно!), а всей команды в целом. И немного мистическим кажется совпадение, что название состава триумфаторов — это буквально «Команда Духа».

Путь Team Spirit на TI10 — это архетипическая история, идущая сквозь века и древние мифы. Молодой и дерзкий андердог, который, ко всеобщему удивлению, с невозмутимым видом срезает голову гидре, роняет циклопа и загоняет минотавра обратно в его лабиринт. Словом, да, это именно тот сюжет, который обычно затем экранизируют в спортивных драмах. Team Spirit сюда никто не звал: команда пробила себе дорогу на турнир в бешеной рубке региональных квалификаций. Успехом было бы не вылететь из групповой стадии, но внезапно началась феерия: OG, VP, IG, Team Secret, LGD — мощнейшие составы мира по очереди отправились домой. Это не везение или что-то там еще: команда действительно переехала более опытных и именитых оппонентов, пробившись в финал из сетки «лузеров», где поражение означало вылет.

Что особенно примечательно — четыре игрока из состава доселе не имели никакого опыта столкновений лицом к лицу на LAN-турнирах. Это молодые и неопытные ребята, которых менеджмент привел буквально из ниоткуда. Возможно, если бы арена в Бухаресте не пустовала из-за ковидных ограничений, все могло бы сложиться иначе: под давлением орущего зала и десятков пар тысяч зрительских глаз совладать с эмоциями команде было бы не в пример сложнее. Но факт остается фактом: это первый кубок главного турнира Dota 2, взятый российской командой. Жаль лишь, что для большей части незнакомой с игрой аудитории, которая, тем не менее, впитала весь этот хайп, это величественное событие никогда не выйдет за узкие рамки патриотобесия с воплями «УРА, НАШЕ ПОБЕ ДИЛЕ!!!».


Бессмысленно спорить с тем, что победа Team Spirit — выдающееся достижение. А те, кто всерьез следит за расстановкой сил на киберспортивных фронтах Dota 2, знают, насколько драматичным был путь ребят к триумфу. Это настоящая сенсация, которая ковалась нестандартными тактическими решениями и изнурительной борьбой на каждом рубеже. Победителям — честь и хвала. Но вот наблюдать за тем, как вокруг этого события нагнетается нездоровый хайп, частичку которого пытались ухватить все, кому не лень, было, мягко говоря, не очень приятно. В идеальной вселенной успех Team Spirit мог бы дать серьезный толчок к развитию киберспорта в России, положить конец идиотской стигматизации игр как медиа и обвинений их во всех мыслимых грехах. Увы, последовавшие после финала The International 10 события напомнили нам, в какой вселенной мы живем. 

На волне хайпа, пожалуйста: вот вам поход к Урганту на «Первый канал», вот публикации в СМИ, получите-распишитесь за поздравления от лица политиков всех мастей: президента, вице-премьера, даже губернатора Челябинской области. Тут же на подхвате оказываются депутаты госдумы, предлагающие внести киберспорт в программу Олимпиады. Интересно, рассказали ли им, что в Team Spirit двое из пяти игроков — украинцы? Что эта шумиха показала на деле, так это то, насколько политический и медийный мейнстрим в нашей стране далек от темы видеоигр, и даже не пытается в ней разобраться. Над тем, что в телеграмме Путина даже название игры было написано с ошибкой, отшутились все. Но красноречивее всего выглядит платиновый заголовок из газеты «Комсомольская правда»: «Залезли в компьютерную стрелялку — настреляли $18 миллионов».

А в итоге-то что? Воз и ныне там. Теперь, когда хайп поутих, представители различных околоправительственных ведомств вновь рассказывают нам о том, что компьютерные игры ведут экстремизму. Роскомнадзор готовится на китайский манер проверять игры на различную запрещенку с помощью ИИ-алгоритмов. А Steam и Discord представляют практически как площадки для вербовки детей в террористы. Этому беснованию не видно края, и всем, в целом, очевидно, что жизнь российских геймеров в ближайшие годы легче не станет. Несмотря на все успехи наших киберспортсменов, за пределами игрового сообщества Dota 2 пока что обречена оставаться «Докой Два».


Громкое судебное противостояние Apple и Epic Games началось в прошлом году. Epic Games решила открыть альтернативный способ покупки V-Bucks в обход комиссии Apple, которую та берет за любые микроплатежи. Apple отреагировала остро, удалив Fortnite из AppStore. И тут понеслось! Судебные заседания проходили весь 2021 год, а новостные порталы оперативно освещали борьбу двух корпораций, будто это новый бой Хабиба с МакГрегором. В принципе, по меркам индустрии это был именно он.

В итоге Epic Games проиграла по девяти пунктам претензий из десяти. Компания не смогла доказать, что Apple является монополистом, комиссия в 30% останется незыблемой, а Fortnite не вернется в App Store. Но Apple… тоже проиграла. Нокаутом. Суд посчитал, что корпорация не имеет права навязывать разработчикам собственную платежную систему и взимать за это комиссию. 

По решению суда Apple обязана разрешить разработчикам публикацию ссылок на сторонние платежные системы в своих приложениях, но пока отчего-то не торопится этого делать, подавая прошения об отсрочке выполнения решения. Интересно, почему? Может быть, какое-то отношение к этому имеет следующий факт: комиссии с продаж в магазинах приложений по оценкам сторонних экспертов принесли Apple порядка 64 миллиардов долларов лишь за 2020 год.

Читая все эти новости, очень важно помнить: корпорации — не наши друзья; чем им труднее — тем нам лучше. Нам — в смысле, простым работягам, которые платят деньги и хотят получать за них максимум. Поэтому любые столкновения на поле конкуренции обычно идут на благо покупателю — на этом, собственно, рыночная экономика и строится.

Хотя и тут есть обратная сторона, особенно в рассматриваемой ситуации. Свою недополученную прибыль с транзакций внутри приложений из AppStore, которую еще буквально в прошлом году Apple закладывала в свои финансовые планы, компания наверняка пойдет искать в других местах. Каким образом это отразится на пользователях пока неясно, но хотя бы то, что некоторые разработчики снизят цены, точно не будет лишним.

Хотя Epic уже обещала, что благодаря меньшей комиссии игры в EGS будут дешевле. И что же мы видим? После этого еще приятнее, что вещающему в Твиттере про заботу об игроках и разработчиках Тиму Суини утерли нос — он, конечно, бессовестный, но хороший бизнесмен, хотя есть бизнесмены и покруче.


К разборкам Apple и Epic Games так и просится известная аналогия про досуг жабы и гадюки. Одна сторона всеми силами поддерживает монополию в пределах целой платформы, другая под видом борьбы за свободу отстаивает свое право наживаться на микротранзакциях. Хороши все. Но победа Apple в затянувшемся деле на долгой дистанции грозится стать большей проблемой для игроков.

Учитывая, что судебная система США строится на прецедентном праве, итог громкого разбирательства в первую очередь стоит воспринимать именно как прецедент. Отныне Apple способна устраивать поборы с разработчиков в любых масштабах, зная наверняка: ей ничего не грозит. И ошибаются те, кто считает, что процент будут трясти только с толстосумов уровня Epic Games. Как показывает практика, именно крупным компаниям Apple, как правило, делает существенные поблажки. Монополист монополиста видит издалека. 

Кто на самом деле больше всего рискует пострадать от такой системы, так это небольшие студии и инди-девелоперы, чьи голоса не слышны на фоне перебранок акул рынка. Мобильный гейминг и так полон проблем, а редкие удачные оригинальные проекты там — капля в море второсортного шлака, созданного с целью срубить бабла. Но если вам казалось, что ситуация с играми на iOS и Android не могла стать еще хуже, подумайте еще раз.

Вот таким получился уходящий ход на громкие события. Конечно, инфополе шумело своим бурлящим потоком и по другим поводам, которые вы можете перечислить в комментариях. А тем временем больше половины цикла уже позади. Впереди — неожиданные сюрпризы и крепкие среднячки.

Материал выпущен при поддержке тарифа «Игровой» от Ростелекома

Игры в материале:

Комментарии (12)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
KIll.sPeAk
3
01.01.2022 18:28
а про abandoned не соглашусь, офигенный пиар. как там говорили, нет ничего хуже того когда про тебя забывают. а тут на уши подняли все игровое сообщество еще даже ничего не выпустив.
Stellic
06.01.2022 20:38
Я только так и не понял, почему все его с кодзимой связывают
KIll.sPeAk
3
01.01.2022 18:27
про киберспорт прям мои мысли, просто поорали немного и все утряслось
Gxpx
4
31.12.2021 11:42
Хорошо что я прошел мимо всего этого хайпа кальмарного.
Betrayed
3
31.12.2021 09:23
я уже про abandoned забыл, спасибо что вспомнили эту клоунаду
Caged
3
30.12.2021 11:33
а чего каджимбе такую нелепую фотожабу сделали?
Wetgoose
GURU team
69
30.12.2021 12:19
Это не Кодзима
T0xic
2
30.12.2021 07:24
теория про то, что хассана смоделировали на ue5 на самом деле интересная.
абандонед это точно не кодзима, но и не ноунейм-чувак очевидно.
для меня что-то главное событие года - леди димитреску. жаль что ее преступно мало.
Iron
7
29.12.2021 10:07
За российских киберспортсменов уже стопарь поднимал и подниму еще. А про Кальмара слышать ничего не хочу, затрахали им уже.
Kevin2K17
29.12.2021 15:47
правильно тут все написали, перехайпленный середняк. хотя чему удивляться, народ уже давно перестал быть избирательным. и не только в россии.

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?