Истории крупнейших издательств. Electronic Arts.
Спецы и мнения

Истории крупнейших издательств. Electronic Arts.


Времена,
когда индустрия видеоигр состояла
исключительно из энтузиастов и
экспериментаторов, остались позади.
Сегодня - это сложная система из огромных
корпораций, где суммарные доходы
превышают десятки миллиардов долларов.
Развлечение, передовые достижения в
технике и коммерция слились в единое
целое. Создание первоклассной игры в
2011 - это огромный бюджет, команда
профессионалов, состоящая из дизайнеров,
художников, сценаристов, музыкантов,
программистов и других специалистов;
это маркетинг и реклама, цифровая
дистрибуция и договоры с крупнейшими
торговыми площадками. С сегодняшнего
дня на GameGuru.ru
стартует серия материалов, где мы
расскажем вам истории становления
грандиозных издателей. С чего все
начиналось, и каких усилий стоит место
победителя под солнцем. В сегодняшней
статье речь пойдет об Electronic
Arts
.



insertLinkedImg



На
старт ...



Дата
основания EA
- 28 мая 1982 года. Трип Хоукинс (Trip Hawkins),
полное имя которого, кстати, William M. 'Trip'
Hawkins
, решил открыть собственное дело,
уволившись из компании Apple
Inc.

Случилось это в возрасте 29 лет. Уже
набравшийся опыта на должности директора
по стратегиям и маркетингу, бывший
выпускник Гарварда отправился в
«собственное плавание». Способствовал
ли этому кто-нибудь? Конечно. Этим
человеком был Дональд Валентайн (Donald
T. "Don" Valentine) - венчурный инвестор,
основатель Sequoia Capital. Несмотря на то, что
Трип основал кампанию на собственные
сбережения (около 200 000$), господин
Валентайн в будущем вложил в нее сумму
около 2 млн. долларов с различных венчурных
компаний, среди которых был и его фонд
Sequoia Capital.



insertLinkedImg



Открытием
собственного издательства послужили
пара причин: любовь Хоукинса к играм и
большие перспективы на этом поприще.
Мало кто знает, что изначально компания
Electronic
Arts

носила название Amazin'
Software
.
Однако Трип и его немногочисленная
команда решили отказаться от несерьезного,
по их мнению, «имени», сменив его на
более привычное Electronic
Arts
.



Практически
весь 1982 год был потрачен на «доведение
до ума» и многочисленную редакцию бизнес
плана start-up'а.
В это же время количество сотрудников
в новоиспеченной компании начинает
расти. Команду Трип собирал из своих
друзей по университету и коллег из Apple
Inc.

Среди них были: Рич Мэлмон (Rich Melmon), Дэйв
Эванс
(Dave Evans), Пэт Мэрриот (Pat Marriott), Тим
Мотт
(Tim
Mott)
и другие. Всего же коллектив на осень
82-го насчитывал одиннадцать человек.



insertLinkedImg



Рынок,
встречай нового игрока



Спустя
год
EA
издает
первые
игры:
Pinball Construction Set, M.U.L.E., Murder on the Zinderneuf, Hard
Hat Mack, Archon и
Worms. Жанры
разнились, но главной фишкой, отличавшей
творения, вышедшие под лейблом Electronic
Arts
,
от конкурентов, стали оригинальные
обложки. Все проекты EA
запоминались не только яркими образами,
но и промоушеном одного из ключевых
разработчиков конкретной игры. Так,
например, на обложке Pinball
Construction
Set
красовалось крупными буквами имя Билла
Баджа
(Bill
Budge)
- программиста и дизайнера. Поскольку
носителем для игр была дискета 5¼
(130
мм, чуть больше привычной для нас 3½),
издатель подбирал исключительно самые
перспективные платформы: Apple
II,
Commodore 64, Atari
800. Дела издательства пошли в гору.
Покупателям понравился столь необычный
подход и качество продукции. Компания
начинает осваивать новые для себя жанры.



insertLinkedImg



В
этом же году выходит One on One: Dr. J vs. Larry
Bird. Удачный спортивный проект, в котором
задействованы звезды баскетбола: Ларри
Берд
(Larry Bird) и Джулиус Ирвинг (Julius Erving).
Именно их лица красовались на обложке
игры, а всем геймерам предлагалась
возможность проявить свое баскетбольное
мастерство, выбрав одного из вышеназванных
спортсменов, в поединке один на один с
другом или компьютерным оппонентом.



В
1984 году в команде Electronic
Arts

появляется еще одна ключевая фигура -
Ларри Пробст (Larry Probst). Этот парень
проработал в самых разных отраслях и
компаниях. Так, до назначения на пост
вице-президента по продажам в EA,
господин Пробст делал карьеру в Johnson &
Johnson, компании Clorox
(пищевая индустрия), после чего, в 1982
году, оказался в Activision,
тем самым «угодив» в индустрию видеоигр.
Кажется, этому человеку было все равно
что продавать, будь то игры или новые
крема от загара. Со своими обязанностями
Ларри справлялся великолепно. Годовая
прибыль издательства выросла тогда с
5 миллионов долларов до 18.



insertLinkedImg



«Консолемания»



В
это же время на рынке консолей наступает
настоящий хаос. К этому приводит возросшее
количество приставок, похожих друг на
друга как две капли воды. Выживают
сильнейшие корпорации, но этот переворот
также не мог не задеть их. На какое-то
время Electronic
Arts
решили игнорировать платформы Atari,
сфокусировав свое внимание на других
крупных игроках рынка. Трипом Хоукинсом
лично были пересмотрены некоторые
ключевые маркетинговые моменты. Фокус
смещается с личностей, работавших над
играми, непосредственно на сами игры.
То есть, EA
отныне делает ставку на создание бренда,
а второстепенной задачей становится
«привязка» к будущему бренду известной
персоны, как это было в случае с One on One:
Dr. J vs. Larry Bird. Одним из таких успешных
проектов стал John Madden Football, вышедший в
1988 году, созданный под наблюдением, как
не трудно догадаться, самого Джона
Мэддена
(великолепного игрока в
американский футбол и тренера, если кто
не в курсе).



insertLinkedImg



Nintendo,
заработавшая баснословные деньги на
рынке консольных игр, заставляет боссов
EA
задуматься о консолях, как о перспективных
платформах для будущих игр. Хотя сам
Трип считал, что только у компьютеров
как у игровой системы есть будущее.
Однако планы меняются.



В
1985 году компания издает такие тайтлы
как: Mail Order Monsters, Racing Destruction Set, The Bard's Tale,
оригинал которой был «заточен»
исключительно под Apple
II,
а позднее портирован на Commodore 64, ZX
Spectrum, Apple Macintosh, MS-DOS и даже приставку
Nintendo Entertainment System (NES).



Спустя
пару лет Electronic
Arts

выводит на рынок проект, созданный
собственными силами. Платформы
стандартные, однако игру Skate or Die усилиями
Konami
и издательства Ultra Games портируют на
безумно популярную тогда NES.
«Электроники» все больше и больше
убеждаются в том, что издательство игр
для этого японского творения может
принести немало денег. Кстати, в одном
из игровых изданий Skate
or
Die
получила скромные 2 звезды из 5 возможных.
Тем не менее это не остановило EA,
а лишь подтолкнуло к осваиванию нового
для себя направления - созданию
собственных игр.



И
опять смена лидера. Конец восьмидесятых
принес нового «консольного короля» -
Sega
Genesis
(Mega
Drive).
Все больше людей становятся почитателями
этой игровой системы. Трип Хопкинс
планирует бросить все силы на издательство
проектов именно для Sega
Mega
Drive.
Идею в команде поддерживают далеко не
все, ведь EA
отклонилось от своего курса (издание
игр для компьютеров) чуть ли не на 90
градусов. Однако Трип считает нужным
делать то, что интересно рынку, а не
инженерам Electronic
Arts
.
Издательство выпускает чуть ли не по 3
игры в месяц в течение целого года, в
буквальном смысле завалив прилавки
своей продукцией. Кажется, господину
Хоукинсу отныне интересны исключительно
домашние консоли. Он решает покинуть
пост CEO
EA,
основав The 3DO Company. Происходит все это в
1991 году. Забежав немного вперед, скажем,
что амбициозные планы Трипа продержались
до мая 2003 года. Именно тогда 3DO
признали банкротом. Причин, погубивших
компанию, было более чем предостаточно.
Но это уже совсем другая история.



Best
buy
от
Ларри



Место
генерального директора занимает уже
упомянутый в этой статье Ларри Пробст.
За эти 9 лет Electronic
Arts

превратилась из «старт-ап'а» в крупнейшего
издателя с доходами, составляющими
десятки миллионов долларов. По мере
роста компании, растут и требования к
качеству игр. Ларри Пробст понимает,
что для создания собственной линейки
игр необходимы дополнительные силы. С
этого момента EA
начинает скупать талантливых разработчиков,
превращая их в дочерние компании. Первым
приобретением стала студия Distinctive,
создавшая для «Электроников» несколько
спортивных игр и положив начало
долгоиграющей серии Need
for
Speed
.
Позже компанию переименуют в EA
Canada
.
Их спортивные проекты публика принимала
настолько тепло, что было решено создать
специальную марку, которая соберет «под
крышей одного дома» все спортивные
тайтлы. И она была создана.



Об
EA
Sports

впервые услышали в 1993 году. Марка включает
в себя такие серии как: FIFA,
FIFA
Manager
,
NHL,
NBA
Live
,
Fight
Night
,
Madden
(американский футбол) и несколько других.



Аппетиты
начали расти. В 92-ом году EA
покупает студию Ричарда
Гэрриота
(Richard Garriott) Origin System. В
дружелюбной атмосфере и при достойной
финансовой поддержке зародилась классика
видеоигр: Ultima
Online

и System
Shock
.
Помимо
этого
свет
увидели:
серия
Crusader (action), и
Wing Commander: Privateer (Action-adventure/Flight simulation). Дела
издательства шли в гору, но никто не
собирался на этом останавливаться.



Ровно
через три года состоялось еще одно
важнейшее приобретение. На этот раз под
пристальным вниманием оказалась
британская студия Bullfrog.
Ни о чем не говорит? Хорошо. Питер Молинье
(Peter Molyneux) - дизайнер и программист,
создавший легендарный Black&White,
Dungeon
Keeper

и Fable.



insertLinkedImg



Талантливому англичанину предложили пост вице-президента
EA,
на котором он проработал вплоть до 1997
года. Амбиции Питера и желание творить
подтолкнули его к основанию независимой
Lionhead
Studios
.
Да-да, именно там создается Black&White
и его сиквел, изданный EA.
Другие интересные проекты студии (Fable,
The
Movies
)
выходят под присмотром других крупных
издательств.



Теперь
один простой вопрос: «Существует ли для
вас такое понятие как «повезло»? А
«крупно повезло»? В целом, 1997 год можно
назвать годом, когда EA
повезло, причем очень и очень крупно.
Приобретя студию Maxis
с гениальным Уиллом Райтом (Will
Wright)
во главе, творения этих креативщиков
принесло невероятную сумму денег
издательству. Вспомните хотя бы серию
The
Sims

и все аддоны к ней, а также градостроительный
симулятор SimCity.
По слухам, боссы ЕА не раз отказывали
Уиллу Райту, прежде чем поверить в его
идею «писающих человечков» и дать ей
право на жизнь. Настойчивость - важная
черта характера. Не обладай ею Уилл
Райт
, никогда бы не увидели мы с вами
The
Sims

и девушек, проводящих так много времени
за одной единственной компьютерной
игрой.



insertLinkedImg



Работа
над убытками



Конец
девяностых запомнился EA
покупкой Westwood
Studios
,
которая ничем хорошим не смогла отплатить,
и в итоге закрылась в 2003 году. Часть
команды ушла в другие студии, а часть
соединилась с EA
Pacific,
образовав подразделение EA
Los
Angeles
.
Наступившие «нулевые» принесли с собой
новые покупки, идеи, тайтлы. Во-первых,
нельзя не отметить приобретение Criterion
Games
(серия Burnout,
Black,
NFS:
Hot
Pursuit
2010) и Digital
Illusion
(серия Battlefield,
Mirror's
Edge
),
более известную сейчас как DICE.
Во-вторых, под крыло гиганта попали и
создатели Mass
Effect

- BioWare,
а также закрытая ныне Pandemic
Studios

(помните Mercenaries
2
?). Желание покупать дальше закончилось
у Пробста, когда EA
начала нести финансовые убытки. Обороты
в компании стали исчисляться миллиардами
долларов. Огромное количество подразделений
и студий не могли работать как часы, а
внутренние проблемы, связанные с
неэффективным менеджментом и внешней
политикой компании, заставили Ларри
Пробста покинуть пост генерального
директора.



insertLinkedImg



В
2007 году CEO
становится Джон Ричитьелло (John
Riccitiello). Карьеру этого человека вряд ли
назовешь вполне обычной. До того как он
возглавил издательство, Джон проработал
в The
Clorox
Company

в качестве бренд менеджера, президентом
и главным исполнительным директором в
Wilson Sporting Goods, директором по маркетингу
в PepsiCo
и топ-менеджером в еще нескольких крупных
компаниях. Его политика? Перестать
скупать студии, сосредоточившись на
совершенствовании собственных брендов
и игр по лицензиям (а-ля Harry
Potter
,
Lord
of
the
Rings
).
Выпускать игры исключительно на
перспективных платформах (PC,
Xbox
360, PS3),
осваивая маленькими шажками пространство
почитателей Macintosh.
Больше внимание отныне уделяется
казуальным играм. ЕА покупает за 20
миллионов издателя игр для iPhone
и iPad
- компанию Chillingo.
Финансовые потери господин Ричитьелло
компенсирует сокращением штата и
закрытием некоторых студий. По состоянию
на 2010 общее количество сотрудников
издательство составляло около 8000
человек.



insertLinkedImg



***



По
нашим данным на дворе сейчас 2011 год. На
момент написания этого материала Джон
Ричитьелло
остается генеральным
директором Electronic
Arts
.
Основатель издательства Трип Хоукинс
полностью погружен в основанную им
Digital
Chocolate
(игры для мобильных устройств, iOS
и социальных сетей), а Ларри Пробст
обосновался на должности председателя
EA.
Навскидку перечислим самые удачные и
долгоиграющие игры, созданные и/или
изданные «электрониками»: Battlefield,
Burnout
C&C,
FIFA,
Dragon
Age,
Mass
Effect,
Medal
of
Honor,
NFS,
The
Sims.
Но самое главное, друзья, что это далеко
не конец увлекательнейшей истории,
которая все еще создается на наших
глазах.


insertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImginsertLinkedImg
Комментарии (60)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ixlov
1
21.05.2011 06:58
Всегда смотрел на логотип EA на дисках.И всё думал и думал:"что это такое?"А эта статья расказала мне больше чем я хотел знать!!Да у меня вес дом в логотипе EA(ну всмысли диски)EA у меня на втором месте после vavle.
Syka-lisa
1
17.05.2011 06:45
Скажим Electronic Arts. (EA) компания на высоте всегда чем то радует до усра...ай ай ай
Мах
1
16.05.2011 11:23
EA games challenge every thing это были первые слова которые я слышал кода увидил шикарную игру с такой графикой!!! С малых лет это компания меня радует не только меня конечно но и много миллионых людей!!! Низкий поклон вам друзья,делайте,совершенствуйтесь,продолжайте нас радовать такими хорошими и от души проделанными играми!!!
Shooltz
1
16.05.2011 09:02
Интересная и познавательная статья!!! СПАСИБО !!!
FeN!K$
1
15.05.2011 17:56
спасибо буду читать все выпуски :)
Лучший издатель. Хорошая статья.
King-artur15
1
15.05.2011 06:33
дааа, далеко они пошли)))
Sanya
1
13.05.2011 21:32
Круть.
JuliaZabava
1
13.05.2011 20:25
Интересная статья.Много нового узнала о EA
Shooltz
1
13.05.2011 16:51
Спасибо!!! было интересно!!

Мы можем присылать вам уведомления о важных новостях и статьях. По рукам?